Письма мёртвого человека

03-07-2023

Письма мёртвого человека
Жанр

фантастика, психологическая драма, антиутопия, постапокалиптика

Режиссёр

Константин Лопушанский

Автор
сценария

Вячеслав Рыбаков
Борис Стругацкий

В главных
ролях

Ролан Быков
Иосиф Рыклин
Виктор Михайлов

Оператор

Николай Покопцев

Композитор

Александр Журбин

Длительность

88 мин

Страна

 СССР

Год

1986

IMDb

ID 0091759

«Письма мёртвого человека» — первый полнометражный фильм Константина Лопушанского (1986). Фильм стал одним из заметных кинофестивальных событий 1986—1987 гг., получил ряд наград: Гран-при МКФ в Варне и Мангейме, Приз за режиссуру МКФ в Мадриде, Приз жюри ВКФ в Тбилиси. Получил Государственную премию и сыгравший главного героя Ларсена Ролан Быков.

Содержание

Сюжет

Действие фильма происходит в неназванном городе, через некоторое время после окончания ядерной войны, случившейся из-за того, что подавившийся кофе ракетчик не успел отменить непроизвольный старт ракеты с ядерной боеголовкой. Учёный, нобелевский лауреат Ларсен спасается от последствий ядерной бомбардировки в подземелье исторического музея, в котором работала до войны его супруга, не успевшая вовремя спуститься в бомбоубежище и теперь страдающая от болезни, вызванной, по-видимому, значительной дозой радиации. Вместе с ними в подземелье живут бывшие сотрудники музея. Каждый из них по-своему переживает трагедию человечества — кто-то пишет книгу-размышление о причинах случившегося, кто-то готовит послание будущей цивилизации, а кто-то размышляет о построении будущего подземного человечества с новой моралью и нравственностью. Рядом с подземельем расположен медицинский бункер, где продолжает работу друг Ларсена, снабжающий его медикаментами для умирающей жены.

Центральной темой кинофильма является поиск смысла существования, рационального объяснения невероятного стремления человека к тотальному самоубийству при помощи новейших достижений науки. Главный герой — Ларсен — не может поверить в гибель человечества от собственных рук и раз за разом пытается найти подтверждение того, что произошедшее — лишь некий этап на пути развития. Он исследует показания сейсмических приборов, пытаясь понять — идёт ли война, или же ничего этого нет; пытается построить математическую формулу и вывести положительную гипотезу, объясняющую происшедшее, но будучи не в силах сделать этого, приходит к выводу, что то, что произошло — произойти не могло по определению. Своего рода отдушиной для Ларсена становятся письма, которые он пишет своему, скорее всего погибшему во время бомбардировки сыну Эрику. В этих письмах он исповедуется перед сыном и перед самим собой, пытаясь оправдать человека перед лицом здравого смысла. Между тем выжившие готовятся к переселению в центральный бункер — в глубокую консервацию на десятки лет, а может быть, и навсегда.

За порогом бункера оказываются бывшие воспитанники приюта при храме, который когда-то возглавлял знакомый Ларсена, пастор. Дети пребывают в состоянии каталепсии и, по словам осмотревшего их врача, не могут попасть в бункер — им не находится места, поскольку власти «не могут обеспечить жизнью даже здоровых». Ларсен отказывается от эвакуации в центральный бункер ради того, чтобы остаться с детьми. Он и дети вместе пытаются отпраздновать наступающее Рождество — собирают импровизированную ёлку и даже выходят на улицу, чтобы увидеть первую звезду, но небо затянуто смогом от ядерного пожара. Ларсен умирает, а дети уходят куда-то в даль, в темноту ядерной ночи, воплощая собой надежду на то, что ещё не всё погибло в уничтоженном рукотворным мечом апокалипсиса мире.

В ролях

Награды фильма

  • 1986
    • Гран-при, Приз FIPRESCI на МКФ в Мангейме (Германия);
    • Специальный приз жюри на МКФ в Трое;
  • 1987
    • Главный приз на МКФ в Варне;
    • Приз Французской федерации киноклубов на КФ в Каннах;
    • Гос. Премия РСФСР им. бр. Васильевых;
    • Приз за режиссуру на 8-м МКФ экспериментальных фильмов в Мадриде;
    • Спец. Приз жюри ВКФ в Тбилиси;

Совпадения

  • Выход картины практически совпал с Чернобыльской аварией, поэтому для своего времени картина была очень острой и шокирующей: люди могли представить события фильма в своей жизни, особенно из-за того факта, что в год выхода картины шла Холодная война, основанная на гонке ядерных вооружений.
  • На кадре из фильма показан взрыв возле двух высоких башен, по виду своему похожих на Башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Перед этим показан город на берегу залива, внешне похожий на Нью-Йорк.
  • Многие киноведы полагают, что роль Ларсена списана с академика Сахарова: в частности, Ларсен обладает такой же гуманистической позицией и волей, а также является лауреатом Нобелевской премии мира.
  • Тематика фильма отражает популярную в годы Холодной войны теорию ядерной зимы.

Ссылки

  • Полная версия фильма Письма мертвого человека на YouTube
  • Письма мёртвого человека  (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • Страница фильма на сайте «Кино России»
  • Фёдоров А. В. Фантастика предостерегает//Советская Россия. 1986. 20 июля. С. 5.
  • Фильм на сайте kino-teatr.ru

Письма мёртвого человека.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47