Преступление (фильм, 1976)

17-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Преступление
Жанр

детектив, драма

Режиссёр

Евгений Ташков

Автор
сценария

Рустам Ибрагимбеков
Евгений Ташков

В главных
ролях

Игорь Озеров
Владислав Стржельчик
Елена Габец
Виталий Юшков
Юрий Соломин

Композитор

Андрей Эшпай

Кинокомпания

Мосфильм

Страна

СССР СССР

Год

1976

IMDb

ID 0255509

«Преступление» — кинематографическая дилогия (фильм первый — «Нетерпимость», фильм второй — «Обман» в 2 сериях) режиссёра Евгения Ташкова, снятая в 1976 году на киностудии «Мосфильм» в жанре криминально-психологической драмы. Оба фильма — лидеры проката, в год премьеры их посмотрели 27 млн и 23,3 млн зрителей соответственно[1].

Сюжет

Нетерпимость

Ученик выпускного класса Владимир Каретников (Юшков) задержан при совершении двойной кражи. В суде директор школы Лидия Андреевна (Медведева) и один из педагогов Павел Сергеевич (Озеров) дают личное поручительство за молодого человека. Суд ограничивается условным осуждением. Отец Владимира — Григорий Васильевич Каретников (Стржельчик), один из руководителей крупного ткацкого предприятия, — сторонник жизненной позиции «сильной личности». Он осуждает сына не за отсутствие каких-либо этических норм, а за мелочность в выборе цели и недостаток твёрдости в её достижении. С прямого попустительства отца юноша продолжает игнорировать требования учителей, морально и физически унижать окружающих, в том числе свою знакомую Надю Коврову (Габец). Однажды на защиту девушки встаёт учитель Павел Сергеевич. Со временем, всё более разочаровываясь в своём бывшем друге Володе, Надя романтически увлекается интеллигентным педагогом. Нетерпимый к неповиновению молодой Каретников требует от девушки сохранения прежних отношений. Надя отказывает ему. В момент ссоры ей на помощь приходит Павел Сергеевич. Взбешённый Владимир ударяет учителя ножом.

Обман

Павел Сергеевич выживает, но находится в больнице в тяжёлом состоянии. Григорию Васильевичу Каретникову сообщают о новом преступлении его сына. Он пытается навязать следствию и всем участникам происшествия версию о драке на почве юношеской ревности. Его действия тщетны: Владимира приговаривают к пяти годам заключения.

В город приезжает следователь из Москвы, майор милиции Александр Владимирович Стрельцов (Соломин). Он расследует факт покупки в столице поддельного лотерейного билета, подлинный аналог которого выиграл автомобиль[2]. Билет, по заявлению арестованного ранее в Москве мошенника, купил некто Алексей Алексеевич Глушко (Яковлев) — начальник местного ткацкого цеха. После того, как он обратился в сберкассу за получением приза, его задерживают. Путаность показаний Глушко и крупные денежные суммы, фигурирующие в деле, дают основание для проведения проверки экономической деятельности цеха. Она быстро выявляет факты производства и реализации неучтённой продукции. Глушко легко признаёт все обвинения, но утверждает, что действовал в одиночку. В тот же день он совершает самоубийство. Дальнейшие следственные действия выявляют главного подозреваемого в организации незаконного производства — Григория Каретникова. Грамотные действия майора Стрельцова и его группы вынуждают преступников решиться на активное сокрытие улик, что позволяет задержать их с поличным.

В ролях

Сьёмочная группа

  • Режиссёр: Евгений Ташков
  • Сценаристы: Рустам Мамед Ибрагимбеков, Евгений Ташков
  • Операторы: Сергей Зайцев, Борис Кочеров, Петр Шумский
  • Композитор: Андрей Эшпай
  • Художники: Михаил Карташов, Леонид Платов

Отзывы и критика

Фильм и его тема обсуждалась в советской печати. Безусловно, в первую очередь рассматривалось влияние преступника-отца на судьбу преступника-сына. Однако, в отзывах упоминается и о непривычном для кино СССР, мощном и до определённого момента притягательном образе главного героя-злоумышленника. Журнал «Семья и школа»[3]:

Артисту В. Стржельчику и режиссёру Е. Ташкову удаётся создать нужное впечатление, убедить нас, что Василий Григорьевич Каретников — незаурядный, сильный, что называется «крупный» человек. Он — расхититель, матёрый хищник. <…> Не убогое корыстолюбие толкнуло Каретникова на преступный путь. Мы видим, что Каретникову нужны не деньги как таковые, ему нужно испытывать холодок риска, играть — и выигрывать, а главное — каждую минуту чувствовать свою силу.

В развитии этих идей журнал «Советский экран» (март, 1979 года)[4] задаётся вопросом «не „переиграл“ ли здесь Стржельчик, не слишком ли обаятелен его герой—интеллигентный хапуга?» и, утверждая, что «Нет, не переиграл актёр, у него всё продумано заранее, вычислено психологически и социально», приводит размышления самого артиста о его роли:

Я и стремился к тому, чтобы Каретников внушал симпатию. Тем опаснее он. Мне хотелось сказать: задумайтесь, чем он нам симпатичен и почему стал таким? Хотелось предупредить—это мы сами создаем «удобный климат» для таких вот Каретниковых.

Динамизм развития сюжета и почти полное отсутствие идеологических штампов в фильмах Евгения Ташкова отмечается и в современных изданиях. Например, Газета.Ru[5]:

На «Адъютанте…» стала очевидна важная черта телевизионных работ, сделавшая его мастером на все времена: любой «концепции» и пропаганде Ташков всегда предпочитал интригу, которую неизменно закручивал до предела. <…> сочетанием свежести и удивительной проницательности взгляда были проникнуты и другие его работы — «Дети Ванюшина» по пьесе Найденова, двухчастный фильм «Преступление»

Примечания

  1. Раззаков Ф., с. 92
  2. Развитие сюжета фильма «Инспектор уголовного розыска»
  3. Отец и сын из города Н // Семья и школа. Академия педагогических наук РСФСР : журнал. — 1977.
  4. Интервью (рус.). Советский экран (№5 (март) 1979 год). Проверено 24 мая 2012. Архивировано из первоисточника 21 сентября 2012.
  5. Умер Евгений Ташков (рус.). Газета.Ru (15.02.2012). Проверено 24 мая 2012. Архивировано из первоисточника 21 сентября 2012.

Литература

  • Раззаков Ф. Гибель советского кино: Тайны закулисной войны, 1973—1991. — М.: Эксмо, 2008. — 704 с. — ISBN 978-5-699-26831-3.

Ссылки

«Преступление» (англ.) на сайте Internet Movie Database

Преступление (фильм, 1976).

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47