Потопление «Лузитании»

10-09-2023

Перейти к: навигация, поиск
Крушение «Лузитании»

Картина 1915 года
Тип

кораблекрушение

Причина

торпедирование

Место

Кельтское море

Дата

7 мая 1915 года

Время

14:10 – 14:28

Погибших

1198

Пострадавших

761

Место крушения

(O)

Потопление парохода «Лузитания» — морская катастрофа, произошедшая 7 мая 1915 года в северных широтах Атлантического океана в 19 км от берегов Ирландии. Трагедия случилась на седьмой день следования «Лузитании» по трансатлантическому маршруту Нью-ЙоркЛиверпуль. В 14:10, на тот момент, один из крупнейших океанских лайнеров был торпедирован немецкой подводной лодкой U-20 и в течение 18 минут затонул, унеся жизни 1198 человек, в том числе 128 американцев. Крушение лайнера и гибель в нём американских граждан подтолкнули США ко вступлению в Первую мировую войну.

Предыстория

Территория, установленная Германской империей, в пределах которой суда, идущие под флагом Великобритании или её союзника, подвергались уничтожению

С 1900-ых годов Германская империя начала интенсивно наращивать свою военную мощь. Германия вступила с Великобританией военно-морскую гонку вооружений и особенно активно развивала подводный флот. К началу 1915 года, германский Флот открытого моря насчитывал 27 подводный лодок[1].

Германские субмарины обладали достаточной автономностью, чтобы выполнять боевые задания вдали от баз дислокации. Особенно активная деятельность подводных лодок наблюдалась в водах, омывающих Британские острова, и в Средиземном море. 6 августа 1914 года началась битва за Атлантику. Боевые действия между флотами Британской и Германской империй проходили вокруг Британских островов — районе интенсивного гражданского судоходства. 18 февраля 1915 года эта территория была объявлена Германией военной зоной, где все британские суда, а также суда её союзников без предупреждения подлежали уничтожению германским флотом[2]. Флот открытого моря придерживался стратегии «нарастающего измора» британского флота путём использования минных заградителей и произведения субмаринами торпедных атак на торговые и военные суда[3][4].

Поскольку никакой противолодочной тактики тогда не существовало, первые действия немецких подводных лодок, направленные на уничтожение противника оказались удачными[5]. Только в период с августа 1914 по февраль 1915 германскими субмаринами были потоплены 11 британских торговых судов[1].

Погибшее судно

Пароход «Лузитания» строился на верфи «Джон Браун и К°» в Клайдебанке (под Глазго) с 1904 по 1907 год. В первый рейс отправился 7 сентября 1907 года. Наравне с пароходом-близнецом «Мавритания» до 1911 года удерживал статус самого большого судна в мире. Его длина составляла 240 м, ширина — 27 м, водоизмещение — 44 765 т, осадка — 10,5 м. Кроме того, «Лузитания» была одним из самых быстроходных судов того времени, уступая по скорости только «Мавритании». Корабль мог развивать скорость до 25 узлов (46 км/ч). В движение лайнер приводили 4 паровые турбины суммарной мощностью 76 тыс. л.с.[1]. Пар для турбин, генераторов и вспомогательных механизмов производили 25 котлов. Судно имело 4 трёхлопастных гребных винта, в 1909 году они были заменены четырёхлопастными. «Лузитания» имела двойное дно и 12 водонепроницаемых отсеков, разделённых переборками с герметичными дверьми, имевшими гидравлический привод. Судно могло оставаться на плаву при затоплении любых двух отсеков. На борту имелось 48 спасательных шлюпок, до 1912 года их было гораздо меньше, но после крушения «Титаника» их число было увеличено[6]. За свою карьеру «Лузитания» совершила 201 трансатлантический рейс между Ливерпулем и Нью-Йорком. Лайнер принадлежал британской судоходной компании «Кунард Лайн».

Пассажиры делились на три класса. Условия в третьем классе были одними из лучших среди трансатлантических пароходов. Каюты третьего класса были двух-, четырёх-, шести- и восьмиместными, имелся просторный обеденный салон и променад (прогулочная палуба)[7]. К услугам пассажиров первого класса на борту были представлены роскошный обеденный салон, размещавшийся на двух палубах, зимний сад, читальный зал, курительный салон, кафе, детская комната, два лифта, лазарет и отделение для собак[1].

Строительство «Лузитании» и «Мавритании» финансировалось британским Адмиралтейством. В соглашении с заказчиком — компанией «Кунард Лайн» Адмиралтейство оговаривало себе право в случае войны привлекать для своих нужд пароходы в качестве вспомогательных плавучих средств[8]. Вскоре после объявления войны Германской империи «Мавритания» была реквизирована в качестве вооружённого вспомогательного крейсера. «Лузитания» же продолжала во время войны совершать коммерческие трансатлантические рейсы, поскольку Адмиралтейство сочло невыгодным ввиду больших затрат на топливо (суточный расход угля на «Лузитании» составлял 910 т[9]) использовать большой флот океанских лайнеров в военных целях[10].

«Лузитания» перед спуском на воду 7 июня 1906 года «Лузитания» подходит к океанским докам Нью-Йорка, завершая первый рейс «Лузитания» причаливает в Нью-Йорке 13 сентября 1907 года «Лузитания» стоит на приколе в Нью-Йорке

Предшествующие обстоятельства

Выход в последний рейс

Рекламная листовка последнего рейса «Лузитании» с предупреждением посольства Германии

22 апреля 1915 года, за девять дней до отправления «Лузитании» в последний рейс посольство Германской империи в США издало следующее предупреждение:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
ПУТЕШЕСТВЕННИКАМ, планирующим отправиться в плавание через Атлантический океан, напоминаем, что Германия со своими союзниками находится в состоянии войны с Великобританией и её союзниками; воды близ Британских островов являются зоной ведения боевых действий, так что согласно официальному предупреждению, данному Правительством Германской империи, все суда, идущие под флагом Великобритании или её союзника, подлежат уничтожению в этих водах, и путешественники, вошедшие в зону ведения боевых действий на судне Великобритании или её союзника, действуют на свой страх и риск.
Посольство Германской Империи
Вашингтон 22 апреля 1915

Это предупреждение было напечатано в рекламной листовке последнего рейса «Лузитании». Объявление немецкого посольства практически никак не отразилась на спросе на рейсы в Великобританию. Ни один билет на «Лузитанию» не был аннулирован по причине военной угрозы[11]. Руководство судоходной компании, пассажиры и экипаж лайнера пренебрежительно отнеслись к этому предупреждению. Капитан и его вахтенные помощники были уверены в почти полной неуязвимости для германских субмарин, поскольку подводные лодки уступали «Лузитании» в крейсерской скорости в подводном положении более чем в три раза.

Однако в военное время пассажиропоток на трансатлантических линиях снизился (особенно поток пассажиров третьего класса), и руководство было вынуждено сократить расходы на топливо[11]. Перед отплытием в угольные бункеры «Лузитании» было загружено 7 тыс. т угля — на 1 тыс. меньше обычного. Уменьшение запасов топлива влекло за собой снижение скорости, так как 6 из 25 котлов в целях экономии не были разведены[12].

«Лузитания» вышла в свой последний (202-й) рейс из Нью-Йорка 1 мая 1915 года в 12:30 с двухчасовой задержкой. Причиной задержки в порту послужил перевод на «Лузитанию» 41 пассажира с багажом с недавно реквизированного парохода «Камерония». Под звуки гимна США и военной песни «Тепперери», исполняемых судовым оркестром, «Лузитания» пошла вниз по реке Гудзон, вышла в Атлантический океан, и развила скорость 20 узлов (37 км/ч)[13].

Командовал «Лузитанией» в роковом рейсе 58-летний Уильям Тёрнер enru, капитанский стаж которого в компании «Кунард Лайн» составлял 12 лет. Тёрнер имел опыт командования «Лузитанией» и «Мавританией», последняя под его командованием завоевала Голубую ленту Атлантики — престижный символический приз, вручаемый судам за рекорд скорости при пересечении Атлантического океана. Предшественник Тёрнера на посту капитана «Лузитании» Дэниел Доу покинул корабль по причине болезни, и таким образом в последнем рейсе Тёрнер вновь взял командование «Лузитанией» после длительного перерыва.

На борту пустовала почти половина кают. В первом классе за океан отправились в основном известные американские бизнесмены, политики и деятели искусства, в том числе владелец компании «Thomas B. Jeffery Company» Чарльз Джеффри, посол США в Испании Огден Хаммонд, актриса Рита Жоливе. Каюты третьего класса были заполнены только на треть[12]. Кроме того, в помещениях всех классов размещались отправлявшиеся на фронт молодые канадские добровольцы[11].

В военное время гражданским судам было предписано ходить затемнёнными. На «Лузитании» каждый вечер проверялось затемнение иллюминаторов и окон тёмными шторами и закрытие всех люков[14]. Капитан Тёрнер счёл необходимым соблюдать все меры предосторожности, утром 6 мая он приказал вывалить за борт все спасательные шлюпки, закрыть герметичные двери в трюме и увеличить число дозорных. Спасательных жилетов и мест в шлюпках с запасом хватало всем людям, находившимся на борту. Вечером 6 мая в 19:50 радист «Лузитании» получил предупреждение от британского Адмиралтейства: «Подводные лодки проявляют активность у южных берегов Ирландии». Вечером скорость лайнера была увеличена до 21 узла (39 км/ч).

U-20

Подводная лодка U-20 (вторая слева) среди аналогичных в гавани Киля

Подводная лодка U-20 была построена по заказу Военно-морского флота Германской империи в 1913 году на судостроительной верфи «Kaiserliche Werft Danzig» в Данциге (Гданьске). Её надводное водоизмещение составляло 650 т, подводное 840 т. Субмарина несла на борту боекомплект из 9 торпед, расположенных в двух носовых и двух кормовых торпедных отсеках. Крейсерская скорость подводной лодки в надводном положении составляла 13 узлов (24 км/ч), в подводном — 7 узлов (12,9 км/ч), дальность похода в надводном положении — до 9630 км, в подводном — до 150 км. Экипаж состоял из 4 офицеров и 35 унтер-офицеров и матросов[15]

Перед выходом в боевой поход от морского генерального штаба U-20 получила общие директивы:

Ожидается выход крупных войсковых транспортов из Ливерпуля, Бристоля, Дартмута… следовать на позиции вокруг Шотландии возможно быстрее… оставаться на позициях так долго, как позволят запасы топлива и торпед… атаковать транспортные суда, торговые суда, военные корабли[16].

30 апреля подводная лодка U-20 под командованием Вальтера Швигера покинула Боркум и взяла курс на запад. 2 мая она достигла Петерхеда на северо-востоке Шотландии, затем обогнула Шотландию с севера и направилась вдоль западного и южного побережья Ирландии, чтобы с юга войти в Ирландское море.

За передвижением немецких подводных лодок наблюдало Британское Адмиралтейство с помощью перехвата радиосообщений и радиопеленгации. Дешифровкой перехваченных немецких радиограмм занималась Комната 40криптографическое подразделение Адмиралтейства. Её деятельность была настолько засекречена, что подразделения разведки, которые отслеживают вражеские суда и отвечают за предупреждение торговых судов оставались в неведении. С информацией, перехваченной с подлодок, были знакомы только высокопоставленные должностные лица Адмиралтейства[17].

5 мая U-20 остановила торговую шхуну, досмотрела документы и приказала команде покинуть судно, затем открыла артиллерийский огонь и затопила его[18]. 5 мая в 22:30 Королевским военно-морским флотом Великобритании всем судам было передано предупреждение об активности вражеских подводных лодок у южных берегов Ирландии[19]. 6 мая U-20 выпустила торпеду по пароходу «Кандидат» компании «Хэррисон Лайн», за время, пока судно тонуло, все пассажиры и члены экипажа успели эвакуироваться[20]. Затем был атакован британский пароход «Кайо Романо», шедший из Кубы, корабль затонул в нескольких метрах от берега[21]. В этот же день U-20 произвела выстрел по пароходу «Арабик», но так как тот шёл на большой скорости, торпеда не поразила цель. В довершении всего, U-20 потопила британский сухогруз «Центриум», и снова обошлось без жертв[20].

Хронология крушения

Атака на «Лузитанию»

Около 11 часов 7 мая Адмиралтейство отправило ещё одно предупреждение, после его получения капитан Тёрнер скорректировал курс таким образом, чтобы «Лузитания» шла ближе к берегу[22]:184. В 13:00 было получено сообщение о том, что подводная лодка находится в 5 милях от мыса Клир и направляется на запад. Эти сведения были абсолютно неверными, U-20 не проходила даже близко это место[23].

Наутро 7 мая на борту U-20 оставалось мало топлива и только три торпеды. Утром видимость снизилась, и экипаж собирался возвращаться на базу. Завидев рыболовное судно, субмарина в 11:00 погрузилась под воду, приняв его за патрульный катер[24].

В 5:00 7 мая «Лузитания» достигла острова Фастнет Рок (крайняя южная точка Ирландии), где разошлась с абордажным судном «Партридж», патрулирующим прибрежную зону[25]. В 6:00 над морем сгустился туман, капитан приказал увеличить число дозорных. В 8:00 судно снизило скорость до 15 узлов (27 км/ч). К десяти часам туман начал рассеиваться, и судно стало идти со скоростью 18 узлов (32,4 км/ч)[26]:200-2.

В 12:45 субмарина U-20 всплыла на поверхность. В 13:45 на горизонте показалось «Лузитания», сначала экипаж подлодки подумал, что идёт несколько кораблей из-за большого количества дымовых труб и мачт. В 13:25 U-20 погрузилась на глубину 11 м и направилась в сторону «Лузитании» на своей предельной скорости под водой в 9 узлов. В 14:10 на глубине 3 м с расстояния 700 м в борт «Лузитании» была выпущена первая торпеда. На борту лайнера кильватерный след от торпеды заметил вперёдсмотрящий Лесли Мортон. Он в рупор крикнул: «Торпеды идут по правому борту!». Через мгновение прогремел взрыв. Торпеда попала в правый борт судна, повредив четвёртый и пятый водонепроницаемые отсеки. Вверх взлетели десятки обломков обшивки корпуса, столб воды достиг в высоту шлюпочной палубы. За первым взрывом последовал второй, более мощный, после него высоко вверх взметнулись обломки обшивки и угольная пыль.

Затопление

В 14:12 капитан Тёрнер приказал поворачивать к берегу, но судно не слушалось штурвала, так как оказался повреждён паровой привод руля. Радист «Лузитании» начал передавать в эфир сигнал SOS и координаты судна[26]:228. В 14:14 на борту отключилось электричество: погас свет, остановились лифты, но радиооборудование продолжало работать, питаясь от аварийных батарей[26]:238–40.

Капитан отдал приказ эвакуироваться с судна. К этому времени «Лузитания» накренилась на правый борт на 15°. Спуск шлюпок стал возможен только в 14:20, когда корабль достаточно снизил скорость. По инерции корабль проплыл 3 км от места атаки. Из-за большого крена зазор между шлюпками на правом борту и корпусом корабля стал очень велик, и для того, чтобы сесть в шлюпку приходилось делать очень большой шаг[27]. Шлюпки, спускаемые с левого борта, зацепляли корпус корабля, заклёпки, которыми скреплялись листы обшивки, повреждали борта шлюпок. Шлюпки №9 и 11 были спущены с большим количеством свободных мест, но позже они подобрали людей из воды. Шлюпки №13, 15 и 21 были спущены перегруженными. Все шесть шлюпок были спущены с правого борта. В это время на борту судна воцарилась паника. Капитан U-20 Швигер наблюдал за происходящим с помощью перископа. В 14:25 субмарина покинула место бедствия. Капитан Тёрнер оставался на мостике до тех пор, пока вода не выбросила его за борт. Он взял с собой судовой журнал и навигационные карты. В воде он нашёл стул и использовал его как плавсредство. Тёрнера без сознания вытащили из воды спустя три часа.

«Лузитания» легла на правый борт с небольшим дифферентом на нос и в 14:28, спустя 18 минут после атаки затонула в 19 км от берега. Температура морской воды составляла 11°С. Спасательное судно пришло на место бедствия только спустя три часа. Большинство людей к этому времени умерло от переохлаждения. Шесть шлюпок «Лузитании» прибыли вечером в Квинстаун. В первые дни после катастрофы «Кунард Лайн» предлагала местным рыбакам денежное вознаграждение за вылов плавающих тел. В общей сложности было найдено 289 тел, личности 65 не удалось установить. Большая часть жертв крушения была похоронена в Квинстауне[28].

«Лузитания» сразу после торпедной атаки Пробоина в корпусе «Лузитании» после попадания торпеды Тонущая «Лузитания» и субмарина U-20 «След Лузитании» — картина Уильяма Уайли

Обломки корабля

Обломки «Лузитании» покоятся в Кельтском море на глубине 93 м. Судно лежит на правом борту под углом 30°. Надстройка от удара о дно обрушились, левый борт в верхней части со временем выгнулся наружу[29]. Киль постепенно разрушается силой зимних приливов. В 1984 году на поверхность были подняты три из четырёх гребных винтов «Лузитании»[29] .

См. также

Примечания

  1. 1 2 3 4 Хоулинг, 1990, с. 26
  2. Лиддел Гарт, 2014, с. 99
  3. Лиддел Гарт, 2014, с. 93
  4. Лиддел Гарт, 2014, с. 95
  5. Хоулинг, 1990, с. 6
  6. Simpson, 1972, с. 159
  7. Хоулинг, 1990, с. 36
  8. Губачек, 2000, с. 30
  9. Watson, 2006, с. 9
  10. Хоулинг, 1990, с. 5
  11. 1 2 3 Хоулинг, 1990, с. 18
  12. 1 2 Хоулинг, 1990, с. 14
  13. Хоулинг, 1990, с. 22
  14. Хоулинг, 1990, с. 30
  15. Хоулинг, 1990, с. 123
  16. Хоулинг, 1990, с. 127
  17. Beesly, 1982, с. 101
  18. Хоулинг, 1990, с. 41
  19. Beesly, 1982
  20. 1 2 Хоулинг, 1990, с. 43
  21. Molony Senan Lusitania, an Irish Tragedy. — Cork: Mercier Press, 2004. — P. 8. — ISBN 1-85635-452-0.
  22. Preston, D. (2002) Lusitania: An Epic Tragedy. New York: Walker & Company.
  23. Ramsay, p.79
  24. Beesly, p.108
  25. Beesly, pp.104-5
  26. 1 2 3 Preston, D. (2003) Wilful Murder. The Sinking of the Lusitania. London : Black Swan. ISBN 978-0552998864.
  27. Report. (недоступная ссылка)
  28. Robert Ballard, Exploring the Lusitania. This number is cited, probably to include the German spies detained below decks.
  29. ↑ Return to Lusitania». Advanced Diver Magazine (13). Проверено 2011-05-01.

Литература

  • Beesly, Patrick Room 40: British Naval Intelligence, 1914–1918. — Лондон: Hamish Hamilton Ltd, 1982. — ISBN 0-241-10864-0.
  • Бэзил Генри Лиддел Гарт История Первой мировой войны. — АСТ, Харвест, 2014. — 576 с. — 2500 экз. — ISBN 978-5-17-085566-7.
  • Губачек, Милош Титаник. — Попурри, 2000. — 656 с. — ISBN 978-985-15-1679-3.
  • Simpson, Colin Lusitania. — Harmondsworth: Penguin Books, 1972. — ISBN 0-14-00-3793-4.
  • Watson, Bruce Atlantic convoys and Nazi raiders. — Greenwood, 2006. — ISBN 978-0-275-98827-2.
  • А. А. Хоулинг, М. Хоулинг Последний рейс «Лузитании» = The last voyage of the «Lusitania». — Ленинград: Судостроение, 1990. — 128 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-7355-0160-7.

Ссылки

  • Исторические фотографии
  • Lusitania Controversy (англ.). World War One - The Maritime War. Проверено 12 января 2014.

Потопление «Лузитании».

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47