17-10-2023
Рахлин Натан Григорьевич | ||||
Профессии | ||||
---|---|---|---|---|
Инструменты | ||||
Награды |
|
Ната́н Григо́рьевич Ра́хлин (укр. Натан Григорович Рахлін; 28 декабря 1905 (10 января 1906), Сновск — 28 июня 1979, Казань) — советский дирижёр.
Народный артист СССР (1948)[1], лауреат Сталинской премии второй степени (1952). Член КПСС с 1947 года.
Содержание |
Родился 28 декабря 1905 (10 января 1906) в Сновске (ныне Щорс, Украина) в бедной еврейской семье.
В раннем детстве освоил скрипку, играл в клезмерском ансамбле. В 1920—1923 годах служил трубачом в Красной Армии. С 1923 обучался игре на скрипке у Д. Ф. Бертье и дирижированию у А. И. Орлова. По окончании Киевской консерватории работал в Харькове и Куйбышеве, был инициатором создания симфонического оркестра в Донецке.
В 1937 году возглавил новосозданный в Киеве Государственный симфонический оркестр Украинской ССР, которым руководил до 1962. В качестве гастролера работал с Государственным Академическим симфоническим оркестром СССР (который по совместительству возглавлял в 1941—1945), оркестром Ленинградской филармонии, Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио и телевидения, оркестром Ленинградского радиокомитета и др.
В 1966 году по приглашению Назиба Жиганова переехал в Казань, став главным дирижёром только что созданного Государственного симфонического оркестра Татарской АССР. За годы работы сформировал и воспитал коллектив, исполнил значительную часть мирового симфонического репертуара, часто гастролировал с оркестром в городах Татарстана.
В 1938—1966 годах (с перерывом) преподавал в Киевской консерватории (с 1946 — профессор). В 1967—1979 годах — профессор Казанской консерватории.
Умер в Казани 28 июня 1979. Похоронен в Киеве.[2]
Двоюродный брат — Рахлин Леопольд Матвеевич (1898—1994) — татарский терапевт.
Музыкант импровизационного и «чувственного» склада, Рахлин был особенно убедителен в романтическом репертуаре[4]. Высшими его достижениями стали интерпретации «Фантастической симфонии» Берлиоза, симфонических поэм Листа, «Франчески да Римини» и последних симфоний Чайковского. Первый исполнитель Одиннадцатой симфонии Шостаковича (1957), многих произведений украинских и татарских композиторов.
Рахлин охотно прибегал к ретушам для достижения необходимого звукового результата. Особое значение дирижер придавал тембровому единству групп в совместном звучании, что формировало характерный «органный» тон его оркестра.
Среди профессионалов восхищение вызывали феноменальная память Рахлина, доскональное знание и практические навыки игры на всех инструментах симфонического оркестра, исключительно пластичные выразительные руки и волевое воздействие на коллектив.
Особой чертой исполнения музыки Рахлиным являлась удивительная доступность: сложный замысел композитора воплощался таким образом, что становился предельно ясным для слушателя. Самой привлекательной чертой творческого почерка Натана Григорьевича было вовлечение оркестрантов и слушателей в орбиту переживаемого им самим. В момент исполнения он буквально гипнотизировал, парализовал чужую волю, делал каждого артиста послушным инструментом своего художественного видения. После каждого концерта мы выходили измождёнными, но безмерно счастливыми.— Сонц Л. Последний дирижёр-романтик// Актуальное национально-культурное обозрение. — 2001. — № 4. — С. 61.
Рахлин — дирижер планетарного масштаба. Мне кажется, он жил не в свое время. Он был дирижером романтического типа, и ему надо было бы жить лет сто назад. Современный оркестр играет очень чисто, быстро, правильно и даже несколько суховато. Сейчас это нравится, но это было не его…— музыковед Георг Кантор
Рахлин, Натан Григорьевич.