09-05-2023
«Проворный» | |
|
|
Основные данные | |
---|---|
Осевая формула | |
Год постройки | |
Страна постройки | |
Завод | |
Страна эксплуатации | |
Дорога | |
Ширина колеи | |
Технические данные | |
Диаметр движущих колёс |
1830 мм |
Число цилиндров |
2 |
Диаметр цилиндров |
356 мм |
Ход поршня |
457 мм |
«Проворный» — паровоз, открывший движение по Царскосельской железной дороге, первой в России железной дороге общего пользования. Был изготовлен на заводе Стефенсона.
Сам «Проворный» не сохранился, но существует два полноразмерных макета (реплики).
Один макет установлен в павильоне у Витебского вокзала в Санкт-Петербурге. Этот макет был изготовлен к 150-летию железных дорог России, которое отмечалось в 1987 году. Поскольку ни сам паровоз, ни техническая документация на него не сохранились, основным источником для воссоздания паровоза была его модель, изготовленная в 1838 году в масштабе 1:4. Макет «Проворного» и трёх вагонов изготавливался сотрудниками и студентами Ленинградского института железнодорожного транспорта. Макет изготавливался на базе депо Ленинград-Балтийский, в создании макета также принимали участие электровагоноремонтный завод и ряд локомотивных депо, изготовивших колёсные пары, системы рессорного подвешивания и рамы. Макет был отреставрирован в преддверии 170-летнего юбилея российских железных дорог. Тогда же был отреставрирован и павильон[1].
Другой макет «Проворного» установлен в павильоне на перроне станции Новосибирск-Главный.
Проворный (паровоз).