08-10-2023
Расизм в России — проявление расизма жителями России по отношению к представителям других рас или этнических групп[1][2].
Содержание |
В книге «Очерки современного расизма» Виктор Шнирельман отмечает, что корни расистских установок в современной России уходят в советскую эпоху, когда, несмотря на декларируемый интернационализм, в последние десятилетия интеллектуалами уделялось много внимания этническому делению общества. Этносы воспринимались как обособленные целостности со своими самобытными культурами и языками, со своими «национальными характерами». Им приписывались строго определённые стереотипы поведения, воспринимавшиеся как свойства, имманентно присущие любому члену этнической группы[3]. Подобные теории бытовали не только среди интеллектуалов, представлявших различные народы СССР, использовавших их как мощное средство защиты от всеобщей русификации, но в своих целях их эксплуатировала и власть, которой ничего не стоило обвинить целые народы в измене и депортировать их[3]. За всем этим стояла вера в «национальный характер» с его устойчивым набором черт. Такое стало возможным в результате восприятия этноса как некого закрытого организма.
В последние советские десятилетия необычайную популярность в науке получила немецкая национально-органическая теория XIX века. Она проникла в советскую теорию этноса в виде понятия «этносоциального организма». Последний шаг по реабилитации расового подхода, по мнению Шнирельмана, сделал историк Лев Гумилёв, наделивший этнос биологическим началом. Гумилёв разработал «теорию этногенеза», содержавшую представления о «плохих народах» («химерах») и «некомплиментарных» межэтнических отношениях[3].
Шнирельман и другие исследователи полагают, что расизм сегодня эволюционирует и приспосабливается к новой ситуации, поэтому возникает основание говорить о «новом расизме»[4][5][6]. Новый расизм подчеркивает групповую (этническую или этнорасовую) идентичность, абсолютизируя её значение. В России именно этнический фактор был десятилетиями сопряжен с той или иной формой дискриминации, сходной с расовой. Поэтому в России имеется гораздо больше оснований говорить о связи расизма с этничностью[4]. При этом главный акцент современными российскими расистами делается на несопоставимости различных культур. Сторонники такого подхода борются за сохранение «чистых культур» и культурной самобытности, выступают против какого-либо воздействия на них извне[5]. Российский историк А. Б. Давидсон в статье «Антирасистский расизм» приводит высказывание Н. Н. Лысенко, отражающее подобный взгляд на межнациональные отношения[7]:
Русские и чеченцы, русские и азербайджанцы, русские и грузины, русские и узбеки, русские и арабы, русские и негры — нации абсолютно некомплементарные (то есть несовместимые). Это означает, что наши интересы всегда будут прямо противоположны, а любое приближение друг к другу на расстояние ближе пистолетного выстрела будет восприниматься как вызов.
При этом источником социокультурной особенности той или иной группы определяются биологические, природные свойства. По мнению российского исследователя В. С. Малахова, не имеет значения как называются эти свойства — «народный дух», «культурный тип», свойства «расы». Все эти обозначения выполняют ту же функцию, которую в классическом расизме выполняет «кровь» (или «гены»): они предполагают наследование социальных признаков[8]. В качестве характерных черт современного расизма исследователи называют биологическое понимание национальной принадлежности, концепцию нации как общности «крови» и связанную с этой концепцией мифологизацию той или иной воображаемой группы в качестве особого человеческого вида[1][4][5]. Как указывают авторы учебного пособия «Этнополитология» Ю. П. Шабаев и А. П. Садохин, в России проявления нового расизма многочисленны и стали, по существу, обычным явлением: это и осквернение могил на российских кладбищах, и погромы торговцев на рынках, и убийства темнокожих студентов и гастарбайтеров. Причину подобных явлений они видят в нечувствительности современного российского общества к расизму и в отсутствии верно выстроенной региональной этнополитики[9].
Валерий Тишков полагает возможным считать вариантом расовой нетерпимости широко распространившийся в средствах массовой информации и на бытовом уровне стереотип о «лицах кавказской национальности» как криминальных элементах и нежелательных чужаках[10]. Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод заявил, что, согласно опросам, ксенофобия распространена среди 50 % населения Российской Федерации[11]. Среди правозащитников и близких к ним экспертов термин «расизм» фактически становится синонимом термина «ксенофобия»[12].
Николай Митрохин отмечает наличие в среде русских националистов в СССР расистского мифа о русском государстве, суть которого состояла в том, что СССР — наследник Российской империи, государства якобы созданного этническими русскими для этнических русских. Митрохин указывает, что этот миф прямо противоречил не только историческим фактам, но и принципам существования Российской империи[13].
В статье «Мифы современного расизма в РФ» Виктор Шнирельман пишет, что часть русских националистов после распада СССР и связанных с этим проблем предложили в качестве их решения возрождение русского имперского сознания. Некоторые из них обращаются при этом к примордиалистским мифам, основанным «не столько на достижениях науки, сколько на текстах поддельной „Велесовой книги“, созданной в среде русской эмиграции в начале 1950-х годов». Опираясь на некоторые современные теории, связанные с разработкой индоевропейской проблемы, они создали антинаучные концепции, фактически отождествляющие праиндоевропейцев со славяно-русами. Писатель Владимир Чивилихин отождествлял «варягов-русь» со славянами «и настаивал на возникновении славянской государственности задолго до Киевской Руси». Кроме этого большую роль в возникновении русского расистского мифа сыграл ряд методологических ошибок бывшего директора Института археологии АН СССР академика Б. А. Рыбакова и теория О. Н. Трубачева о близком родстве и теснейших контактах между славянами и индоариями в Северном Причерноморье, а также миф об «Арктической прародине» индолога Н. Р. Гусевой[14].
Шнирельман отмечает, что основную роль в выработке и распространении неонацистской идеологии на основе указанных теорий выполняют «умелые интерпретаторы, простым доступным языком излагающие теории специалистов, манипулируя их идеями в нужном ключе» — чаще всего «писатели, журналисты, недоучившиеся студенты, энтузиасты-дилетанты, не нашедшие себя в своей собственной специальности». Причинами привлекательности «арийского мифа» Шнирельман видит символическую (образ русского Севера в самосознании), опасения за территориальную целостность страны (обоснование, что русские жили тут тысячелетиями) и возможность «обнаружить внешнего врага, на плечи которого можно переложить всю ответственность за беды современной России»[14].
Член Совета при Минюсте РФ по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма, кандидат исторических наук Н. Г. Щербаков отмечает, что в современной России объект ненависти, «черные», перестали быть только этническими иностранцами. На первое место выходят собственные «черные»: «чукчи», «азеры», «даги» и т. д.[15] Внедрению в общественное сознание расистских представлений способствуют также публикации В. Авдеева. Данный автор, по мнению учёных, под видом научных работ продвигает псевдонаучные теории, а в качестве источников своих идей использует труды идеологов германского нацизма[16][17][18]. Высказываемые Авдеевым идеи, по мнению д.и.н. А. Г. Козинцева, формируют и закрепляют в сознании читателей «самые чудовищные стереотипы применительно к иным расам и этносам»[19].
Ещё в начале 1996 года Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации отмечал рост активности расистских организаций, усиление расистских настроений у населения и симптомы расовой дискриминации в России.
В 2003 году правозащитная организация «Международная Амнистия» выпустила доклад под названием «Документы! Дискриминация по расовому признаку в Российской Федерации», в котором подробно рассматриваются различные аспекты расизма и дискриминации в России[20].
В докладе этой же организации от 3 мая 2006 года «Russian Federation: Violent racism out of control» утверждается, что в России происходят регулярные расистские нападения на иностранцев и представителей этнических меньшинств. Такие нападения неоднократно приводили к убийствам на расовой почве. Такие нападения имеют место в течение многих лет[21].
В 2006 году организация Международная амнистия сообщила, что расизм в России «вышел из под контроля», и в 2008 году подсчитала количество неонацистов на уровне около 85000.[22][23]
С 12 по 17 июня 2006 года Москву и Санкт-Петербург посетил специальный докладчик ООН по вопросу о современных формах расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости Дуду Дьен. Он сделал вывод о том, что, хотя в Российской Федерации отсутствует государственная политика расизма, российское общество сталкивается с тревожной тенденцией усиления расизма и ксенофобии[24].
По мнению Дьена, наиболее яркими проявлениями этой тенденции являются:
Доклад Дьена был поддержан делегацией Грузии[25], но подвергся критике со стороны представителя РФ при офисе ООН в Женеве В. Лощинина[26]; Дьен назвал реакцию российской делегации тревожной[27], а группа российских и международных неправительственных организаций — несправедливой и неверной по сути[28].
По мнению В. А. Тишкова, в начале 2000-х годов в целом уровень межрасовой и межэтнической терпимости в России оставался достаточно высоким, о чём свидетельствует большая доля смешанных браков, отсутствие пространственной сегрегации в местах жительства, интенсивная личностная и трудовая коммуникация, адекватное отражение сложного национального состава населения государства в федеральных представительных органах власти[29]
По данным центра «Сова», в 2010 году увеличилось число обвинительных приговоров за преступления на почве ненависти, а количество нападений на почве расизма сократилось. По мнению представителя центра «Сова» Натальи Юдиной, приговоры к длительным срокам заключения определённо возымели действие.[30]
В июле 2011 года директор центра «Сова» Александр Верховский заявил, что в России в 2011 году было отмечено снижение расистского насилия. По его мнению, это связано с тем, что наиболее опасные радикалы были осуждены к лишению свободы. По данным центра «Сова», в первой половине 2011 года было осуждено 116 человек, совершивших насильственные преступления на почве национальной ненависти[31].
В 2008 году Грузия подала иск в Международный суд ООН в Гааге против России, обвиняя её в дискриминации грузин по этническому признаку в Абхазии и Южной Осетии, нарушении Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и требуя вывести российские войска с этих территорий. 1 апреля 2011 года суд постановил, что рассмотрение иска не входит в его компетенцию, на чём настаивала российская сторона. Грузия считает Абхазию и Южную Осетию оккупированными Россией частями Грузии, что отрицается Россией, признавшей независимость этих республик[32].
В апреле 2011 года Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга по представлению прокурора Орджоникидзевского района города Екатеринбурга признал экстремистскими материалы книги Владимира Авдеева «Расология. Наука о наследственных качествах людей». В определении прокуратуры книга характеризуется следующим образом: «Цель расологии Авдеев видит в том, чтобы „распознать и нейтрализовать чужеродные влияния“ на свою расу, отстаивает идею о вреде расового смешения. При этом в книге восхваляется „белая раса“, в то время как иные расы подвергаются уничижительной критике. Автором предпринята попытка доказать их неполноценность, врождённую порочность и даже животность. Суд установил, что содержание исследуемой книги направлено на возбуждение расовой ненависти в отношении отдельных этнических и социальных групп»[33].
4 июня 2011 года городской суд Санкт-Петербурга приговорил лидера банды скинхедов Алексея Воеводина и ещё одного участника — Артема Прохоренко к пожизненным срокам заключения. Остальные 10 подсудимых получили сроки от 2 до 18 лет. В общей сложности следствие инкриминировало 14 подсудимым около 20 эпизодов преступлений: бандитизм, убийства и нападения на выходцев из Азии, Африки и с Закавказья, незаконный оборот огнестрельного оружия[34][35]. Согласно определению Генеральной Прокуратуры РФ, «руководителями банды были разработаны собственные взгляды и ценностные ориентиры, основанные на национальной и расовой вражде по отношению к выходцам из районов Закавказья, Азии, Африки»[36].
Правительство России периодически отчитывается перед ООН о выполнении Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации[37]. Очередной доклад рассматривался в ООН, в частности, в 2003 году. Правительство России утверждало, что в целом данная конвенция в России соблюдается. В частности, все формы дискриминации запрещены Конституцией и текущим законодательством, основным механизмом борьбы с дискриминацией является уголовное право, государство принимает достаточные меры для защиты уязвимых групп, в первую очередь коренных народов[38]. Комитет по ликвидации расовой дискриминации сделал ряд критических замечаний к правительственному докладу[39].
В практическом отношении, как отмечает Н. Г. Щербаков, к представителям экстремистских националистических организаций в 1990-е годы судебными органами в лучшем случае назначалось уголовное наказание за хулиганство. Более того, региональные власти использовали активистов РНЕ в качестве «народных дружинников», поощряли проведение националистических мероприятий РНЕ. Долгое время власти не усматривали в действиях РНЕ националистической подоплеки[40]. Факты заигрывания властей с националистическими организациями имели место и в 2000-е годы. По информации газеты «Известия», в 2006 году представители ДПНИ, ныне признанного экстремистской организацией[41], проводили рейды в составе Московской народной дружины, созданной по инициативе правительства Москвы. С дружиной ДПНИ сотрудничали больше 20 районов города[42].
В России получили распространение различные формы борьбы против расизма со стороны гражданского общества. Существуют многочисленные правозащитные организации, которые отслеживают ситуацию в этой сфере, проводят научные исследования и выдвигают правовые инициативы по противодействию расизму.
Например, Московское бюро по правам человека выпускает регулярный доклад по данной тематике[43]. Общественные организации проводят митинги, марши и другие массовые мероприятия, направленные против расизма.
С 2004 года в Санкт-Петербурге проходил ежегодный «Марш против ненависти», посвящённый памяти Николая Гиренко и приуроченный ко дню его рождения 31 октября[44][45][46]. Была организована общественная кампания «Я не хочу ненавидеть!», направленная на преодоление расизма, национальной дискриминации и ксенофобии. Материалы собирали 70 неправительственных организаций и 47 редакций средств массовой информации России[47].
21 марта 2005 года, в Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации, в Петрозаводске прошла акция под лозунгом «Долой расизм!». 16 октября 2005 года, после убийства А. Уртадо, в Воронеже прошёл марш против расизма, организованный Молодёжным правозащитным движением[48], а 9 ноября того же года марш против расизма и ксенофобии был проведен карельским отделением Молодёжной правозащитной группы[49].
17 марта 2008 года президент Российского футбольного союза Виталий Мутко призвал клубы и болельщиков совместно бороться с проявлениями насилия и расизма во время футбольных матчей[50].
Расизм | |
---|---|
История | Апартеид · Холокост · Расовая демократия · Антирасизм · Правозащитники |
Идеологии | Превосходство белых · Негритюд · Чёрный расизм · Социальный дарвинизм · Нацизм · Расовая теория · Кетуанан мелаю (англ.) |
Проявления | Институциональный расизм · Государственный расизм · Ненависть · Расовая сегрегация · Стереотип · Научный расизм · Рабство · Этноцид |
Насилие | Этническая чистка · Преступление на почве ненависти · Межрасовая война · Геноцид · Суд Линча |
Движения и организации | Ку-клукс-клан · Неонацизм · Бозкурт · Национальная партия (ЮАР) · Нация ислама · Чёрные пантеры |
Антирасизм | ЕКРН · Комитет по ликвидации расовой дискриминации · НАСПЦН · Антидиффамационная лига · Антифа · Движение за гражданские права (англ.) · Программа по борьбе с дискриминацией (Хьюман райтс фёст) (англ.) · Правовой центр по бедности юга (англ.) · Сёрчлайт (англ.) |
Расизм по странам | Расизм в США · Расизм в России · Расизм в Израиле · Расизм в Латвии |
Расизм в России.