08-08-2023
Попытка угона самолёта Ту-134 в ноябре 1983 года | |
---|---|
Ту-134А а/к Аэрофлот, аналогичный захваченному террористами |
|
Цель атаки | самолёт Ту-134А, побег из СССР |
Дата | 18—19 ноября 1983 года |
Способ атаки | Угон самолёта |
Оружие | пистолеты, боевые гранаты, холодное оружие |
Погибшие | 7 (включая 2 террористов) |
Раненые | 12 (включая 2 террористов) |
Число террористов | 7 |
Террористы | Каха Ивериели, Паата Ивериели, Герман Кобахидзе, Давид Микаберидзе, Тинатин Петвиашвили, Григорий Табидзе, Иосиф Церетели |
Организаторы | Теймураз Чихладзе |
Число заложников | 57 |
Подозреваемые | Анна Варсимашвили |
Попытка угона самолёта Ту-134 в ноябре 1983 года — террористический акт, осуществлённый 18—19 ноября 1983 года группой грузинских террористов. В ходе террористического акта был захвачен самолёт Ту-134 с целью бегства из СССР. В результате оказанного экипажем самолёта сопротивления самолёт был посажен в аэропорту Тбилиси. На следующий день в результате штурма спецназом самолёт был освобождён.
Содержание |
Как установило следствие, идейным вдохновителем угона самолёта был грузинский священнослужитель Теймураз Чихладзе. Именно он подсказал посещавшим его церковь прихожанам из числа группы детей грузинской «золотой молодёжи» идею побега на Запад с оружием в руках. По первоначальному плану пистолеты и гранаты в самолёт должен был пронести сам Чихладзе под своей рясой, но у него неожиданно появилась возможность выехать за рубеж по церковной линии, и он стал тянуть с принятием окончательного решения о захвате самолета. Поэтому в день угона священника с собой террористы не взяли[1].
В состав террористической группы вошли 7 человек[1][2]:
Большинство угонщиков являлись детьми высокопоставленных родителей и были ими хорошо обеспечены. Некоторые из них ранее выезжали за границу по туристическим путёвкам и могли бы эмигрировать таким способом. Однако преступниками двигала жажда славы и желание быть встреченными за границей в качестве идейных борцов с советским режимом. На суде они заявили:
Вот когда отец и сын Бразинскасы улетели с шумом, со стрельбой, стюардессу Надю Курченко убили, так их там в почётные академики приняли, невольниками совести нарекли, из Турции в США переправили. Чем мы хуже?[2] |
Накануне Герман Кобахидзе и Тинатин Петвиашвили сыграли свадьбу. В числе прочих гостей на неё также была приглашена их случайная знакомая Анна Варсимашвили, работавшая в день угона сменной дежурной международного сектора аэропорта. Добившись её расположения, террористы получили возможность без досмотра пронести на борт самолёта оружие.
18 ноября 1983 года террористы Кобахидзе, Петвиашвили, Микаберидзе и Церетели прибыли в тбилисский аэропорт под видом новобрачных и их гостей, направляющихся в свадебное путешествие в Батуми. Кроме семёрки угонщиков, с ними также отправились их знакомые Анна Мелива и Евгения Шалуташвили, которые не были посвящены в истинные цели поездки. Как и было рассчитано, Варсимашвили пропустила приятелей на посадку без спецконтроля и досмотра. Табидзе и братья Ивериели прошли через досмотр и общий зал с остальными пассажирами[1].
В тот день дневным рейсом в Батуми должен был лететь самолёт Як-40, который и рассчитывали захватить террористы. Однако из-за уменьшения пассажиропотока пассажиров данного рейса вместо Як-40 посадили на рейс № 6833 Грузинского управления гражданской авиации, следовавший по маршруту Тбилиси — Батуми — Киев — Ленинград[3], который выполнялся на самолёте Ту-134А Тбилисского объединённого авиаотряда с бортовым номером СССР-65807[4]. В 15:43 самолет вылетел из Тбилисского аэропорта. На борту находились 57 пассажиров (включая террористов) и 7 членов экипажа:
Вскоре самолёт должен был произвести снижение для посадки в Батуми. Этот момент был выбран террористами как точка максимального приближения к советско-турецкой границе. Однако из-за сильного бокового ветра диспетчер дал команду экипажу возвращаться на запасной аэродром (в Тбилиси), чего не знали угонщики[3]. В 16:13 преступники начали захват самолёта. Церетели, Табидзе и Каха Ивериели взяли в заложники стюардессу Валентину Крутикову и направились в сторону пилотской кабины. Остальные теророристы начали стрельбу в тех, кто по их мнению походил на представителей службы авиационной безопасности. В считанные секунды был убит пассажир А. Соломония, тяжело ранены А. Плотка (штурман Грузинского управления гражданской авиации, летевший в отпуск пассажиром) и А. Гвалия, которые, как впоследствии выяснилось, никакого отношения к правоохранительным органам не имели[1].
Заставив Крутикову попросить пилотов открыть дверь, угонщики ворвались в кабину и, угрожая пистолетами, потребовали изменить курс и лететь в Турцию. В ответ на возражения экипажа Табидзе открыл огонь, убив бортинженера Чедию и тяжело ранив проверяющего Шарбатяна. Штурман Гасоян и командир экипажа Гардапхадзе начали ответную стрельбу, в результате которой был убит Табидзе и тяжело ранены Ивериели и Церетели[3]. Пилотировавший самолёт Габараев (он и Гардапхадзе были также ранены в ходе перестрелки) начал резкие манёвры в воздухе по курсу и по высоте, чтобы сбить с ног преступников. В результате нагрузка на несущие конструкции самолета в три раза превысила допустимую, перегрузки достигали соответственно +3.15 и −0.6G[4]. Воспользовавшись заминкой угонщиков, Гасоян смог затащить Шарбатяна в кабину, а Крутикова помогла запереть дверь в пилотскую кабину. Командир передал на землю сигнал тревоги и начал возврат в Тбилиси. Произведя ещё несколько выстрелов, но так и не сумев открыть бронированную дверь, террористы устроили в салоне кровавую бойню: убили пассажира Абовяна, ранили своих знакомых Меливу и Шалуташвили, пассажиров И. Киладзе, И. Инаишвили, И. Кундеренко, издевались над бортпроводницами[1]. По внутренней связи угонщики ещё раз передали требования следовать за границу. Однако, воспользовавшись плохой погодой и наступившими сумерками, в 17:20 экипаж сумел посадить захваченный лайнер в тбилисском аэропорту[3].
Был введён оперативный план «Набат». Самолёт, отогнанный на дальнюю стоянку, оцепили военные. Микаберидзе заставил Валентину Крутикову открыть аварийный люк, после чего, увидев, что самолёт всё-таки приземлился в СССР, а не за границей, застрелил её и сам совершил самоубийство[2]. Сидевший рядом с люком молодой военнослужащий, увидев это, выпрыгнул на поле и побежал от самолёта. Приняв его за террориста, оцепление открыло огонь, думая, что убегает террорист. Очереди прошлись и по самолёту, всего борт получил 63 пулевых попадания. Только чудом в результате этой стрельбы никто не пострадал.
Вести переговоры с террористами взялся заместитель начальника Грузинского Управления гражданской авиации Кадзаная. Угонщики повторили требования — дозаправка и беспрепятственый вылет в Турцию, иначе угрожали взорвать самолёт. В ходе переговоров ещё одному заложнику удалось бежать, при этом он сломал ногу[3]. В аэропорт срочно прибыли первый секретарь ЦК Компартии Грузии Эдуард Шеварднадзе, председатель комитета госбезопасности Алексей Инаури, министр внутренних дел Гурам Гветадзе и генеральный прокурор республики. В аэропорт привезли родителей захватчиков, чтобы убедить их сдаться без дальнейшего кровопролития. Террористы не захотели их выслушать, передав по радио, что если те приблизятся, то самолет будет взорван вместе с пассажирами[1].
Поздним вечером в аэропорту приземлился специальный рейс с сотрудниками группы «А» спецназа КГБ во главе с командиром группы генерал-майором Зайцевым. Непосредственное руководство штурмом самолёта было возложено на майора Головатова. Пилоты покинули кабину через форточку, однако вытащить раненого Шарбатяна им не удалось, он скончался через несколько часов. Под предлогом технического обслуживания самолёта было слито топливо и произведены приготовления к штурму[3].
После многочасовых безуспешных переговоров в 6:55 19 ноября спецназовцы начали штурм самолёта. Штурмовыми группами командовали Головатов, Владимир Забровский и Владимир Зайцев[5]. Преступники так и не сумели воспользоваться имевшимися у них гранатами. Операция по обезвреживанию террористов длилась четыре минуты, при этом никто не пострадал[2].
В результате неудавшегося угона погибли семь человек: двое пилотов и бортпроводница, двое пассажиров и двое террористов; 10 пассажиров и членов экипажа, а также двое террористов получили ранения. Получив тяжёлые ранения, остались инвалидами штурман Плотко и бортпроводница Ирина Химич. Самолёт Ту-134 получил критические повреждения и был списан. Ахматгеру Гардапхадзе и Владимиру Гасояну было присвоено звание Героев Советского Союза, остальные члены экипажа были награждены государственными наградами.
Следствие длилось девять месяцев. За это время в следственном изоляторе при невыясненных обстоятельствах умер лидер группы Иосиф Церетели. В августе 1984 года Верховный суд Грузинской СССР приговорил к смертной казни Теймураза Чихладзе, Каху и Паату Ивериели, Германа Кобахидзе. Тинатин Петвиашвили получила 14 лет лишения свободы, признанная виновной в пособничестве террористам Анна Варсимашвили — 3 года условно[1]. Президиум Верховного совета Грузинской ССР отклонил просьбу приговорённых к высшей мере наказания о помиловании, приговор был приведён в исполнение 3 октября того же года.
Многие подробности инцидента[какие?] до сих пор не ясны и засекречены, поэтому ряд вопросов[каких?] остается открытым. Шеварднадзе обвиняли[кто?] в срыве переговоров и том, что он потребовал смертной казни для террористов, чтобы укрепить свои позиции среди советского руководства и реабилитироваться за случившееся.
Во времена независимости Грузии грузинскими националистами предпринимались попытки оправдать действия угонщиков борьбой с советским режимом.[1]. В авиагородке Тбилиси вандалами был осквернён памятный камень с фамилиями погибших лётчиков Шарбатяна, Чедия и бортпроводницы Крутиковой[3].
Материалы уголовного дела в начале 1990-х годов сгорели вместе со многими другими документами во время пожара в архиве местного управления госбезопасностиВ 2001 году в театре Марджанишвили хотели поставить спектакль по мотивам угона. Однако постановка так и не состоялась, что некоторые источники связывают с нежеланием тогдашнего президента Шеварднадзе возвращаться к данной теме. Спектакль, получивший название «Поколение джинсов, или запоздалый Реквием» был в итоге поставлен в частном тбилисском Театре Свободы и получил заметную популярность в Грузии.
В 2003 году грузинский режиссёр Заза Русадзе снял документальный фильм «Бандиты» (груз. თვითმფრინავის ბიჭების საქმე), основанный на событиях этого захвата[6].
← 1982 · Авиационные происшествия и инциденты 1983 года · 1984→ | |
---|---|
Рейс 143 Air Canada (23 июля) — Рейс 5463 Аэрофлота (30 августа) — Рейс 007 Korean Air (1 сентября) — Рейс 771 Gulf Air (23 сентября) — Рейс 6833 Аэрофлота (18 ноября) — Рейс 601 Аэрофлота (24 декабря) |
|
Выделена наиболее тяжёлая катастрофа года |
Попытка угона самолёта Ту-134 в ноябре 1983 года.