05-08-2023
Станция Орёл
|
|
Московская железная дорога | |
Вокзал города Орла
|
|
Отделение ж. д.: |
Орловско-Курское отделение |
---|---|
Дата открытия: |
1868[1] |
Тип: |
грузопассажирская |
Количество платформ: |
6 |
Количество путей: |
~20 |
Тип платформ: |
1 боковая и 5 островных |
Форма платформ: |
прямая |
Длина платформ, м: |
~600 |
Ширина платформ, м: |
40 (центральная), 10 |
Архитекторы: |
С. А. Мхитарян |
Выход к: |
Привокзальная площадь |
Пересадка на: | |
Расстояние до Тулы: |
189 км |
Расстояние до Курска: |
154 км |
Расстояние до Москвы: |
383 км |
Тарифная зона: |
0 |
Работающие операторы сотовой связи: |
|
Код станции: |
216000 |
Код в «Экспресс-3»: |
2000140 [2] |
Орёл — узловая железнодорожная станция Орловско-Курского отделения Московской железной дороги. Пассажирским терминалом является главный вокзал города Орла. Железнодорожный комплекс станции включает в себя эксплуатационное локомотивное депо ТЧЭ-27 «Орёл-Сортировочный», являющееся структурным подразделением Орловско-Курского отделения Московской железной дороги и ремонтное локомотивное депо ТЧР-28 «Орёл» — структурное подразделение Дирекции по ремонту тягового подвижного состава
Содержание |
Станция Орёл является крупным транспортным железнодорожным узлом с большим грузо- и пассажиропотоком.
Пригородное сообщение осуществляется по направлениям:
Направление | Отправление | Прибытие* | Примечание | Тип поезда |
---|---|---|---|---|
Орёл — Брянск | 04:52 | 07:44 | Автомотриса АЧ2 | |
08:20 | 11:23 | |||
12:50 | 15:45 | По выходным | ||
16:15 | 19:19 | |||
20:25 | 23:30 | |||
Орёл — Верховье | 18:00 | 21:30 | ||
Орёл — Елец |
Отменён
|
Отменён
|
Рельсовый автобус РА2 | |
Орёл — Курск | 08:42 | 11:36 |
Пригородный электропоезд ЭР2Р
|
|
12:50 | 15:40 | |||
16:40 | 19:34 | |||
17:47 | 20:37 | |||
Орёл — Ливны | 07:50 | 13:00 | ||
Орёл — Льгов | 15:00 | 19:00 | Рельсовый автобус РА1 | |
Орёл — Комаричи | 08:15 | 13:35 | ||
Орёл — Михайловский Рудник | 20:20 | 22:30 | ||
Орёл — Мценск | 12:29 | 13:31 | По будням |
Пригородный электропоезд ЭР2Р
|
Орёл — Поныри | 20:30 | 22:15 |
Пригородный электропоезд ЭР2Р
|
|
Орёл — Скуратово | 17:44 | 19:47 |
Пригородный электропоезд ЭР2Р
|
|
Орёл — Тула | 8:57 | 12:41 |
Пригородный электропоезд ЭР2Р
|
От станции Орёл отправляются следующие поезда дальнего следования:
Через Орёл транзитом курсируют следующие фирменные поезда:
Номер поезда | Название | Стоянка | Направление |
---|---|---|---|
15/16 | «Приднепровье» | 15 мин. | Москва — Днепропетровск |
29/30 | «Тургенев» | 12 мин. | Москва — Симферополь |
67/68 | «Крым» | 12 мин. | Москва — Симферополь |
113/114 | «Уголёк» | 12 мин. | Москва — Донецк |
71/72 | «Белогорье» | 12 мин. | Москва — Белгород |
19/20 | «Николай Конарев» | 12 мин. | Москва — Харьков |
105/106 | «Соловей» | 12 мин. | Москва — Курск |
141/142 | «Сейм» | 30 мин. | Москва — Льгов |
А также нефирменные (с 8:00 до 8:00):
|
|
(в случае если не ходит трамвай № 1 выходит на линию маршрут троллейбуса № 2)
Железные дороги на территории нынешней Орловской области появились благодаря первому крупному проекту строительства и развития железнодорожной сети России в 1860-е годы.
Автором проекта новых железнодорожных веток стал министр путей сообщения Павел Мельников. Для первооочередного строительства были предложены 4 ветки:
Кроме того, предусматривался проект сооружения Юго-Западной магистрали по маршруту Одесса — Брянск. Предпосылками к такому грандиозному сооружению железных дорог стали необходимость быстрых товароперевозок и нужды военно-промышленного комплекса Империи. Средства для строительства были нужны не малые и они были получены оригинальным способом — от продажи (по другим сведениям — аренды) Аляски США. По стечению обстоятельств Орловская губерния оказалась в центре будущих железнодорожных магистралей, и это было не случайно. Министр финансов Михаил Рейтнер ожидал от новых железных дорог увеличение экспорта, а как следствие — получение валютных средств на дальнейшее развитие. Орёл же являлся одним из крупнейших сельскохозяйственых центров страны, а имея железнодорожный путь для вывоза продукции, как подчеркивал известный историк Александр Корнилов, он должен был стать главным экспортным узлом страны.
В мае 1864 года был издан указ о начале строительства первой очереди Южной дороги Москва — Орёл. В основу стихотворения Некрасова «Железная дорога» положено строительство этой дороги. Смета расходов на прокладку путей на разных участках магистрали даже по тем временам впечатляет. В черте Москвы каждая верста пути обошлась в 140 тысяч рублей, до Орла — 45 тысяч за версту, до Курска — 35 тысяч. Путь до Москвы из отдаленных участков страны стал гораздо легче. Скорый поезд Москва — Орёл XIX века имел такое расписание:
Москва | Орёл |
Отправление | Прибытие |
---|---|
8.25 | 18.40 |
Экспресс Орёл — Курск был в пути 3,5 часа, Орёл — Грязи — 12 часов.
Современный прямой поезд Воронеж — Рига по этой же колее тратил почти столько же времени.[3]
В деле строительства дороги в Орле помог орловский предводитель дворянства Александр Васильевич Шереметев. Именно он был автором земской железной дороги Орёл — Витебск. Будучи настоящим патриотом, он не стремился обогатиться за счет строительства в отличие от других работников, что в итоге привело к его банкротству и разорению.
Орловско-Грязскую частную железную дорогу хотели строить как Елецкое, так и Ефремовское земства. Чтобы продлить железную дорогу до от Ельца до Орла «железнодорожный король» Самуил Поляков выделил значительую финансовую помощь Елецкому земству. Свою лепту в строительство дорог внес и его брат Лазарь, который являлся учредителем и главным акционером Орловского коммерческого банка.
Еще одним человеком, чей вклад в строительство железных дорог на Орловщине был неоценимым являлся Петр Ионович Губонин. Являясь потомственным каменщиком сначала он получал подряды на строительство мостов Московско-Курской железной дороги, а затем и целых магистралей, в частности, Орловско-Витебской и Грязе-Царицынской. Благодаря инициативе Губонина Брянский промышленный район Орловской Губернии получил сильный импульс развития. Губонин построил рельсопрокатный завод, начав с выпуска рельсов, а затем и подвижного состава, в том числе паровозов Ов. Интересно отметить, что первые рельсы, которые положили на пути от Орла до Ельца оказались плохого качества и очень ненадежными. Однако первый неудачный опыт пошёл предприятию впрок, и вскоре завод выпустил первую партию продукции отличного качества.
В 1868 году первый состав из Москвы прибыл на Орловский вокзал.
По слухам дошедших до нас, первый поезд в Орёл в 1868 году привел машинист-англичанин. На весь путь потребовалось около 12 часов. Для второй половины XIX века это были небывалые скорости.
По мистическому совпадению в этот год в результате паводка была нарушена работа орловской пристани — на то время главный канал отправки хлеба по Оке в Москву. Сама судьба указывала на железнодорожное будущее города. Потребовалось немало времени для перевода канала сбыта на железную дорогу, однако это способствовало быстрому развитию и укрупнению орловского железнодорожного узла и полному прекращению судоходства по Оке. Строились служебные здания и инфраструктура. На станции Орёл-Товарный уже в конце века было 37 разных сооружений. Елецкий вокзал включал 34 разных объектов.
Одновременно открылось движение поездов по линии Орёл-Витебск-Рига, связавшей Черноземье с прибалтийскими портами.
В 1870 году железнодорожные пути протянулись из Орла на восток, через Елец и Липецк до Грязей, а позже до Царицына.
Построенное здание Орловско-Витебского вокзала стало неотъемлемой чертой города, его символом. На дореволюционных открытках здание вокзала появлялось не реже, чем храмы, центральные улицы и другие достопримечательности. Писатель-орловец Иван Алексеевич Бунин в своем произведении «Жизнь Арсеньева» описал город Орёл и его вокзал:
Думал я о том, что вот, как это ни странно, скоро и цель моего путешествия, тот самый Орёл, которого я еще почти никак не представляю себе, но который уже одним тем удивителен, что там, вдоль вокзала, — великий пролет по всей карте России: на север — в Москву, в Петербург, на юг — в Курск и в Харьков, а главное — в тот самый Севастополь, где как будто навеки осталась молодая отцовская жизнь…
Случалось, я шел на вокзал. За триумфальными воротами начиналась темнота, уездная ночная глушь… Полевой зимний ветер уже доносил крики паровозов, их шипение и этот сладкий, до глубины души волнующий чувством дали, простора, запах каменного угля. Навстречу, чернея, неслись извозчики с седоками — уже пришел московский почтовый? …Буфетная зала жарка от народа, огней, запахов кухни, самовара, носятся, развевая фалды фраков, татары-лакеи… За общим столом — целое купеческое общество, едят холодную осетрину с хреном скопцы… В книжном вокзальном киоске было для меня всегда большое очарование, — и вот я, как голодный волк, брожу вокруг него, трясусь, разглядывая надписи на желтых и серых корешках суворинских книг. Все это так взволновывает мою вечную жажду дороги, вагонов и обращается в такую тоску по ней, с кем бы я мог быть так несказанно счастлив в пути куда-то, что я спешу вон, кидаюсь на извозчика и мчусь в город, в редакцию…
Никто из орловцев — классиков русской литературы, кроме Бунина, не отобразил с такими подробностями местную железную дорогу в своем творчестве.
Вместе со зданием Орловско-Витебского вокзала в 1868 году была построена мощная инфраструктура, локомотивное депо, корпуса которого сохранились до наших дней.
Станция Орёл, тем временем, стала быстро превращаться в крупный транспортный железнодорожный узел. Позднее, в связи с продлением линии Брянск — Орёл на север, движение по этой ветке стало сквозным. Новый участок пути было решено проложить перед фасадом здания вокзала, отодвинув трамвайные пути. Островное расположение вокзала относительно путей сохраняется и по сей день. Нечетные платформы 1,3,5 располагаются с лицевой стороны главного здания, четные 2,4,6 — со стороны локомотивного депо.
Судя по темпам строительства и планам будущих магистралей, Орлу было уготовано стать железнодорожной столицей европейской части России. Имея выход на Волгу, Юг, на Балтику и к Москве, Орёл в начале XX века должен был получить также прямой путь на Петроград и Ростов-на-Дону. Это в итоге создавало бы спрямленную до предела магистраль Петроград — Кавказ в объезд Москвы. В документах 1916 года дорога Орёл — Петроград значилась как уже строящаяся. Основным грузом для перевозок на ней планировался уголь Донбасса, а также продукты, хлопок, лес, машины, нефть. Планы строительства были уже так подробно просчитаны что были составлены структуры перевозок, себестоимости, нагрузки на каждый участок и экономию, какую даст новая ветка. Однако, наступивший 1917 год помешал дальнейшему сооружению.
Советы, пришедшие к власти, сначала оценили масштаб и необходимость строительства линии Орёл — Ленинград и вернулись к нему уже в первое десятилетие после Октябрьской революции. Большевистская Россия, не имея более выходов к балтике, устремила направления грузоперевозок к Ленинграду. Однако, начавшаяся гражданская война снова не дала продолжиться строительству.
Интересен случай произошедший в 1919 году рядом с паровозным депо. В Москву из Харькова возвращался деятель революции Яков Свердлов. 7 марта 1919 года около 10 часов утра на станции Орёл поезд остановился, потому что орловские железнодорожники забастовали и перекрыли движение. В губернском городе Советской России стоял голод. Доведенные до отчаяния голоданием своих семей и смертью близких железнодорожники Орла требовали Свердлова выйти к ним. Едва член ЦК вышел на платформу, из тысячной толпы в него полетели уголь и поленья для паровозов. Потеряв сознание, Свердлов упал на землю. Охрана завязала с толпой орловцев драку.[4] Уже больной к тому времени деятель революции Яков Свердлов через неделю 16 марта скончался в Москве. Его именем было названо то самое локомотивное депо Орла.
В октябре 1919 года станция, как и город, переходила под контроль белой армии Деникина. В течение недели на орловских железнодорожных путях стояли бронепоезда «Иоанн Калита» и «Офицер». 17 октября 1919 года Орёл посетил командующий 1-м пехотным корпусом, генерал-лейтенант А.П.Кутепов, прибывший в город на паровозе.
После гражданской войны для железнодорожного узла города Орла наступили тяжелые времена. В 1922—1923 гг. ликвидируется управление Орловско-Витебской дороги, а из-за уже построенного участка пути несвязанного с другими линиями в ходу появилось словосочетание «Орловский куст» Юго-Восточной железной дороги. На улицу выбросили не только явных бюрократов, но и сотни отличных специалистов. Однако количество орловских железнодорожников на все рабочее население напоминало, что город является крупным железнодорожным узлом. Даже, когда в 1930-х Орёл стал всего лишь районным центром станция оставалась главным предприятием города.
С началом Великой Отечественной войны через Орёл прошли составы с эвакуированными заводами и предприятиями страны. С началом оккупации города 3 октября 1941 года станция перешла под контроль гитлеровских войск. Станция являлась стратегическим объектом для немецких войск. Через нее осуществлялась поставка оружия, боеприпасов, топлива для наступающей 2-танковой армии Гудериана на Москву, а затем и солдат вермахта расквартированных в Орле. По распространенной версии перед отступлением большей части немецких войск из Орла в августе 1943 года они сожгли и взорвали здание вокзала. Однако, на самом деле орловский вокзал 1868 года постройки уничтожила советская дальняя авиация. Используя тяжелые бомбардировщики Пе-8 и 5-тонные бомбы ФАБ-5000, 890-й и 746-й авиационные полки в ночь на 4 июня и 19 июля 1943 года полностью вывели из строя орловский железнодорожный узел, разрушив склады с боеприпасами и техникой противника и превратив здание вокзала в руины.[5][6] Когда 4 августа Советские войска 5-ой Михалицина Т. П. и 380-ой Плотникова П. М. стрелковых дивизий, освободили орловский железнодорожный узел, вместо красивого орловского вокзала они увидели почти полностью разрушенное чёрное закопчённое здание с немецкой надписью Orel на одной внешней сохранившейся стене. Благодаря тому, что Орёл вошёл в число 15 крупнейших и старейших русских городов, наиболее пострадавших во время войны, первоочередное восстановление которых было определено постановлением СНК СССР от 1 ноября 1945 г. восстановление вокзала стало первоочередной задачей послевоенного времени.
Бывший Орловско-Витебский вокзал и бывший Елецкий вокзал (полустанция Орёл) сильно пострадали во время войны. Восстанавливать вокзал было решено на прежнем месте, взяв за основу уцелевшие части старого здания. Цокольный этаж почти не пострадал и был сохранен в первоначальном виде. В архивных документах упоминается, что здание вокзала начало работать уже с 1946 года.
Современное здание Орловского вокзала было построено в 1949—1950 годах по уникальному проекту архитектора С. А. Мхитаряна в стиле русского классицизма. Здание просторно и в то же время лишено ненужных пустот. При детальном анализе планировки современного здания в нем угадываются сохраненные черты старого вокзала. По некоторым данным, в восстановлении вокзала, как и мощении центральной улицы Ленина брусчаткой участвовали пленные немцы. Внешнее здание терминала построено в европейском стиле. В СССР Орловский железнодорожный вокзал считался одним из самых красивых вокзалов в стране. С витражей больших окон смотрят знаменитые орловчане: Тургенев, Бунин, Фет, Андреев, Пришвин. Привокзальная площадь, застроенная невысокими полукруглыми зданиями песочного цвета, переходящими в колоннаду входа на платформы вокзала, и находящийся напротив Дом культуры железнодорожников являются цельным архитектурным ансамблем.
В день города 5 августа 1958 г. в центре ансамбля внешнего здания вокзала были установлены башенные часы. Работы были выполнены СУ-330 и Орловским Часовым Заводом «Янтарь» по проекту архитектора О. В. Левитского. Часы исполняют мелодию из 1-й симфонии Орловского композитора В. С. Калинникова.
В 1958 была начата электрификация магистрали от Москвы до Орла. Чуть позже был электрифицирован участок Курск — Харьков. Через Орёл стали ходить пригородные электропоезда.
ОАО «Российские железные дороги» планирует вложить 237 миллионов рублей в капремонт Орловского железнодорожного вокзала. К настоящему времени полностью отремонтированы северный и южный кассовые залы. По словам начальника вокзала станции Орёл И. В. Мешкова, в плане реконструкции в этом году предусмотрен капитальный ремонт комнаты отдыха. После его завершения она станет современной, гостиничного типа со всеми удобствами.
Капиталовложения в ремонт вокзала предусмотрены на срок до 2020 г. С момента открытия здания вокзала в 1950 году оно не знало ни одного капитального ремонта. Нынешний — первый в его истории.[7]
А летом 2010 года был подписан новый договор между правительством Орловской области и дирекцией железнодорожных вокзалов филиала ОАО «РЖД». По нему вокзал Орла вошел в программу комплексной модернизации 340 вокзалов РЖД. Вокзал Орёл вошел в первоочередной список объектов модернизации. Объём инвестиций увеличился до небывалой суммы — 1 млрд 800 тысяч рублей. Часть средств будет направлено на возведение современного торгово-офисного центра площадью 35 тысяч квадратных метров. Реконструкция обеспечит комплексную безопасность пассажиров, посетителей и служащих вокзала и станции, повышение технической и технологической надежности зданий, сооружений и инженерных систем вокзала. Документ о совместной реализации проекта также предполагает строительство транспортного пересадочного узла и обустройство прилегающей к нему территории. По словам начальника дирекции железнодорожных вокзалов-филиала ОАО «РЖД» Сергея Абрамова построение современной инфраструктуры вокзалов будет способствовать формированию транспортных узлов, а как следствие — активного экономического развития инфраструктуры «РЖД» и муниципалитетов.
Так как через станцию Орёл планируется организовать движение скоростных поездов, то реконструкция вокзала будет проводится одновременно с модернизацией железнодорожной инфраструктуры. По словам губернатора Орловской области Александра Козлова, модернизация орловского вокзала прекрасно сочетается с инфраструктурными планами по подготовке к празднованию 450-летия Орла в 2016 году. Реализация этого проекта изменит облик не только вокзала, но и всего города. Комплексные работы рассчитаны на 5 лет. Подробная проектно-сметная документация должна быть готова к концу 2010 года.[8]
В мае 2008 года в центре ансамбля Привокзальной плошади была установлена топиарная фигура орла, выполненная из экологически чистых материалов. Символ города выполнен силами специалистов МУП «Совхоз „Коммунальник“» и является частью программы по озеленению города. Высота фигуры — 7 м. Первоначально, из-за нехватки материалов и сжатых сроков, статуя была сделана из берёзовых веток и отличалась от проектного вида, в частности, были нарушены пропорции и перспектива. Орёл вызвал неоднозначную реакцию жителей города[9][10][11]. В марте 2009 года под надзором автора, Василия Антропова, была произведена реставрация фигуры, занявшая 3 недели. Берёзовые ветки были заменены однолетним растением кохия, фигура стала больше соответствовать проекту[12].
Паровоз Ов 1898 года постройки, установленный в честь 120-летия депо.
Проходная локомотивного депо им. Свердлова
Транспорт Орла | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Действующий |
|
|||||||
Проектируемый | Скоростной трамвай | |||||||
Терминалы |
|
|||||||
Прочее | Такси |
Орёл (станция).