Односводчатая станция глубокого заложения

26-08-2023

«Площадь Мужества» — первая односводчатая станция Петербургского метрополитена
«Старая Деревня» — последняя односводчатая станция Петербургского метрополитена
Станция «Динамо» Екатеринбургского метрополитена

Односводчатая станция глубокого заложения — тип станции метрополитена, представляющий собой однообъёмный зал со сводом большой подъёмистости, в котором располагается островная платформа, пути и подплатформенные помещения.

Проект односводчатой станции был разработан в Ленинграде и впервые претворён в жизнь в 1975 году — станции «Политехническая» и «Площадь Мужества».

Станция состоит из следующих конструктивных элементов: свод, набранный из обжатых в породу омоноличенных железобетонных блоков, опорные тоннели с бетонной подушкой и обратный свод.

Подобный тип станции позволяет добиться значительной механизации работ при строительстве. Тоннелепроходческий комплекс ведёт проходку перегонного тоннеля к станции, после чего отклоняется от оси тоннеля вниз вправо и проходит опорный тоннель станции, а затем возвращается на трассу перегонного тоннеля, чтобы продолжить путь уже к следующей станции. Между двумя опорными тоннелями разрабатывается калоттная прорезь по периметру будущего свода. В прорези из железобетонных блоков собирается секция свода, которая обжимается в грунт с помощью специального замкового блока с домкратами. Секция свода опирается на бетонную подушку, заливаемую в опорном тоннеле. После того, как свод станции собран, разрабатывается грунт уже внутри станции.

Разновидностью односводчатой станции является двухъярусная пересадочная станция. Единственная к настоящему времени станция данного типа построена также в Санкт-Петербурге — станция «Спортивная», но она в настоящее время не используется как пересадочная.

Бо́льшая часть односводчатых станций построена в Санкт-Петербурге — «Озерки», «Чёрная речка», «Обухово», «Чкаловская» и другие.

В Московском метрополитене есть только одна односводчатая станция глубокого заложения — «Тимирязевская», остальные односводчатые станции — мелкого заложения.

В конце 1970-х годов в Тбилиси была разработана другая конструкция односводчатой станции, рассчитанная на местные скальные грунты. На Сабурталинской линии в 1979 году были открыты две первые станции — Вагзлис моедани-2 и Политехникури. В 1985 году к ним добавились три станции Дидубе-Самгорской линии — Варкетили, Грмагеле и Гурамишвили. В настоящее время ведётся строительство ещё одной односводчатой станции глубокого заложения — Университета.

Близкий по конструкции к тбилисскому типу был использован в Днепропетровске, где в местных гранитах высокой степени трещиноватости были сооружены четыре односводчатых станции глубокого заложения из монолитного бетона.

Третий тип конструкции односводчатой станции глубокого заложения разработали для скального грунта Екатеринбурга. В настоящее время действуют три таких станции — Динамо, Чкаловская и Геологическая (на последней имеется второй ярус, где размещена СТП).

Ссылки

  • Односводчатые станции глубокого заложения на metro.molot.ru
  • Технологические карты. Сооружение односводчатой станции метрополитена глубокого заложения с размещением обустройств под единым сводом

Односводчатая станция глубокого заложения.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47