15-05-2023
О, счастливчик! | |
O Lucky Man! | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер | |
Автор сценария |
Дэвид Шервин |
В главных ролях |
Малкольм МакДауэлл |
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания | |
Длительность |
173 мин. |
Страна | |
Год | |
IMDb |
ID 0070464 |
«О, счастливчик!» (англ. O Lucky Man!) — кинофильм. Вторая часть трилогии Линдсея Андерсона «Если» (1968) — «О, счастливчик!» (1973) — «Госпиталь „Британия“» (1982).
Премия BAFTA и номинация на Золотой глобус.
Содержание |
Привлекательный и неимоверно жизнерадостный молодой человек по имени Мик Трэвис (Малкольм Макдауэлл) начинает свою карьеру в качестве торгового агента солидной компании, специализирующейся на продаже кофе. По поручению компании, он отправляется в отдаленное графство на северо-востоке Англии, заменить другого торгового агента. Заблудившись по дороге, Мик случайно заезжает в запретную зону, где находится какое-то секретное предприятие. Сотрудники охраны предприятия принимают его за иностранного шпиона и задерживают его. Затем, привязав его ремнями к креслу в одной из полутёмных комнат, они допрашивают Мика, применяя всё более и более жестокие пытки. Во время допроса, на секретном предприятии неожиданно происходит авария и Мику удается сбежать, воспользовавшись всеобщей беготнёй и суматохой. Начинается путешествие Мика по стране: пешком и автостопом.
Вскоре Мик случайно попадает в частную клинику, где ему предлагают небольшую сумму денег в обмен на согласие подвергнуться медицинскому эксперименту. Он охотно соглашается даже не подозревая, какой кошмар может за этим последовать. Однако ему удаётся сбежать и оттуда, и Мик продолжает свои скитания, в ходе которых он случайно встречает группу музыкантов (Алан Прайс со своей группой), путешествующих по стране. Среди них — обаятельная девушка Патриция (Хелен Миррен) — дочь богатого магната Джеймса Бёрджеса. У амбициозного и тщеславного Мика, мечтающего стать богатым и знаменитым, почти сразу же возникает желание познакомиться и с самим магнатом. При довольно трагикомических обстоятельствах ему это неожиданно удается и Мик становится личным ассистентом магната.
Бёрджес и его бизнес-партнеры заняты очень опасными и незаконными сделками, а именно: продажей химического оружия одному из африканских диктаторов. Одна из таких сделок привлекает внимание полиции. Наивный Мик становится козлом отпущения для коварных дельцов и коррумпированной полиции. Его арестовывают и сажают в тюрьму, где начинается новый этап его жизни. После выхода из тюрьмы судьба снова дает ему шанс достичь вершин жизненного успеха, но теперь у Мика уже нет ни той жизнерадостности, ни самоуверенности, ни амбициозности, которыми он обладал ранее. Обаятельная улыбка, которая ему так легко и естественно давалась в самом начале его пути, сейчас уже требует неимоверных усилий.
Фильм представляет собой достижение британского кинематографа и стоит особняком от двух других фильмов трилогии. Он сочетает в себе элементы социальной сатиры, притчи и реализма. Одна из главных идей фильма заключается в том, что роль случайностей в жизни чрезвычайно важна и человек практически бессилен перед лицом непредсказуемых капризов Фортуны.
Некоторые актёры появляются в фильме в качестве разных персонажей, что усиливает впечатление цикличности и спиралеобразной повторности бытия. Впечатление дежавю не ускользает от внимания и самих персонажей.
Особую эмоциональную силу фильму придают музыка и песни Алана Прайса (он играет себя самого) — руководителя группы музыкантов, с которыми случайно повстречался главный персонаж. Ироничные, а иногда даже циничные слова песен Алана Прайса служат как бы философским комментарием того, что происходит с главным героем.
Фильм был дублирован на русский язык и показан в СССР в 1975 году. Однако советские цензоры вырезали многие кадры с эпизодами, которые им пришлись не по вкусу. Например, из фильма был удален эпизод, в котором показывался репортаж об аварии советского авиалайнера, а также эпизод, в котором обитательница монастыря поит Мика Трэвиса молоком из своей груди.
Вырезано было также более половины похождений Мика после освобождения из тюрьмы (самоубийство миссис Ричардс), которые очень важны, в частности, для понимания последней сцены. Но даже с такими купюрами фильм стал популярен в СССР. А присутствие в фильме рок-команды Алана Прайса в немалой степени способствовало этому.
слова и музыка Алана Прайса (клавишник The Animals; «O Lucky Man» — его первый сольный альбом)
Фильмы Линдсея Андерсона | |
---|---|
1960е | Такова спортивная жизнь (1963) • Белый автобус (1967) • Если.... (1968) |
1970е | О, счастливчик! (1973) • В праздник (1975) |
1980е | Оглянись во гневе (1980) • Госпиталь «Британия» (1982) • Августовские киты (1987) |
О, счастливчик! (фильм, 1973).