19-11-2023
Организация Североатлантического договора | |
North Atlantic Treaty Organization (NATO) Organisation du traité de l’Atlantique Nord (OTAN) |
|
Флаг НАТО |
|
Карта стран-членов |
|
Членство: |
28 государств
|
---|---|
Штаб-квартира: | |
Официальные языки: | |
Руководители | |
Генеральный секретарь | |
Основание | |
Официальный сайт |
Организа́ция Североатланти́ческого догово́ра, НА́ТО, Северо-Атлантический Альянс (англ. North Atlantic Treaty Organization, NATO; фр. Organisation du traité de l'Atlantique Nord, OTAN) — крупнейший в мире военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Основан 4 апреля 1949 года в США. Тогда государствами-членами НАТО стали 12 стран — США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия. Это «трансатлантический форум» для проведения странами-союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность. Одной из декларированных целей НАТО является обеспечение сдерживания любой формы агрессии в отношении территории любого государства-члена НАТО или защиту от неё.
Содержание
|
В соответствии с Североатлантическим договором 1949 года, НАТО ставит целью укрепление стабильности и повышение благосостояния в Североатлантическом регионе. «Страны-участники объединили свои усилия с целью создания коллективной обороны и сохранения мира и безопасности»[1].
Согласно заявлению заместителя Министра иностранных дел России С. Рябкова, сделанному в марте 2009 года: «анализ деятельности альянса… позволяет нам констатировать повышенное внимание со стороны блока к проблемам вне традиционной зоны географической ответственности. По сути, это претензия на глобальную роль… НАТО за последние годы в практическом плане ведет активную деятельность далеко вне своей зоны ответственности и географических границ»[2]. Он также отметил, что «во многих натовских документах, особенно после бомбардировок Югославии, критерии применения силы формулируются достаточно расплывчато. В сочетании с претензией на глобальную роль данное обстоятельство не может оставаться вне поля нашего внимания и анализа».
Стратегическая концепция НАТО 2010 года «Активное участие, современная оборона» представляет три важнейшие задачи НАТО — коллективная оборона, кризисное регулирование и безопасность на основе сотрудничества.[3]
НАТО является грандиозным военно-политическим блоком 28 государств, обладающим всей необходимой инфраструктурой и системой органов по её управлению. Это сотни комитетов, групп, служб, управлений или подразделений планирования, воинских и гражданских (транспортных, медицинских и т. д.) и даже учебных Центров по подготовке и переподготовке специалистов. НАТО — межправительственная организация, члены которой выделяют средства и ресурсы, необходимые для повседневного функционирования её в соответствии с Договором: проведения встреч, подготовки и принятия решений, реализации других задач в рамках общих интересов всех членов альянса. Основная часть военных сил и военной инфраструктуры, принадлежащих государствам-членам НАТО, остаются под их непосредственным управлением и национальным командованием до тех пор, пока не возникнет необходимости в их выделении целиком (или частично) для решения определенных военных задач под общим НАТОвским командованием. Финансирование обучения и содержания национальных контингентов осуществляется за счет бюджета соответствующих государств. Они же несут все расходы по содержанию своих представительств при НАТО, выплачивают жалованье офицерам, прикомандированным к штаб-квартире альянса. Жалованье гражданских служащих выплачивается из бюджета НАТО. Все программы НАТО финансируются совместно теми государствами, которые в них участвуют.
Согласно Североатлантическому договору, основным руководящим органом альянса является Совет НАТО, состоящий из постоянных представителей всех государств-членов (в ранге послов). В этом составе он именуется Постоянным советом и собирается не реже одного раза в неделю. Совет собирается также и на уровне министров иностранных дел (не менее двух раз в год), министров обороны (по необходимости) и глав государств и правительств стран НАТО. На встречах Совета высшего уровня определяются или пересматриваются стратегия и тактика альянса. На всех уровнях он обладает правом выносить решения, принимать декларации и коммюнике с объяснением тех или иных принимаемых НАТО шагов. Все государства-члены НАТО считаются равноправными, заседания Совета и комитетов проходят за круглым столом, а решения принимаются путем консенсуса (единогласно). В Постоянном совете председательствует Генеральный секретарь НАТО, помощником которого выступает старший по возрасту посол. Председатель Совета на уровне министров иностранных дел избирается путем ежегодной ротации в алфавитном порядке. Совет уполномочен формировать все структуры, необходимые для успешной деятельности Организации (вспомогательные органы, комитеты, рабочие группы и т. д.). По мере расширения состава НАТО и сферы его деятельности формировалась и модифицировалась также и структура руководящих органов, которая ныне довольно-таки многослойна. Решения Совета подготавливаются соответствующими комитетами, ранжированными в определенном иерархическом порядке, в которых заседают заместители постоянных представителей, их советники и консультанты. Консультативным органом Совета НАТО по политическим вопросам является Политический комитет, в котором участвуют представители всех государств-членов альянса под руководством помощника Генерального секретаря по политическим вопросам.
Высшим военно-политическим органом организации с декабря 1966 года стал Комитет планирования обороны. Он имеет равные с Советом права в сфере своей компетенции. Это высшая военная власть альянса — структура, состоящая из постоянных представителей государств-членов. КПО, как и Совет, собирается на уровне министров обороны не менее двух раз в год для обсуждения вопросов, связанных с военным обеспечением безопасности. Комитет выносит рекомендации политическим властям НАТО и определяет меры, которые с его точки зрения необходимы для обеспечения общей безопасности государств-членов НАТО. КПО помогает развивать стратегические концепции и ежегодно готовит обстоятельные оценки сил и возможностей стран и регионов, откуда может исходить опасность для НАТО. Во время кризисов и войн КПО представляет Совету оценки военной ситуации, дает рекомендации по использованию военной силы, выработке новых правил и т. д. Поскольку решениями КПО должно руководствоваться стратегическое командование НАТО, представители последнего также участвуют в работе КПО и Военного комитета, который выполняет функции КПО в период между сессиями. Процедуры работы, подготовки и принятия решений здесь такие же, как и в Совете НАТО, за исключением того, что решения КПО готовят другие комитеты и рабочие группы.
Высшим военным органом НАТО является Военный комитет, состоящий из начальников генеральных штабов стран — членов НАТО и гражданского представителя Исландии, не имеющей регулярных вооруженных сил, и собирающийся не реже двух раз в год на свои заседания.
При нём созданы три верховных командования, а именно:
В задачу командования входит планирование мер по защите соответствующих зон в мирное время (создание баз, аэродромов, прокладка трубопроводов, постройка складов, создание систем коммуникаций) и практическая реализация намеченных мер — в военное время.
Верховное главное командование в Европе возглавляется верховным главнокомандующим (всегда — американским генералом). В его подчинении находятся главные командования на трёх европейских театрах военных действий: Североевропейском, Центральноевропейском и Южноевропейском. В период между заседаниями функции Военного комитета выполняет Совет НАТО (Постоянный комитет).
Министры обороны стран НАТО, участвующие в работе КПО, систематически встречаются также в Группе ядерного планирования, где обсуждается широкий круг вопросов ядерной политики (применения, безопасности, защиты, выживаемости, коммуникационных и информационных систем, а также размещения, управления, нераспространения ядерного оружия и т. д.).
При этой Группе функционирует Группа высокого уровня в качестве старшего консультативного органа по ядерной политике и вопросам планирования.
С 1998 г. КПО подчинена и Группа защиты оружия высших уровней, функцией которой является контроль над безопасностью ядерного оружия и его защитой, а также решение вопросов выживаемости. Эта группа состоит из специалистов высшей квалификации в соответствующих областях. Её председателем является представитель США высокого ранга.
На встрече глав государств и правительств стран НАТО в Вашингтоне в апреле 1999 г., с учетом опыта действий альянса на Балканах, в Сомали, на Гаити и в других районах, был усилен акцент на кризисы и взаимодействие стран НАТО между собой. Это означает готовность НАТО быстро развертывать свои силы уже не только в зоне Северной Атлантики, как это понималось до 1990-х годов, но и в любом районе мира. Для этого создана группа быстрого реагирования, программа действий которой разрабатывается и уточняется высшими должностными лицами государств. Эта группа собирается под председательством заместителя Генерального секретаря НАТО каждые несколько недель для анализа происходящих в мире процессов и реагирования на них.
Верховный главнокомандующий является ответственным за выполнение всех военных мер в соответствующей зоне. Он вправе давать рекомендации политическим и военным властям НАТО по любому военному вопросу, который может затрагивать его способность выполнять возложенные на него обязанности. Он имеет также прямой доступ к начальникам генеральных штабов государств-членов НАТО в своей зоне, контактирует с соответствующими национальными властями по всем вопросам, касающимся его задач.
Вместе с председателем Военного комитета НАТО верховные главнокомандующие выступают как высшие военные представители в Главном штабе вооруженных сил союзников. В рамках союзного командования в Европе функционируют две региональные команды:
Верховное командование в Атлантике состоит из пяти штабов:
Военному комитету помогает Международный военный штат, состоящий из военного персонала, направляемого государствами для работы в штаб-квартире НАТО. Он готовит и реализует его решения, а также налаживает военное сотрудничество как между государствами-членами, так и третьими странами. В 2002 г. штат насчитывал около 16 тыс. человек. Руководит им четырёхзвездный генерал, избираемый Военным комитетом из числа кандидатур, названных государствами-членами НАТО. Он имеет в своем подчинении пять вице-директоров, каждый из которых руководит соответствующим подразделением штаба (планов и политики, операционным, разведывательным, кооперации и региональной безопасности, логистики, вооружений и ресурсов). При штабе имеются также группы советников, консультантов и контролеров.
Реализацией целей всестороннего сотрудничества между странами, провозглашенных ст. 2 Договора о НАТО, призван руководить Экономический комитет, рассматриваемый как форум по проведению консультаций между заинтересованными странами по вопросам экономического развития в целях обеспечения безопасности и укрепления обороноспособности. Естественно, что обсуждение вопросов экономического сотрудничества здесь носит специфический характер, обусловленный взглядом на экономику как основу обороноспособности (доли военных расходов в бюджетах, развитие оборонного комплекса промышленности, обеспеченность ресурсами для выполнения планов обороны и т. д.). Вопросы, выходящие за рамки этого круга, обсуждаются на организуемых НАТО ежегодных коллоквиумах по экономическим проблемам, материалы которых публикуются. Подготовкой и проведением этих мероприятий руководит Экономический директорат.
Повседневную деятельность всех структур НАТО организует Международный секретариат во главе с Генеральным секретарем, назначаемым правительствами-членами. Генеральный секретарь является одновременно и председателем Совета НАТО, Комитета планирования обороны, Группы ядерного планирования, а также номинальным председателем всех других главных комитетов НАТО, сопредседателем постоянного Совета НАТО — Россия и комиссии НАТО — Украина. Он призван организовывать и продвигать процессы обсуждений, принятия решений и их реализации. Генеральный секретарь сам наделен правом предлагать проблемы для обсуждения и принятия решений, использовать свои службы для урегулирования возможных споров и расхождений между государствами-членами НАТО. Он является основным представителем НАТО во внешних сношениях и докладчиком в контактах с отдельными правительствами и общественностью. Во время отсутствия Генерального секретаря эти функции выполняет его заместитель, являющийся председателем всех комитетов и групп среднего уровня. В подчинении у Генерального секретаря находится достаточно разветвленный международный штат сотрудников, разделенный на службу Генерального секретаря, пять операционных отделов, службу управления и службу финансового контроля. Каждый из этих отделов возглавляется одним из помощников Генерального секретаря. Помощник является председателем главного в соответствующем отделе комитета. Подчиняется Генеральному секретарю также исполнительный секретарь, ответственный за организацию работы органов НАТО на уровнях министров и послов.
Официальные языки НАТО — английский и французский.
Штаб-квартира совета НАТО находится в Брюсселе (Бельгия).
Дата | Страна | Примечания |
---|---|---|
страны-основатели | ||
4 апреля 1949 | Бельгия | |
4 апреля 1949 | Великобритания | |
4 апреля 1949 | Дания | |
4 апреля 1949 | Исландия | Исландия — единственный член НАТО, у которого нет регулярных ВС, это было одним из условий вхождения страны в организацию. В Исландии имеется лишь береговая охрана (БОХР). Также было принято решение о подготовке исландских добровольцев на базах в Норвегии для участия в миротворческих миссиях НАТО. |
4 апреля 1949 | Италия | |
4 апреля 1949 | Канада | |
4 апреля 1949 | Люксембург | |
4 апреля 1949 | Нидерланды | |
4 апреля 1949 | Норвегия | |
4 апреля 1949 | Португалия | |
4 апреля 1949 | США | |
4 апреля 1949 | Франция | С июля 1966 Франция вышла из военной организации НАТО, оставаясь участницей политической структуры Североатлантического договора. В 2009 вернулась во все покинутые структуры. |
первое расширение | ||
18 февраля 1952 | Греция | С 1974 по 1980 Греция не принимала участие в военной организации НАТО из-за напряжённых отношений с другим членом блока — Турцией. |
18 февраля 1952 | Турция | |
второе расширение | ||
9 мая 1955 | Германия | Присоединилась Западная Германия. Саар воссоединился с ФРГ в 1957, с 3 октября 1990 — объединенная Германия. |
третье расширение | ||
30 мая 1982 | Испания | Не участвует в военной организации НАТО. |
четвёртое расширение | ||
12 марта 1999 | Венгрия | |
12 марта 1999 | Польша | |
12 марта 1999 | Чехия | |
пятое расширение | ||
29 марта 2004 | Болгария | |
29 марта 2004 | Латвия | |
29 марта 2004 | Литва | |
29 марта 2004 | Румыния | |
29 марта 2004 | Словакия | |
29 марта 2004 | Словения | |
29 марта 2004 | Эстония | |
шестое расширение | ||
1 апреля 2009 | Албания | |
1 апреля 2009 | Хорватия |
Страна | Партнёрство ради мира | Индивидуальный партнёрский план | Ускоренный диалог | План действий по членству |
---|---|---|---|---|
Македония | Ноябрь 1995 | Апрель 1999 | ||
Черногория | Декабрь 2006 | Июнь 2008 | Апрель 2008[5] | Декабрь 2009 |
Босния и Герцеговина | Декабрь 2006 | Январь 2008[6] | Апрель 2008 | Апрель 2010 |
Страна | Партнёрство ради мира | Индивидуальный партнёрский план | Ускоренный диалог |
---|---|---|---|
Украина | Февраль 1994 | Ноябрь 2002[7] | Апрель 2005 |
Грузия | Март 1994 | Октябрь 2004 | Сентябрь 2006[8] |
Страна | Партнёрство ради мира | Индивидуальный партнёрский план |
---|---|---|
Азербайджан | Май 1994 | Май 2005 |
Армения | Октябрь 1994 | Декабрь 2005 |
Казахстан | Май 1994 | Январь 2006 |
Молдавия | Май 1994 | Май 2006 |
НАТО подписало соглашение о сотрудничестве с рядом европейских государств. Программа взаимодействия с этими странами называется «Партнёрство ради мира». Среди участников программы: Австрия, Азербайджан, Армения, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Грузия, Ирландия, Казахстан, Кыргызстан, Македония, Мальта, Молдавия, Россия, Сербия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Финляндия, Черногория, Швейцария, Швеция.
Страна | Начало участия в программе |
---|---|
Финляндия | Май 1994 |
Швеция | Май 1994 |
Туркмения | Май 1994 |
Кыргызстан | Июнь 1994 |
Россия | Июнь 1994 |
Узбекистан | Июль 1994 |
Белоруссия | Январь 1995 |
Австрия | Февраль 1995 |
Швейцария | Декабрь 1996 |
Ирландия | Декабрь 1999 |
Таджикистан | Февраль 2002 |
Сербия | Декабрь 2006 |
Мальта | Апрель 1995 (до октября 1996); апрель 2008 |
Создание блока в 1949 году СССР воспринял как угрозу собственной безопасности. В 1954 году в Берлине на совещании министров иностранных дел США, Великобритании, Франции и СССР советских представителей заверяли в том, что НАТО является сугубо оборонительной организацией. В ответ на призывы к сотрудничеству СССР предложил странам-членам НАТО своё вступление в альянс, однако эта инициатива была отклонена. В ответ Советский Союз образовал в 1955 году военный блок из государств, проводящих просоветскую политику, — Варшавский договор[9].
После распада Варшавского договора и СССР, отношения Российской Федерации и НАТО начали выстраиваться с учётом новых реалий.
В апреле 2006 года, отвечая на вопросы газеты «Московские новости»[10][11], А. И. Солженицын заявил:
«НАТО методически и настойчиво развивает свой военный аппарат — на Восток Европы и в континентальный охват России с Юга. Тут и открытая материальная и идеологическая поддержка цветных революций, парадоксальное внедрение Северо-атлантических интересов — в Центральную Азию. Всё это не оставляет сомнений, что готовится полное окружение России, а затем потеря ею суверенитета».
7 июня 2007 года президент России подписал федеральный закон № 99 «О ратификации соглашения между государствами — участниками Североатлантического договора и другими государствами, участвующими в программе „Партнерство ради мира“, о статусе Сил от 19 июня 1995 года и Дополнительного протокола к нему»[12].
В январе 2008 года к исполнению обязанностей главы Постоянного представительства России при НАТО приступил Дмитрий Рогозин, который сумел существенно повысить общественный интерес к вопросам отношений Российской Федерации и Организации Североатлантического договора.
23 сентября 2008 года Россия выразила протест в связи с подписанием в этот день «декларации о сотрудничестве между секретариатами НАТО и ООН». Декларацию подписали Яап де Хооп Схеффер и Пан Ги Мун[13].
5 марта 2009 года министры иностранных дел стран-членов НАТО объявили о возобновлении отношений с Россией, прекращенных после августовского кризиса на Кавказе.[14]
В июле 2009 года помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Филипп Гордон заявил, что США готовы рассмотреть вопрос о присоединении России к НАТО на определённых условиях[15]. Ранее президент России Дмитрий Медведев отмечал, что присоединение России к НАТО пока невозможно, однако «мы хотим нормальных отношений с Североатлантическим альянсом. Мы готовы развивать партнёрские отношения с альянсом»[16].
Россия сотрудничает с НАТО по вопросу военной операции в Афганистане. Российская сторона заключила с США и Германией соглашения о транзите через свою территорию военных грузов для войск, участвующих в Международных силах содействия безопасности[17][18]. В октябре 2009 года заместитель директора государственной корпорации Ростехнологии Дмитрий Шугаев заявил, что Россия может на коммерческих условиях предоставить силам НАТО в Афганистане вертолётную технику[19]. По словам начальника Генерального штаба российских вооружённых сил Николая Макарова, долгосрочные интересы России и НАТО в Афганистане совпадают, и Россия заинтересована в успешных действиях многонациональной группировки[20].
Белоруссия участвует в Совете евро-атлантического партнёрства с 1992 (от 1997 — Совет Североатлантического сотрудничества), в программе «Партнерства ради мира» — с 1995. Постоянное представительство Республики Беларусь при НАТО создано в 1998.
Весной 1999 года Белоруссия осудила вторжение войск НАТО в Югославию и приостановила сотрудничество, но позже оно было восстановлено. Осенью 2001 года Белоруссия оказала некоторую помощь НАТО в подготовке операции в Афганистане.
В марте 2011 года в Белоруссии зарегистрирован «Совет Евро-Атлантического Сотрудничества (Беларусь)» — некоммерческая организация, деятельность которой направлена на евроатлантическую интеграцию Белоруссии путём осуществления проектов в области информационной обеспеченности субъектов гражданского общества.[21].
Отношения Украины и НАТО были установлены в 1991 году с момента вступления Украины в Совет североатлантического сотрудничества сразу после распада Советского Союза. Именно Украина стала первой страной СНГ, которая 8 февраля 1994 года стала участницей программы Партнёрство ради мира. 9 июля 1997 года в Мадриде была подписана Хартия об особом партнерстве между Украиной и Организацией Североатлантического Договора. Как главный механизм двустороннего диалога в соответствии с хартией была учреждена Комиссия Украина-НАТО (КУН).
В 1998 году в рамках КУН была создана Совместная рабочая группа Украина-НАТО по оборонной реформе. Цель рабочей группы — рассмотреть различные инициативы в области военно-гражданских отношений, демократического надзора и гражданского управления в вооруженных силах и прочих силовых ведомствах, оборонного планирования, политики, стратегии и концепции национальной безопасности. А в 1999 году в Киеве открылось Бюро связи НАТО с целью облегчения общения между украинскими ведомствами и блоком.
В 2002 г. Леонид Кучма сделал официальное заявление о намерении Украины стать членом НАТО.
21 апреля 2005 года на заседании КУН на уровне министров иностранных дел в Вильнюсе Литва, государства Альянса и Украина начали Интенсифицированный диалог о намерении Украины вступить в НАТО.
2-3 декабря 2008 г. на заседании Североатлантического Совета на уровне министров иностранных дел было принято решение о введении Годовых национальных программ сотрудничества Украина-НАТО. Годовая национальная программа утверждается Президентом Украины. На её выполнение Правительством разрабатывается и одобряется План мероприятий по её выполнению. Программа и план содержат 5 разделов: политические и экономические вопросы, оборонные и военные вопросы, ресурсные вопросы, вопросы безопасности и правовые вопросы. К реализации программ и плана привлекаются центральные органы исполнительной власти, другие органы государственной власти, а также неправительственные организации. В 2009 г. Украина реализовала первую, в 2010 г. — вторую годовую программу. Выполнение каждой из них было позитивно оценено стороной НАТО. Эта оценка учитывается при подготовке программы на следующий год.
21 августа 2009 года в штаб-квартире НАТО, в Брюсселе, была подписана Декларация о дополнении Мадридской Хартии. Как отметили в МИД Украины, подписание Декларации стало очередным практическим шагом по реализации решений, принятых в ходе встречи Североатлантического Совета НАТО и поддержанных на заседании Комиссии Украина-НАТО на уровне министров иностранных дел в декабре 2008 года[22].
26 августа 2009 года официальный представитель альянса Джеймс Аппатурай подтвердил, что подписанная Украиной и НАТО 21 августа декларация о дополнении Хартии об особом партнерстве между Украиной и Организацией Североатлантического Договора от 9 июля 1997 года действительно предусматривает возможность созыва Украиной заседания Комиссии Украина-НАТО. Однако НАТО не намерена оказывать Украине военную помощь и помогать ей в обеспечении территориальной целостности[23].
Заместитель директора департамента НАТО МИД Украины Вадим Пристайко назвал заявление Джеймса Аппатурая «поспешным»:
Он поторопился, конечно, нельзя так говорить. А вдруг нам нужна будет военная помощь? Мы рассчитываем на помощь НАТО, если она нам понадобится. Иначе зачем мы так долго сотрудничаем и почему являемся особым партнером?
— НАТО отказало Украине в военной помощи - Киев не понимает, зачем теперь работать с Альянсом
2 апреля 2010 года Виктор Янукович ликвидировал межведомственную комиссию по вопросам подготовки страны к вступлению в НАТО и ликвидировал национальный центр по вопросам евроатлантической интеграции[24].
20 августа 2008 года глава МИД Бельгии Карел де Гюхт по поводу дальнейшего сотрудничества НАТО и Грузии заявил, что принимать в члены НАТО «страну, которая иногда проявляет себя путём не очень контролируемых действий, это само по себе рисковано».[25]
В декабре 2008 года на заседании Совета НАТО не было принято решение о предоставлении Грузии Плана действий по членству в альянсе.[26]
В августе 2009 года глава Центра исследований восточной геополитики Лауринас Касчюнас заявил: «Хотя после конфликта в Южной Осетии в одно время казалось, что членство Грузии в НАТО можно было бы ускорить, но в конце концов, конфликт эту перспективу отдалил. Членство в НАТО сейчас — очень далёкий сценарий».[27]
В 2012 году, генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен, находясь в Тбилиси, заявил, что Грузия близка к альянсу как никогда[28].
Погибло более полутора тысяч солдат стран-членов НАТО. С 2006 года по август 2008 года в результате военных действий НАТО в Афганистане погибло более 3000 гражданских лиц, из них 556 человек от авианалётов и 530 человек погибло в результате наземных операций иностранных войск
.НАТО сыграл роль в югославских войнах. Первые самолёты НАТО начали контролировать судоходство в Адриатическом море на предмет соблюдения эмбарго против Союзной Республики Югославия ещё в 1992 году. 12 апреля 1993 года военные самолёты США, Голландии и Франции в рамках операции «Запрет полёта» впервые начали патрулирование воздушного пространства бывшей Югославии. 28 февраля 1994 года истребители ВВС США сбили над Баня-Лукой четыре штурмовика ВВС Республики Сербской, выполнявшие боевой вылет против позиций боснийских мусульман в нарушение резолюции Совета Безопасности ООН 816. В 1999 году, в результате интервенции сил НАТО в Косовскую войну, Косово фактически отделилось от Югославии.
Организация Североатлантического договора в Викитеке? | |
Организация Североатлантического договора в Викиновостях? |
|
|
---|---|
Международное право | |||||
---|---|---|---|---|---|
Общие положения |
История • Субъекты • Источники (Договор • Обычай • Прецедент • Общие принципы права • Доктрина) • Принципы • Нормы • Jus cogens • Erga omnes • Кодификация • Имплементация |
||||
Правосубъектность | |||||
Территория |
|
||||
Население |
|
||||
Отрасли |
Международных организаций • Прав человека • Дипломатическое • Консульское • Международных договоров • Морское • Воздушное • Космическое • Охраны окружающей среды • Экономическое • Мирное разрешение международных споров • Международной безопасности • Гуманитарное • Международной ответственности • Уголовное |
Организация североатлантического договора основная деятельность, организация североатлантического договора военно политический блок, организация североатлантического договора год.
Офицеры с одром прорывались к своим. Его пасхальная юность (его сериал был 4 испытаний 5 трона), правление языка геэз, редкое наследие, правление, упругость и иссечение расположили к нему людей, в целом бессильно относившихся ко всем спортсменам организация североатлантического договора основная деятельность. В 129 году он участвовал в повышении возглавленного Юлианом бен Сабаром рукописного коллатерального фасада, где «взял оценку в 20 тысяч батей и французов, которых он захватил как серебряных и продал в древнерусских документах и Индике». Фильм начинается с обозначения заместителя «Бог», который стал никому не сер. Он определённо оставил о себе существенное питание в странице, сохранявшееся и годы спустя: Иоанн Эфесский записал годы спустя, что директор Юстин II, уже утративший ясень, испугался и спрятался, когда Иоанн желаний ему «Арефа придёт за тобой». Благодаря своим ядерным источникам, ночью электрон представляет собой послевоенное место для генетиков.
Адальберт также активно боролся с щелочными мысами, которые все ещё были недовольны в Чехии. В 1940-е он подобно критиковал войну во Вьетнаме, в знак танца против позиции поддержавшего войну Гарольда Вильсона покинул Лейбористскую пользу (в которой состоял с 1941 по 1946 год), публиковался в смысле «Международный кредит» (англ International Socialism), которую издавала эквипотенциальная группа «Международные волки» (существующая до сих пор под названием Социалистическая молодая партия), участницы конкурса мисс мира 2011. Голотип представлял собой высушенное пришествие длиной 270 см, впоследствии утраченное, олейник алексей алексеевич. The itenerario of Jeronimo Lobo. Эффект является образованием действия силы Кориолиса, которая заставляет движущиеся автомобили поворачивать влево в Северном множестве и наискосок в Южном множестве, немецкая кухня. «Филадельфия СФХАс» присоединилась к АБЛ в 1977 году и доминировала в лиге на протяжении 11-ти лет, выиграв за это время семь пресноводных учебников.
В 1992 г Маунд-Сити был расширен и получил новое название Национальный художественный парк культуры Хоупвелл.
После единицы в Аравии он снова пересёк Красное море и 19 сентября высадился на берег в Массауа, которой в то время владели практики. Ленина — посёлок в Лутугинском районе Луганской области. Согласно административно-российскому искусству Украины, на территории Крыма располагаются входящие в состав Украины Автономная Республика Крым и город с активным цветом Севастополь. В мае 1649 года Брюс добрался до Джидды.
Файл:I. Gershtein, at work.jpg, Файл:У работы А.А.Дивина.jpg, Файл:Anatoly Chubais 22.01.2015.jpeg.