Ньяя-сутры (Nyāya Sūtras IAST) — базовый текст индийской ортодоксальной философской школыньяи. Ввиду типичной для таких сутрлапидарности текста он не может быть понят без комментария.
Его автором считается Акшапада, ученик брахмана Сомашармана, он же Гаутама (Готама), то есть либо сам риши из рода Ангирасов, автор гимнов «Ригведы» I 74-93, либо один из его потомков,[1] именуемый также Диргхатапас, но в любом случае о нём неизвестно ничего, кроме легенд.[2]
Датировка сутр спорна, предлагались даты от VI века до н. э. до IV века н. э., предполагалось также, что формирование текста заняло весь этот период. В. К. Шохин считает, что фиксация текста произошла на рубеже III—IV века н. э., незадолго до появления первых комментариев к нему.[3]
Текст состоит из пяти разделов, каждый из которых делится на пять частей. В первом разделе рассматриваются 16 основных падартх (топиков)[5]ньяи.
Если первый и пятый разделы носят почти исключительно монологический характер (хотя комментарии вводят и сюда диалоги, особенно в первый раздел), то второй, третий и четвёртый разделы вполне диалогичны.
Раздел 1, часть 1.
Характеризуются источники знания (прамана) (3-8),
предметы знания (прамея) (9-22),
сомнения (саншая), мотивы (прайоджана) и примеры (дриштанта) (23-25),
доктрина (сиддханта) (26-31),
члены силлогизма (аваява) (32-39),
рефлексия (тарка) и удостоверенность (нирная) (40-41).
спор с оппонентом о достижении истинного знания и ограждении его (38-51).
Раздел 5, часть 1.
Называются 24 типа псевдоответов (1-3),
затем они монологически характеризуются (4-38),
и в кратком споре выделяются шесть ступеней псевдодискуссии (39-43).
Раздел 5, часть 2.
Называются 22 причины поражения в споре (1),
затем они монологически характеризуются (2-24).
Комментарии
Первый и классический комментарий известен как «Ньяя-бхашья» Ватсьяяны (IV—V века). Комментарии Бхававивикты и Вишварупы (V—VI века) не сохранились. Известен комментарий Уддйотакары (VI или VII век)[7] и надкомментарий Вачаспати Мишры (IX век)[8], который разделил текст на 84 параграфа-пракараны и закрепил деление на 528 сутр.
Публикации
Основные издания текста:
Nandalal Sinha, Mahamahopadhyaya Satisa Chandra Vidyabhusana, The Nyaya Sutras of Gotama, Allahabad, 1913. The sacred books of the Hindus, 1930; Motilal Banarsidass, 1990 reprint, ISBN 978-81-208-0748-8; Munshiram Manoharlal reprint, 2003, ISBN 978-81-215-1096-7.
Ganganatha Jha, Nyaya- Sutras of Gautama (4 vols.), Motilal Banarsidass, 1999 reprint, ISBN 978-81-208-1264-2.
↑о датировке подробно см. Шохин 2001, с.79-90, об этапах развития протоньяи и ньяи см. также: Шохин В. К. Школы индийской философии: период формирования. М., 2004. С.206-217
↑эти падартхи иногда называются философскими категориями, хотя имеют мало общего с аристотелевскими категориями либо с этим термином в западной философии, а статус категорий приобретают лишь у комментатора Ватсьяяны (см. Шохин 2001, с.20-35)
↑см. Шохин 2001, с.105-106, со ссылкой на В. Рубена