20-05-2023
СГА типа «Приз» | ||
---|---|---|
|
||
АС-28 типа «Приз» после всплытия. Берингово море. | ||
Основные характеристики | ||
Тип корабля | спасательный глубоководный аппарат | |
Обозначение проекта | проект 1855 «Приз» | |
Скорость (надводная) | 3,7 узла максимальная, 2,3 узла - экономичная | |
Скорость (подводная) | до 3,7 узла горизонтальная, до 0,5 узла вертикальная | |
Рабочая глубина погружения | 1000 м | |
Предельная глубина погружения | 1000 | |
Автономность плавания | 120 часов (со спасёнными — 10 часов) | |
Экипаж | 3-4 человека (и до 20 спасённых) | |
Размеры | ||
Водоизмещение надводное | 55 т | |
Водоизмещение подводное | 110 т | |
Длина наибольшая (по КВЛ) | 13,54 м | |
Ширина корпуса наиб. | 3,8 м | |
Высота | 5,7 м | |
Вооружение | ||
Изображения на Викискладе |
Спасательные глубоководные аппараты типа «Приз» (проект 1855) — тип подводных аппаратов, использующихся Военно-морским флотом России.
В прессе СГА типа «Приз» часто называют батискафами, что не является верным.
Глубина погружения аппаратов «Приз» гораздо меньше любого из существовавших батискафов и некоторых мезоскафов. Их компоновка аналогична компоновке подводных лодок (аккумуляторы находятся в прочном корпусе, там же находится двигательная установка, а вал выходит через прочный корпус).
В отличие от батискафов, аппараты «Приз» предназначены не для выполнения научных и океанографических исследований, а, прежде всего, для спасения экипажей аварийных подводных лодок с больших глубин: они могут непосредственно стыковаться к аварийным выходам подлодок. Материал корпуса, титан, позволил обеспечить работу аппаратов на глубинах до 1 000 м. Радиоэлектронное оборудование, входящее в комплект навигационного комплекса «Приза» позволяет самостоятельно определять своё подводное местонахождение и обнаруживать субмарину.
Аппараты «Приз» были разработаны и построены в Нижнем Новгороде в конструкторском бюро «Лазурит» завода «Красное Сормово», главный конструктор проекта — Е. В. Крылов. Серия из четырёх судов этого класса (АС-26, АС-28, АС-30, АС-34) была построена на заводе «Красное Сормово». АС-34 использовался в ходе операции по спасению подводной лодки «Курск» в августе 2000 года, но состыковаться с комингс-площадкой лодки не смог.
По мнению главного наблюдающего проекта от ВМФ А. И. Никитинского аппараты типа «Приз» по объёму решаемых задач являются самыми эффективными аппаратами спасения в российском флоте.
Содержание |
Аппарат этого типа, имеющий обозначение АС-28, во время планового погружения 4 августа 2005 у берегов Камчатки в акватории бухты Берёзовой запутался на глубине более 180 м в рыболовецких сетях и элементах подводной системы гидрофонов и не смог всплыть. Спасательная операция продолжалась несколько дней, и к ней были привлечены спасатели Великобритании, США и Японии. 7 августа британский беспилотный глубоководный аппарат «Скорпион» (Super Scorpio, Scorpio ROV) освободил АС-28. Все моряки, находившиеся на АС-28, были спасены. 14 января 2008 года был завершён ремонт и модернизация аппарата на заводе Красное Сормово.[1]
АС-28 в 2005—2008 годах прошёл модернизацию на заводе «Красное Сормово». Аппарат был оснащён телекамерами, манипуляторами способными перерезать металлические тросы диаметром до 10 мм, вести подводные сварочные работы, закручивать и выкручивать гайки.[2][3]
Модернизация 4-х аппаратов была запланирована в 2004 году, затраты на первый — примерно 240 млн рублей, на последующие — по 200 млн.[4]
Аппараты доставляются к месту работы на судах-носителях. В качестве носителей глубоководных аппаратов типа «Приз» могут служить спасательные суда (СС) проекта 05360 (Михаил Рудницкий, Георгий Козьмин) и 05361 (Герман Титов, Саяны), СС проектов 05370 (Алагез), проекта 141 (СС-750) и СС «Коммуна». Также, для обслуживания спасательных аппаратов ВМФ было переоборудовано одно научно-исследовательское судно (Киев), но его судьба неизвестна.
Это заготовка статьи о подводных лодках. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Приз (батискаф).