15-08-2023
Валерий Нугатов | |
Имя при рождении: |
Валерий Викторович Твердохлеб |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Гражданство: | |
Род деятельности: | |
Годы творчества: |
1990-е — настоящее время |
Язык произведений: | |
Вале́рий Ви́кторович Нуга́тов (настоящая фамилия Твердохле́б; род. 6 марта 1972, Полтава, Украинская ССР, СССР) — русский поэт, прозаик, переводчик, перформанс-артист.
Содержание |
Окончил факультет русского языка и литературы Полтавского государственного педагогического института. С октября 2002 года живёт в Москве.
Составитель «Энциклопедии тантры» (1997)[ƒ]. Автор стихотворных сборников «Недобрая муза» (2000)[ƒ], «Фриланс» (2006)[ƒ], fAKE (2009; по мнению Дмитрия Волчека — «одна из самых интересных поэтических книг 2009 года»[1])[ƒ], «Мейнстрим» (2012)[ƒ], поэтических и прозаических переводов с английского и французского языков (англо-американская сюрреалистическая поэзия, Диана Батай, Жорж Батай, Джон Бойн[ru], Пол Боулз, Габриэль Витткоп, Ромен Гари, Пьер Гийота, Аллен Гинзберг, Станислас де Гуайта, Марсель Жуандо[ru], Сьюзен Зонтаг, Уильям Батлер Йейтс, Раймон Кено, Андрей Кодреску, Алистер Кроули, Марина Левицка, Клод Марга, Морис Метерлинк, Джеймс Парди, Герард Реве, Израэль Регарди[ru], Джереми Рид[ru], граф Сен-Жермен, Олдос Хаксли, Ирвин Уэлш, Джон Фаулз, Альфред Честер[ru], Идрис Шах, Шилпа Агарвал, Маргарет Этвуд и др.). Стихи и проза публиковались в журналах и альманахах «Вавилон», «Воздух», «Транслит», «Черновик», «©оюз Писателей», «Абзац», «Авторник», «Соло», «Окрестности», Text-only, «Улов», антологиях «Девять измерений», «Освобождённый Улисс», сборниках «Зондберг. Нугатов. Соколовский» (1999)[ƒ], «По непрочному воздуху» (2004), «Уксус и крокодилы» (2007) и др.
Организатор альтернативного поэтического фестиваля своего имени (2006), поэтической оргии «В постели с Нугатовым» (2007). Участник цикла литературно-музыкальных перформансов «Густопсовый рассвет» (совместно с Вадимом Калининым), музыкального проекта The Sentences Project (альбом Punch & Judy, 2005). Дипломант премии «Московский счёт» (2007).
Виртуальное пространство книжки [«Недобрая муза»] — музей многовековой истории европейской и неевропейской словесности. В витринах выставлены разнообразные стили. Вслед за Автором-экскурсоводом — учёным знатоком, ценителем и хранителем — мы прогуливаемся по залам, благоговейно останавливаясь перед отдельными экспонатами. Очень скоро обнаруживаются личные предпочтения Автора — явное тяготение к стилям маргинальным, соотносящимся в нашем представлении с декадансом в самом широком смысле, со всеми его симптомами: эстетика разложения и смерти, усталомудрость и ироничность, эротика на грани порнографии или перверсии, телесная и душевная некрофилия, гиперчувствительность к форме и слову, экзистенциальная маргинальность, облечённая в игровую/игривую форму, чувственность и одновременно индифферентность, аномия, анемия… Анамнез классический — пышное увяданье.— Мария Бондаренко[2]
Нугатов говорит «за» субкультуру, поколение, социум, человечество, мироздание и т. д., оставаясь фигурой, локализованной «здесь и сейчас», но при этом — и вполне сознательно — не вполне проявленной как индивидуальность, во многом «выносящей себя за скобки». Поэтому в этих стихах принципиальны повторяемость, метаописательность, стремление к исчерпанию всех ответов на поставленный вопрос. Этот подход к поэтическому говорению может, и даже отчасти должен, вызывать раздражение, но, похоже, целью нынешней работы Нугатова и является именно раздражение в биологическом смысле: проверка нерва на способность передачи всей информации.
Деконструкции в текстах Нугатова осуществляются для того, чтобы «расчистить поле» для нового социально ориентированного высказывания, не требующего искусственной легитимизации. «Естественная» же легитимизация высказывания происходит за счёт того, что читатель готов признать определённое сходство (semblable) с героем Нугатова и тем самым прислушаться к озвучиваемой им социальной критике.— Кирилл Корчагин[4]
Нугатов, Валерий Викторович.