08-05-2023
Отто и Элиза Хампель — были супружеской парой рабочих, которые изобрели простой метод протеста, проживая в Берлине в годы начала Второй мировой войны. Они составляли открытки, осуждающие правительство Адольфа Гитлера и оставляли их в общественных местах по всему городу. В конце концов они были схвачены, их пытали и обезглавили в берлинской тюрьме Плётцензее в апреле 1943 года. Вскоре после окончания войны их дела из Гестапо были переданы писателю Гансу Фалладе и их история послужила прообразом романа 1947 года, переведённого на английский язык и опубликованном в 2009 под названием «Каждый умирает в одиночку» (в Великобритании — «Одни в Берлине»).
Пара поженилась в 1935 году.[2] После того, как они узнали, что брат Элизы был убит в бою, Хампели предприняли попытки поддержать сопротивление против Третьего Рейха.[2] С сентября 1940 года и до их ареста осенью 1942 года, они написали более 200 открыток, опуская их в почтовые ящики и оставляя на лестничных клетках в домах Берлина, часто в районе Веддинг, где они проживали.
Открытки призывали людей отказаться от сотрудничества с нацистами, воздерживаться от пожертвования денег, отказа от военной службы и к свержению Гитлера.[2] Не смотря на то, что почти все открытки немедленно доставлялись в Гестапо, потребовалось два года для того, чтобы обнаружить их авторов.[3] Хампели были осуждены и арестованы осенью 1942 года. Отто заявил полиции, что он был счастлив, что может протестовать против Гитлера и Третьего Рейха. На процессе в Volksgerichtshof, нацистском «народном суде», Хампели были осуждены за действия, направленные на подрыв оборонной мощи и «подготовке к государственной измене».[4] Их обезглавили 8 апреля 1943 года в тюрьме Плетцензее в Берлине.[5]
Их жизнь была описана в романе Ганса Фаллады, где их называют Отто и Анна Квангель; по сюжету погибает их сын, а не брат жены.[6] Английская версия книги, изданной издательством Melville House Publishing, включает в себя приложение, содержащее несколько страниц из фактического дела Гестапо, включая снимки кружки, подписанные признания, полицейские отчеты и несколько фактических открыток, использованных в протесте.[7]
Было пять экранизаций романа:
Отто и Элиза Хампель.