30-06-2023
Первая венгерско-галицкая железная дорога | |
нем. Erste Ungarisch-Galizische Eisenbahn польск. Pierwsza Węgiersko-Galicyjska Kolej Żelazna укр. Перша угорсько-галицька залізниця венг. Első Magyar-Gácsországi Vasút |
|
Вокзал в Хырове |
|
Годы работы: | |
---|---|
Страна: | |
Состояние: |
действующая |
Подчинение: |
Австрийские государственные железные дороги (нем. k.k. österreichische Staatsbahnen) |
Протяжённость: |
266.3 км. |
Первая венгерско-галицкая железная дорога - первая транскарпатская, полностью двухколейная железная дорога через Лупковский перевал. Соединяла Галицию с Венгрией, а именно Будапешт с Перемышлем и Львовом. Общая длина железной дороги - 266,3 км.
Содержание |
20 мая 1869 г. появился первый проектный документ на строительство железнодорожного пути от Перемышля до Лупкова. 11 июня 1869 г. появился второй документ на отрезок от Лупкова в Венгрию. Владельцем второго документа выступало Акционерное общество Первой венгерско-галицкой железной дороги.
Железная дорога начала работать 25 декабря 1872, хотя тоннель в Лупкове завершили только в 1874 г. Важнейшие железнодорожные станции: Шаторальяуйхей (сейчас Венгрия), Гуменне (сейчас Словакия), Лупков, Загуж (сейчас Польша), Ходоров (сейчас Украина) и Перемышль (Польша). В Перемышле железная соединялась с уже существующей от 1861 г. Галицкой железной дорогой имени Карла Людвига, что позволило впервые напрямую соединить железнодорожным путём Львов с Будапештом[1].
Сразу после открытия Первой венгерско-галицкой железной дороги на ней работало 11 локомотивов, 24 пассажирских вагона и 255 товарных вагона. Через год это количество удвоилось: курсировало 21 локомотивов, 50 пассажирских вагонов и 415 товарных. В 1886 г. это количество возросло еще больше. За первый год эксплуатации было перевезено 238 000 пассажиров. С 1874 г. до 1880 г. пассажиропоток несколько снизился и составил от 149 до 198 тысяч человек. Перелом наступил через четыре года, когда по этой дороге было перевезено уже 298 000 человек. В 1887 г. был установлен очередной рекорд - пассажиров было уже 339 тысяч человек, а общий вес багажа и товаров 586 тыс.тонн[2].
Со 2 августа 1892 г. железная перешла в собственность Австрийской государственной железной дороги.
Первая венгерско-галицкая железная дорога сыграла важную стратегическую роль во время I Мировой войны, в частности при осаде крепости Перемышль. После 1918 г., когда в Карпатах появились границы между новообразованными независимыми государствами Чехословакией и Польшей, железная дорога ощутимо потеряла свое важное значение. Впоследствии из-за нерентабельности, и по причине того, что Венгрии по Трианонскому договору нельзя было иметь двухколейные дороги, второй путь был разобран, в том числе, по экономическим причинам, и в Чехословакии и Польше, так что теперь почти на всей трассе поезда ездят по одной колее[3].
Во время I Мировой войны в Хырове, лежащем на украинском отрезке железной дороги, побывал Швейк - герой романа Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка» .
Участок | Протяжённость (в км) | Дата завершения |
---|---|---|
Перемышль — Хыров | 33,19 | 13 мая 1872 |
Хыров — Кросценко | 19,40 | 1 июля 1872 |
Кросценко — Устшики-Дольне | 8,09 | 3 сентября 1872 |
Устшики-Дольны — Команьча | 70,26 | 12 ноября 1872 |
Команча — Лупков | 13,75 | 18 декабря 1872 |
Лупковский тоннель | 0,416 | 30 мая 1874 |
Сейчас Первая венгерско-галицкая железная дорога расположена на территории четырех стран - Венгрии, Словакии, Польши и Украины. Она уже не функционирует как целостная линия, хотя со стороны Польши и Венгрии предпринимаются попытки использовать ее в туристических целях[5].
Украинская часть старой венгерско-галицкой железной дороги - это более 30 км. одноколейных путей Нижанковичи - Хыров - Смильница (польско-украинская граница), с широкой колеей (1520 мм). От Хырова к Смильнице путь комбинированный - широкая и узкая (1435 мм) колеи, для одновременного следования украинских и польских поездов. Во времена Советского Союза такой тип пути существовал на всем украинском отрезке дороги, ведь в 1960-х, 1970-х и 1980-х годах здесь курсировал поезд из Перемышля в Устшики-Дольне. При этом поезд дважды пересекал польско-украинскую границу: в Нижанковичах и в Смильнице. Сейчас украинским отрезком дороги курсируют пассажирские поезда Самбор-Хыров-Нижанковичи и Самбор-Хыров-Старява.
На территории Венгрии находиться начальная станция дороги в городе Шаторальяуйхей. Дальше линия идёт через территорию Словакии до Лупковского перевала. Участок от Лупкова до Загужа в номенклатурных документах польских железных дорог фигурирует как «Линия №107», а затем, до станции в Кросценко, как «Линия №108».
Участок | Страна | Оператор |
---|---|---|
Шаторальяуйхей | Венгрия | Magyar Államvasutak |
Словенске Нове Место – Гуменне – Медзилаборце | Словакия | Železničná spoločnosť Slovensko |
Лупкув – Загуж – Кросценко | Польша | Polskie Koleje Państwowe |
Хыров – Нижанковичи | Украина | УкрЗалiзниця |
Германовице – Пшемысль | Польша | Polskie Koleje Państwowe |
Это заготовка статьи о железных дорогах. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Железнодорожная сеть на территории Украины | |
---|---|
Современные Украинские железные дороги укр. УкрЗалiзниця |
Донецкая • Львовская • Одесская • Приднепровская • Юго-Западная • Южная |
Железные дороги австро-венгерской Галиции укр. Мережа залізниць у Галичині |
Первая венгерско-галицкая • Галицкая имени Карла Людвига • Днестровская • Эрцгерцога Альбрехта • Галицкая Трансверсальная |
Первая венгерско-галицкая железная дорога.