Овсянки (фильм)

23-09-2023

Овсянки
Жанр

роуд-муви

Режиссёр

Алексей Федорченко

Продюсер

Игорь Мишин
Мария Назари

Автор
сценария

Денис Осокин (автор повести)

В главных
ролях

Юрий Цурило
Игорь Сергеев
Юлия Ауг
Виктор Сухоруков

Оператор

Михаил Кричман

Композитор

Андрей Карасёв

Кинокомпания

АпрельМИГпикчерс
Медиа Мир

Длительность

75 мин.

Бюджет

$1,4 млн[1]

Страна

Россия

Язык

русский

Год

2010

IMDb

ID 1693830

«Овся́нки» — российский драматический фильм 2010 года режиссёра Алексея Федорченко. По одноимённой повести Дениса Осокина, которая была опубликована в 2008 году в журнале «Октябрь» под псевдонимом Аист Сергеев. Фильм представлял Россию в конкурсной программе 67-го Венецианского кинофестиваля, где удостоился нескольких призов[2].

Содержание

Сюжет

Директор целлюлозно-бумажного комбината[3] Мирон Алексеевич едет совершать якобы мерянский традиционный обряд погребения — (кремирования) своей жены Татьяны в те места, где они когда-то проводили медовый месяц, из Неи в Мещёрскую поросль (Горбатов). В попутчиках у него фотограф — Аист Всеволодович, и ему вдовец по дороге рассказывает очень интимные подробности своей жизни — что является частью известного им обоим архаичного погребального ритуала. Вместе с телом женщины также они везут двух маленьких птиц, овсянок. Повествование часто прерывается воспоминаниями героев.

Красной нитью через весь фильм идёт повествование о нравах и обычаях (вымышленных[4][5]) древнего народа мери, затерявшегося в костромской глуши, который наука считает исчезнувшим, но к которому причисляют себя главные герои картины. Мерянская свадьба, мерянские похороны, отношение к жизни и смерти — значительная часть сюжета.

Кульминация картины — погребальный костёр на берегу Оки. Затем прах Татьяны предают воде. Аист вспоминает, как много лет назад они с отцом таким же образом проводили в последний путь мать и сестру, и сожалеет, что отца похоронили по христианскому обряду.

На обратном пути герои заезжают к проституткам, а овсянки, вырвавшись из клетки, взлетают перед лицом Мирона, ведущего автомобиль — и машина слетает с Кинешемского моста в «великую мерянскую реку» Волгу. Главные герои тонут. Но принять смерть от воды, по выдуманной создателями фильма мерянской вере, — значит обрести бессмертие.

В ролях

  • Юрий Цурило — Мирон Алексеевич Козлов, директор целлюлозно-бумажного комбината
  • Юлия Ауг — Таня, жена Мирона Алексеевича (в девичестве — Овсянкина)
  • Игорь Сергеев — Аист Всеволодович Сергеев, фотограф
  • Виктор Сухоруков — Всеволод (псевдоним — Веса) Сергеев, отец Аиста, мерянский поэт-самоучка

Съёмочная группа

Съёмки и премьера

Въезд на Кинешемский мост, где наступает развязка

Создание фильма финансировал продюсер Игорь Мишин, так как «в Минкульте сочли сценарий „Овсянок“ порнографическим»[6]. Помимо Горбатова и Нижнего Новгорода, съёмки проходили в Екатеринбурге (сцена на мосту в финальных титрах[7]) и в посёлке Кослан Удорского района Республики Коми (в фильме представлен как город Нея)[8].

В начале лета 2010 года показ «Овсянок» был заявлен на «Кинотавре», но картину в последний момент отозвали. Отборщики Венецианского фестиваля поставили режиссёру условие: или «Кинотавр» в июне, или Венеция в сентябре[1][9][10]. Картина представляла Россию в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля, где имела успех: «Сам Тарантино, великий и ужасный, демонстративно аплодировал стоя на премьере российской картины»[6].

В международный прокат фильм попал под названиями «Тихие души» (на английском языке) и «Последнее путешествие Тани» (на французском языке)[11]. Название «тихие души» взято из текста повести, по которой был снят фильм: «Народ странноват тут — да. Лица невыразительные, как сырые оладьи. Волосы и глаза непонятного цвета. Глубокие тихие души. Половая распущенность. Страсти не кипят. Частые разводы, убийства и самоубийства не имеют видимых оснований»[12].

Награды и номинации

  • 67-й Венецианский кинофестиваль (2010)[13]:
    • Приз «Озелла» за лучшее изобразительное решение (оператор-постановщик Михаил Кричман)
    • Приз FIPRESCI (Международная федерация кинопрессы)
    • Приз Экуменического Жюри (Жюри, состоящее из представителей различных конфессий)
    • Почетная Премия Назарено Таддеи (учрежденная в 2007 году по случаю годовщины смерти итальянского режиссера, ученого и проповедника Назарено Таддеи)
    • Приз «Золотая Мышка» (Международная Ассоциация OnLine Кинокритиков)
  • Международный Кинофестиваль стран АТР во Владивостоке «Меридианы Тихого» (2010):
    • Приз за лучшую режиссёрскую работу
  • Открытый Фестиваль Кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Киношок» (2010):
    • Приз за лучшую режиссуру
  • Кинопремия "Ника" (2011)
    • Лучшая музыка к фильму — Андрей Карасёв
    • Лучшая сценарная работа — Денис Осокин

Премьерный показ в разных странах

[14]

Трактовки

Кинообозреватель «Российской газеты» Валерий Кичин воспринял «Овсянки» как «языческую поэму огромной эмоциональной силы, которая действует гипнотически». Сразу после премьеры он провёл параллель между «Овсянками» и лучшим, по его мнению, фильмом Тарковского — «Зеркало». Кичин отметил мощность эффекта остранения, которое производит картина: «то, что считается грязным, греховным, вдруг оказывается целомудренно чистым и человечным»[16].

Михаил ТрофименковКоммерсантъ») отметил, что создатели фильма копнули глубже христианства, традиционно отождествляемого в России с духовностью, и попытались погрузить зрителя в преданный забвению современными европейцами мир язычества. По его наблюдению, фильмом «Овсянки» в российское кино введён «новый антропологический тип… лысеющих мужчин, улыбчивых женщин, что называется, в теле, не первой свежести уличных попрыгушек»[17]. Для Андрея Плахова «Овсянки» — это «метафора потерянного (а возможно, и никогда не существовавшего) мира, раздавленного катком индустриализации»[6].

В сентябре 2011 г. фильм вышел в ограниченный североамериканский прокат. Рецензенты ведущих изданий США не преминули отметить продуманность звукового ряда и блестящую операторскую работу:

  • Высший балл из возможных выставил российскому фильму Роджер Эберт, отметивший, что давно не был так тронут: «всего за 75 безупречных минут фильм достигает глубин эпоса»[18].
  • Джим Хоберман полагает, что неспешный ритм и бесшовное сращение прошлого с настоящим позволяют авторам разглядеть за поверхностью повседневной жизни глубокую архаику[19].
  • Кинокритик The New York Times увидела в «Овсянках» урок того, как следует прощаться с наиболее тебе близким: «Спокойно принимая текучесть времени, этот необычный фильм напоминает нам о том, что слова „умереть“ и „исчезнуть“ далеко не всегда — синонимы»[20].

См. также

  • «Мертвец» — американский роуд-муви, также поднимающий темы исчезновения близких природе культур и личного бессмертия

Примечания

  1. ↑ Уральский режиссер Федорченко везет в Венецию эротику. «Комсомольская правда — Урал» от 23 августа 2010 года
  2. «Овсянки» понравятся одному из членов жюри в Венеции, считает режиссер. rian.ru от 23 августа 2010 года
  3. В фильме фигурирует несуществующий Нейский целлюлозно-бумажный комбинат (ЦБК). C 1980-х годов существует проект постройки в городе Нея огромного ЦБК, одобренный на уровне Правительства РФ, но не реализованный на момент съемок фильма.
  4. Писатель Денис Осокин снабдил Алексея Федорченко сценариями на несколько лет вперед. Комсомольская правда, 10 декабря 2010
  5. Изображённые в фильме нравы и обычаи народа меря, растворившегося среди славян ещё в Средневековье, не основаны на научно установленных фактах.
  6. ↑ Ъ-Газета — Русское чувство мери
  7. В заключительных титрах фильма Танюша и Мирон закрывают висячий замо́к на чугунной ограде моста через реку Исеть в центре Екатеринбурга и бросают ключ в реку. Этот обычай, символизирующий крепкую и вечную любовь, возник у новобрачных Екатеринбурга в начале 2000-х годов.
  8. «Индустрия кино» Пронзительная любовь «Овсянок» и адюльтер «На измене»: Голос России
  9. «Овсянки» представят Россию в Венеции. «Аргументы и факты» от 25 августа 2010 года
  10. Фильм «Овсянки» снят с конкурса «Кинотавра», так как отобран в Венецию rian.ru от 11 июня 2010 года
  11. Венеция насладится российской «эротической драмой». Вести.ру от 1 сентября 2010 года
  12. «Овсянки» в Венеции. Радио Свобода, эфир от 2 сентября 2010 года
  13. Официальный сайт фильма «Овсянки»
  14. IMDB — releaseinfo
  15. Во Владивостоке хорошо приняли «Овсянки». «Комсомольская правда — Хабаровск» от 16 сентября 2010 года
  16. Валерий Кичин — Овсянки — молчаливые души
  17. Ъ-Weekend — Меря, победившие смерть
  18. Silent Souls :: rogerebert.com :: Reviews
  19. The Long Journey to Goodbye in Silent Souls — Page 1 — Movies — New York — Village Voice
  20. Silent-Souls — Trailer — Cast — Showtimes — NYTimes.com

Ссылки

  • Официальный сайт фильма
  • Овсянки (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • Овсянки на сайте megacritic.ru
  • Закрытый показ - Фильм Алексея Федорченко `Овсянки` - Первый канал
  • О фильме в интервью Радио «Свобода» с режиссёром Алексеем Федорченко от 2 сентября 2010 года
  • Ева Адамович. "Овсянки": роуд-муви по-русски

Овсянки (фильм).

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47