23-09-2023
(O) (Я)
Станция Пермь I
Пермь II — Лёвшино
|
|
Свердловская железная дорога | |
Отделение ж. д.: |
Пермское отделение |
---|---|
Дата открытия: |
1878 |
Тип: |
пассажирская |
Количество платформ: |
2 |
Количество путей: |
3 |
Тип платформ: |
промежуточная |
Архитекторы: |
И. А. Быховец |
Инженеры-конструкторы: |
И. А. Быховец |
Подрядчик: | |
Выход к: | |
Расположение: | |
Пересадка на: | |
Расстояние до Москвы: |
1442 км |
Расстояние до Чусового: |
140 км |
Код станции: |
760000 |
Код в «Экспресс-3»: |
2030090 |
памятник архитектуры (памятник местного значения)
Культурное наследие Российской Федерации, объект № 5900089000 |
Железнодорожный вокзал «Станция Пермь-I» (Пермь первая) — старейший железнодорожный вокзал Перми. Станция Пермь-1 — начальный пункт Уральской железной дороги.
С вокзала отправляются пригородные поезда в Горнозаводском направлении.
В начале XVIII века в районе вокзала Пермь-I беспорядочно громоздились торговые лавки, а с 1745 года принимал продавцов и покупателей расположенный здесь гостиный двор. Так продолжалось до тех пор, пока в 1874 году не было принято решение соединить уральские города железной дорогой.
Начало строительства Горнозаводской железной дороги датируется 1874 годом, завершение 1878 годом: первый рабочий поезд прошел 27 февраля, а 1 (13) октября по ней открылось правильное (регулярное) движение от Перми до Екатеринбурга. Строительство велось на деньги частного консорциума с участием местных промышленников, «Общество УГЖД» под управлением В. Кокорева и П. И. Губонина. Автор проекта - инженер-архитектор И. А. Быховец, главный инженер строительства В. Ф. Голубев. Первым управляющим дорогой был назначен талантливый инженер Николай Степанович Островский.
Здание вокзала состояло из 4-х секций: ресторан; зал ожидания для пассажиров 1-го и 2-го классов с мягкими диванами; зал ожидания для пассажиров 3-го и 4-го классов с жёсткими диванами; билетные кассы с большим иконостасом. Были также служебные помещения. От непогоды пассажиры спасались под навесом, сооружённым со стороны посадочных платформ и снесённым в конце 1930-х гг.
Для пассажиров 1-го класса были предусмотрены вагоны синего цвета, для пассажиров 2-го класса - жёлтые, для прочей публики подавались зелёные вагоны.
Рядом со зданием вокзала Пермь-I были построены здания для управления Пермь-Тюменской железной дороги (1892 г.) и управления Пермь-Котласской железной дороги (1897 г.), в которых ныне располагается Пермский институт железнодорожного транспорта.
Пермь-I.