14-04-2023
Оплата проезда в Московском метрополитене осуществляется с помощью бесконтактных смарт-карт Mifare Standard и Mifare Ultralight [1], пропуск на станции контролируется автоматическими турникетами. На протяжении истории также использовались бумажные билеты, проверявшиеся контролёрами, турникеты с приёмом монет, турникеты с приёмом жетонов и карт с магнитной полосой.[2] Стоимость билета на одну поездку по состоянию на 2011 год составляет 28 рублей (на 1 поездку). При покупке проездных билетов на большее число поездок стоимость снижается (например, при покупке проездного билета на 60 поездок 1 поездка стоит уже 21 рубль).
Содержание |
В московском метро используются турникеты АКП-73 (производился Опытно-электромеханическим заводом Московского метрополитена, «ОЭМЗ»)[3], АКП-73М, УТ 2000, УТ-2005 и УТ-2009 производства ЗАО «Электронные системы» («ЭЛСИ»), Санкт-Петербург.[4]
При попытке неоплаченного прохода турникеты играют мелодию Полонеза Огинского — «Прощание с Родиной» .
На некоторых станциях установленны новые валидаторы с ЖК экраном на , котором указывается срок действия транспортной карты или другие данные при прикосновении транспортной карты к валидатору турникета. Также установлены новые терминалы на тех же станциях, где и турникеты с ЖК экранами.
Тарифы на услуги по перевозке пассажиров и багажа, оказываемые ГУП «Московский метрополитен» на 2011 год:
Вид проездных билетов | Стоимость, р. | Срок действия |
Бесконтактные билеты | ||
1 поездка | 28 | 5 дней, включая день продажи* |
2 поездки | 56 | 5 дней, включая день продажи* |
Провоз 1 места багажа | 28 | 5 дней, включая день продажи |
1 поездка + провоз 1 места багажа | 56 | 5 дней, включая день продажи |
5 поездок | 135 | 45 дней, включая день продажи |
10 поездок | 265 | 45 дней, включая день продажи |
20 поездок | 520 | 45 дней, включая день продажи |
60 поездок | 1245 | 45 дней, включая день продажи |
Проездной на месяц (70 поездок) | 1230 | Указанный календарный месяц (с 00:00 первого числа до 23:59 последнего) |
Единый билет на 4 вида транспорта, включая 70 поездок на метрополитене | 2380 | Указанный календарный месяц (в метро аналогично билету на 70 поездок, в наземном транспорте — по времени выхода машины в первый рейс) |
Смарт-карты с неограниченным количеством поездок (без учёта залоговой стоимости) | ||
Активация на месяц для студентов вузов и учащихся средних и средне-специальных образовательных учреждений очной формы обучения | 350 | Возможна активация на текущий или следующий календарный месяц при предъявлении документа, подтверждающего право на льготную оплату проезда |
Активация на 30 дней транспортной карты | 1710 | Включая дату активации при первичной покупке, продление возможно не ранее чем через 30 дней с учётом срока жизни карты. |
Активация на 90 дней | 3485 | Включая дату активации при первичной покупке, продление возможно не ранее чем через 30 дней с учётом срока жизни карты. |
Активация на 365 дней | 11430 | Включая дату активации при первичной покупке, продление возможно не ранее чем через 30 дней с учётом срока жизни карты. |
Летом 2008 года для уменьшения очередей открылись экспресс-кассы по продаже билетов на 1 и 2 поездки.
С открытия метро в 1935 году пассажирам продавались бумажные билеты, которые при входе на станции проверяли и компостировали вручную контролёры. В том же году начались эксперименты с использованием турникетов, пропускавших пассажиров по жетонам. Массовое внедрение жетонных турникетов началось в конце 1950-х годов. С 1961 по 1991 годы турникеты принимают пятикопеечные монеты. В 1992 году турникеты принимают металлические, а затем — пластиковые жетоны. С 1996 года используется бумажные билеты с магнитной полосой, а с 1999 года — бесконтактные транспортные карты.[2]
Изменение стоимости проезда в Московском метрополитене с 1935 года по 2010 год[5]
*Без учёта 10-кратной деноминации 1947 года. Фактически, цена за проезд выросла в 10 раз. С 1992 по 1997 цена выросла в 4000 раз (с 50 копеек до 2000 рублей).
С первых лет работы Московского метрополитена стоимость проезда не зависела от длины маршрута, количества сделанных пересадок. Это положение актуально до сих пор. Но в последние годы руководством метрополитена прорабатывается вопрос о введении тарифных зон по аналогии с пригородными электропоездами. Введение тарифных зон планируется не раннее появления третьего пересадочного контура, когда у пассажиров появится возможность выбора альтернативных маршрутов[6].
Оплата проезда в Московском метрополитене.