12-07-2023
Алексей Остудин | |
Алексей Остудин на Международном поэтическом фестивале на Байкале, 2009 | |
---|---|
Род деятельности: | |
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Гражданство: |
Алексе́й И́горевич Осту́дин (27 июня 1962, Казань) — русский поэт и литературный деятель.
Содержание |
Родился в Казани в 1962 году. Закончил физико-математическую школу № 131. Алексей начал писать стихи в детстве[1], а в юношестве стал посещать литературное объединение «НЛО» при Музее Горького, руководителем которого был поэт Марк Зарецкий. Это знаменитое объединение посещали многие казанские поэты и прозаики: Айдар Сахибзадинов, Рустем Сабиров, Ирек Муртазин, Нури Бурнаш и другие.
В 1980-е годы Алексей учился в Литературном институте имени Горького в Москве, но был отчислен. Прозаик Айдар Сахибзадинов описывает этот эпизод жизни Остудина так:
А выгнали его за то, что в общежитии вступился за казанскую поэтессу и поломал поэтов Баку как мебель. Это я узнал уже в Москве. Он шел по коридору и, как истый казанец, грыз семечки на пол. И вдруг услышал в соседней комнате душераздирающий крик. Выбил дверь и ворвался. Два обкурившихся горца пытались изнасиловать его землячку.<…>
Одному горцу в той драке он сломал челюсть, другому ребра. Схватил рыдающую даму в охапку и с ветром помчал в свою комнату.
<…>
Пред ясные очи ректора предстал розовощекий Остудин и три забинтованных сына гор. Исключили из института Остудина.
Говорят, поэт Евтушенко свои знаменитые строки «Поэт в России — больше, чем поэт» написал под впечатлением этого случая. От других я слышал, что эти слова навеяла сама по себе фигура казанского Гаргантюа, заслонившая перед мэтром солнце.— Айдар Сахибзадинов, «Магический кристалл»
Учился на филологическом факультете Казанского государственного университета имени Ульянова-Ленина. В 1993 году окончил Высшие литературные курсы[2] при Литературном институте (семинар критики Владимира Гусева).
Начал печататься с 1978 года. Стихи публиковались в журналах «Новый мир», «Октябрь»[3], «Сетевая поэзия», «Смена», «Студенческий меридиан», «Урал»[4], «ШО», альманахе «Истоки», газетах «Литературная газета», «Литературная Россия», «Труд» и других изданиях. Но широкую известность в литературной среде Остудин приобрёл благодаря публикации стихов в интернете[5] и, в частности, на авторитетном сайте «Сетевая словесность»[6].
Трижды лауреат Международного литературного Волошинского конкурса[7]: в 2003, 2004 и 2005 годах. Финалист поэтического конкурса «Заблудившийся трамвай» имени Николая Гумилёва[8] в 2005 году. Вошёл в шорт-лист Бунинской премии в 2007 году[9] и премии имени Гавриила Державина в 2009 году. За книгу «Проза жизни» в 2007 году награждён премией имени Максима Горького. Член Союза писателей Республики Татарстан. Член ПЕН-клуба[10] с 2011 года.
В последние годы Алексей Остудин активно участвует в работе крупнейших поэтических фестивалей: международный литературный фестиваль имени Максимилиана Волошина[7] (Коктебель), международный поэтический фестиваль «Киевские Лавры» (Киев), международный фестиваль «Порядок слов» (Минск), фестиваль «Берег» (Владивосток), международный фестиваль «Запад наперёд» (Берлин), международный фестиваль «Биеннале поэтов» (Москва), международный фестиваль поэзии на Байкале (Иркутск), фестиваль «Петербургские мосты» (Санкт-Петербург) и других. Участник поэтической программы «Биеннале искусств» (Венеция).
Алексей Остудин — организатор трёх Форумов современной поэзии в 2004, 2005[11] и 2008[12] годах и многочисленных поэтических вечеров в Казани, в которых приняли участие ведущие российские поэты и видные литераторы из ближнего и дальнего зарубежья: Наталья Бельченко, Сергей Гандлевский, Михаил Гофайзен, Всеволод Емелин, Александр Ерёменко, Иван Жданов, Александр Кабанов, Геннадий Каневский, Игорь Караулов, Михаил Квадратов, Бахыт Кенжеев, Андрей Коровин, Игорь Кручик, Юрий Кублановский, Вадим Месяц, Станислав Минаков, Никита Новиков, Анна Саед-Шах, Ольга Сульчинская, Юрий Ракита, Олег Хлебников, Алексей Цветков, Александр Чернов и многие другие.
В настоящее время возглавляет издательский дом «Норма» в Казани. Женат, имеет сына и дочь.
Литературный критик Никита Васильев в предисловии к книге «Эффект красных глаз»[13] характеризует поэтику Алексея Остудина как полистилистическую, включающую в себя черты постакмеизма и метареализма[14].
Публицист Сергей Арутюнов пишет: «Метафорика Алексея натерта самоварной ярью, зачастую буффонна, имеет корнями Владимира Семеновича В-цкого, скликает буратинят грохотом присловий (образ жизни с утра: „Рвота, подъем!“) — для того, чтобы не отдавливать ушей зашкаливающим трагизмом бытия»[15].
Украинский поэт Игорь Кручик: «Алексей не дает забыть себе и нам, что главное занятие поэта — выворачивать наизнанку язык, бросать его читателю, как перчатку, расширять возможности сказанного. Поэзия — квинтэссенция выражаемого, а то и невыразимого»[16].
Литературовед Павел Басинский отмечает, что «между стихами Остудина и им самим почти нет зазора. Вернее, он есть ровно настолько, насколько человек, начинающий сочинять про себя что-то в рифму, враз начинает отличаться от всех прочих смертных»[17].
1989 — «Весеннее счастье» («Таткнигоиздат» — Казань)
1990 — «Шалаш в раю» («Молодая гвардия» — Москва)
1993 — «Улица Грина» («Рекламная библиотека поэта» — Москва)
2004 — «Бой с тенью» («Крок» — Харьков)[17]
2005 — «Рецепт невесомости» («Радуга» — Киев)
2007 — «Проза жизни» («Геликон + Амфора» — Санкт-Петербург)
2011 — «Эффект красных глаз» («Русский Гулливер» — Москва)[13]
Остудин, Алексей Игоревич.