07-07-2023
Александра Перегонец | |
Кадр из фильма «Аэлита». А. Ф. Перегонец (справа) в роли Ихошки |
|
Имя при рождении: |
Перегонец Александра Фёдоровна |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Гражданство: | |
Профессия: | |
Карьера: | |
Награды: |
Заслуженная артистка Крымской АССР |
IMDb: |
ID 0673038 |
Александра Фёдоровна Перегонец (1895—1944) — российская и советская актриса театра и кино, подпольщица, трагически погибшая в годы Великой Отечественной войны.
Содержание |
Александра Перегонец родилась 15 ноября 1895 г. в Кузнецке (ныне Новокузнецк). Она была пятой дочерью исправника по горному делу Фёдора Егоровича и его жены Марии Матвеевны[1]. По данным на 1858 г.: казначей в Перемышле Перегонец Егор Игнатьевич, коллежский асессор с 1846 г. (имел знак отличия за XXV л. непорочной службы в 1851 г.)-[2] возможно дед. В 1897 году семья переехала в Калугу. В 1914 году Александра закончила Калужскую женскую гимназию, ныне школа № 5 Калуги, со званием домашней учительницы[3]. Выступала в самодеятельных спектаклях, занималась в театральной студии клуба офицеров.
Осенью 1914 года Александра поступила в петербургскую «Школу сценического искусства», организованную в 1908 году Андреем Петровским. На театральной сцене она с успехом исполняла роли Анны из «Вишнёвого сада», Норы и др.
С 1916 года работала в актёрском товариществе Петрозаводска, затем в Петроградском театре миниатюр в амплуа травести и инженю. Вышла замуж за артиста Ивана Александровича Вольского, с котором рассталась в 1928 году[4].
С 1917 года Александра Перегонец работает в разных театрах — в Новороссийске, Киеве, Харькове, Екатеринодаре, Ростове, Тифлисе; в то время актёров набирали, как правило, на один сезон. С 1922 года — в Московском театре «Летучая мышь»[4]
В 1924 году по рекомендации драматурга Иосифа Прута снялась в фильме Якова Протазанова «Аэлита», где исполнила роль служанки Аэлиты Ихошки. Согласно сценарию, героиня А.Перегонец погибает от рук «марсианских фашистов»…
В 1920-е годы актриса работала в театрах Казани, Петрозаводска, Ленинграда (БДТ), Новосибирска, Иркутска. С 1931 года и до конца дней — актриса Крымского русского театра им. М. Горького в Симферополе.
Создала запоминающиеся образы Норы («Нора»), Луизы («Коварство и любовь»), Дианы («Собака на сене»), Насти («На дне») и др. Заслуженная артистка Крымской АССР[3], по другим данным — Заслуженная артистка РСФСР[5].
В 1941 году симферопольский театр не смог эвакуироваться — путь на Севастополь был отрезан. Труппа вернулась в Симферополь, который был оккупирован 1 ноября 1941 года.
Во время оккупации второй муж актрисы, Заслуженный артист РСФСР Анатолий Иванович Добкевич отказался стать городским головой Симферополя и был казнён оккупантами.
В мае 1942 года театр возобновил работу под новым названием «Симферопольский русский театр драмы и комедии». А. Ф. Перегонец получила разрешение создать при театре молодёжную студию, куда привлекла около 50 человек, спасая их тем самым от угона в Германию.
В 1943—1944 гг. А. Ф. Перегонец активно участвовала в подпольной деятельности разведывательно-диверсионной группы «Соколы» (по другим данным, «Сокол», по подпольной кличке руководителя группы). Группу возглавлял майор НКГБ Гиссак Арабаджи.
В подпольную группу входили около 60 человек, в том числе 10 сотрудников театра: актёры Зоя Павловна Яковлева и Заслуженный артист РСФСР Дмитрий Константинович Добромыслов, костюмеры Илья Николаевич Озеров и Елизавета Кучеренко, машинист сцены Павел Ипполитович Чечёткин, уборщица Прасковья Тарасовна Ефимова, ученик художника Олег Савватеев.
Организаторами группы были главный художник театра Николай Андреевич Барышев и актриса Александра Фёдоровна Перегонец. [5]
Это был один из тех редких случаев, когда важные задания были поручены не профессиональным разведчикам, а актёрам. В частности, планировалось проведение террористической операции — покушение на Гитлера осенью 1943 года, прибывающего в Крым на открытие моста через Керченский пролив. Однако «крымский мост» был разрушен, Гитлер не приехал, операция отменена.
Подпольщики переориентировались на разведывательную работу, готовились к диверсионным актам. В частности, они взорвали здание областного архива, откуда при отступлении не успели вывезти секретные документы[6]. В целом группа «Соколы» организовала 45 крупных диверсий, передала сотни разведывательных донесений.
В конце 1943 года Н. А. Барышев составил план Симферополя и нанёс на него разведывательные данные о военных объектах противника. Карта была передана партизанам и использована при освобождении города 51-й армией в 1944 году. Подпольщики поддерживали связь с крымскими партизанами, с подпольным обкомом. В театре был создан тайник, куда спрятали богатую коллекцию из 5000 театральных костюмов, которую немцы планировали вывезти. В марте 1944 года гестапо напало на след группы. 18 марта, сразу после спектакля, подпольщиков арестовали. Удалось спастись только Е. Я. Кучеренко, которая при отступлении немцев спасла здание театра от пожара[7].
Кто выдал подполье — до сих пор не вполне ясно. Предательница, работница театра Каблукова из фильма «Они были актёрами» — не более чем художественный вымысел. Автор книги «В крымском подполье», секретарь Крымского подпольного центра Иван Андреевич Козлов (1888—1957) подозревал в провале группы связную под псевдонимом «Лесная»[8]. На самом деле под этим псевдонимом скрывалась Скрипниченко Людмила Васильевна, офицер НКГБ. Она была убита в гестапо 29 марта 1944 года. В апреле погиб и её муж, Александр Иванович Скрипниченко, также профессиональный разведчик. [9] По данным архивов КГБ, группа «Соколы» выдана агентом абвера М.Ящининым, работавшим на Симферопольской электростанции[5].
А. Ф. Перегонец вынесла страшные пытки, у неё были сожжены ноги[6]. 10 апреля 1944 года, за три дня до освобождения Симферополя советскими войсками, подпольщики были расстреляны в урочище «Дубки», на территории совхоза «Красный».
А. Ф. Перегонец похоронена на 1-м гражданском кладбище Симферополя.
Перегонец, Александра Фёдоровна.