01-06-2023
Похождения повесы | |
The Rake's Progress | |
Композитор | |
---|---|
Автор(ы) либретто |
Уистен Оден и Честер Кальман |
Источник сюжета |
цикл картин Уильяма Хогарта «A Rake's Progress» (год?) |
Жанр | |
Количество действий |
3 |
Год создания | |
Первая постановка | |
Место первой постановки |
«Похождения повесы» (англ. The Rake's Progress) — опера Игоря Стравинского в духе неоклассицизма. Либретто Уистена Одена и Честера Кальмана, основанное на сюжетах цикла из восьми картин и гравюр 18-го века под названием A Rake’s Progress английского художника Уильяма Хогарта. Стравинский видел эти картины в 1947 году на выставке в Чикаго.
Сюжет об духовной гибели некоего Тома Рейкуэлла, который бросает любимую Энн Трулав ради наслаждений Лондона в компании Ника Шэдоу, который оказывается Дьяволом. После нескольких несчастных случаев, подстроенных Дьяволом, Том попадает в Бедлам, (психиатрическую больницу к югу от Лондона).
Содержание |
Партия | Голос | Исполнитель на премьере 11 сентября 1951 Дирижёр: Игорь Стравинский |
---|---|---|
Том Рейкуэлл | тенор | Роберт Роусенвилле |
Ник Шэдоу | баритон | Отакар Краус |
Трулав | бас | Рафаэль Арье |
Энн, его дочь | сопрано | Элизабет Шварцкопф |
Матушка-Гусыня | меццо-сопрано | Нелл Тангеман |
Баба-турчанка | меццо-сопрано | Дженни Турель |
Селлем, аукционщик | тенор | Юг Адемар Кюэно |
Надзиратель в бедламе | бас | Эмануэль Менкес |
Завсегдатаи притона, слуги, умалишённые — хор |
Том Рейкуэлл хочет жениться на Энн Трулав, но её отец против этого брака, так как не доверяет Тому, потому что он не имеет постоянной работы. Том мечтает иметь много денег. Он встречает Ника Шэдоу, который утверждает, что стал богатым наследником, так как неизвестный родственник умер, оставив ему много денег. Он предлагает Тому, стать слугой и следовать за ним в Лондон, чтобы помочь разобраться со своим наследством.
Ник подталкивает Тома к посещению различных аморальных заведений, где много плохого и запретного. Том соглашается провести ночь с Матушкой-Гусыней в борделе. В то же самое время Энн тоскует по Тому и не понимает, почему так долго нет от него вестей. Она предполагает, что что-то могло случиться с ним, и сама решает отправиться в Лондон, чтобы разыскать Тома.
Тома тяготит аморальный образ жизни и он признаётся Нику о своих мечтах, о желании быть счастливым, на что Ник отвечает, что Том должен жениться на Бабе-турчанке, знаменитой немолодой леди. Вскоре Энн находит Тома в Лондоне. Она является как раз в тот момент, когда Том выходит из носилок с Бабой-турчанкой, на которой он только что женился. Том требует от Энн уйти, но на самом деле ему очень жаль, что это произошло.
В следующей сцене Том уже ненавидит свой брак с Бабой, которая оказывается очень странной женщиной. Она — болтушка с огненным характером. Том заставляет её замолчать, лишь бросив свой парик ей на лицо, после чего засыпает. Во сне к нему приходит Ник и демонстрирует «чудо-машину», которая, по его утверждению способна превращать камни в хлеб. Том кричит во сне, что он хотел бы это стало реальностью, и проснувшись, видит машину, о которой он мечтал. Ник убеждает Тома, что он может заработть много денег, если откроет бизнес и будет создавать такие машины. Однако это оказывается обманом, так как машина не работает.
Том находится на грани разорения, и Селлем готовится выставить дом Тома на аукцион. Баба-турчанка с момента, когда Том заставил её замолчать с помощью парика, парализована и не может перемещаеться самостоятельно. Когда она приходит в себя, она начинает сердито кричать и сердится из-за неоходимости проведения аукциона, но успокаивается, когда Энн входит. Баба советует ей найти Тома и «восстановить свои права», и предупреждает её об опасности Ника Шэддоу.
На кладбище Ник открывает своё истинное лицо и показывает Тому, что он на самом деле Дьявол и говорит, что Том должен расплатиться своей душой. Когда наступает полночь, Ник предлагает ему путь к спасению в виде игры в карты. Том выигрывает, но только потому, что он думал об Энн. Проигравший Ник погружается в преисподнюю, ставя в известность Тома, что он сойдёт с ума.
Тома отправляют в сумасшедший дом. Он считает, что он Адонис и что Энн на самом деле является Венерой, римской богиней любви. Энн посещает его, поет ему колыбельную, потом тихо уходит от него. Когда он понимает, что она покинула его, он умирает.
В эпилоге, главные персонажи указывают на простую мораль: дьявол всегда находит работу для праздных рук (людей, которые ленивы).
Опера была впервые исполнена в Венеции 11 сентября 1951 года, с Элизабет Шварцкопф, исполнившей партию Энн Трулав. В 1957 году спектакль входил в состав первого сезона оперы Santa Fe. Сам композитор принимал участие в репетициях. Выдающаяся постановка также состоялась в 1975 году на Глайндборнском оперном фестивале, которая была поставлена Дэвидом Хокни. Она была возрождена в Королевском оперном театре Ковент-Гарден в июле 2008 года. В сезоне 2012-2013 годов, опера ставится на сцене Дворца Гарнье в Париже.
Произведения Игоря Стравинского | ||
---|---|---|
Оперы | ||
Балеты | ||
Симфонии и концерты для оркестра |
Симфония in C (1940) • Симфония in Es (1907) • Концерт in Es «Дамбартон Окс» (1938) • Симфония в трёх частях (1945) • Концерт in D (1946) |
|
Оркестровые сочинения |
«Фейерверк» (1908) • Цирковая полька для молодого слона (1942) • Вариации памяти Олдоса Хаксли (1962) |
|
Для солиста с оркестром |
Концерт для фортепиано и духовых инструментов (1924/1951) • Каприччио для фортепиано с оркестром (1929/1949) • Концерт для скрипки с оркестром (1931) • «Эбони-концерт» для кларнета и джаз-банды (1945) |
|
Хоровые произведения | ||
Другие произведения |
Похождения повесы (опера).