Редон, Одилон

02-10-2023

Одилон Редон
Odilon Redon
Дата рождения:

22 апреля 1840(1840-04-22)

Место рождения:

Бордо

Дата смерти:

6 июля 1916(1916-07-06) (76 лет)

Место смерти:

Париж

Гражданство:

 Франция

Жанр:

историческая живопись
портрет

Учёба:

Жан Леон Жером

Стиль:

ирреализм
символизм

Работы на Викискладе

Одилон Редон (фр. Odilon Redon; 22 апреля 1840, Бордо — 6 июля 1916, Париж) — французский живописец, график, декоратор, один из основателей символизма и «Общества независимых художников» .

Творчество Редона разделяется на два периода: «чёрный» и «цветной».

Содержание

Биография

Родился в Бордо 22 апреля 1840 года в семье предпринимателя.

С 1855 года учился в мастерской местного художника-романтика Станислава Горена. В 1863 году познакомился с Рудольфом Бреденом, гравером-«протосимволистом», испытав глубокое воздействие его творчества. В 1864 году занимался в Школе изящных искусств в Париже у Жан Леона Жерома. Литографии учился у Анри Фантен-Латура. Жил преимущественно в Париже. К числу его друзей принадлежал Стефан Малларме.

В 18651870 Редон работает, в основном, углем, затем в черно-белой литографии, создавая большие листы, которые называет «черными» или «чернотами». Плоды своего воображения мастер воплощает в серии альбомов: «В мечте» (1879), «Истоки» (1883), «В честь Гойи» (1885), «Искушение св. Антония» (1888, 1889, 1896), «Гюставу Флоберу» (1889), «Цветы зла» (1890), «Апокалипсис» (1899). В 1881 году Редон впервые выставляет в помещении «Ви модерн» все свои «чёрные» рисунки. В 1886 принимает участие в восьмой и последней выставке импрессионистов.

С 1867 начинает вести дневник под названием «Себе самому», в котором изложил свои взгляды на искусство и творчество. Окончил его в 1915 году.

С 1890 Редон все чаще обращается к живописи маслом, пастели. В этих работах он старается передать внутренний мир человека. Для этого этапа творчества характерна многоцветная красочная гамма иная тематика: бабочки, цветы, женщины на фоне яркого пейзажа. В 1899 году Дюран-Рюэль организует выставку молодых художников под названием «В честь Редона», на которой были представлены работы пастелью. Однако после 1900 года он всё заметнее отдаёт предпочтение краскам, 2 апреля 1906 года он писал своему другу Бонже:

В масляной фактуре есть что-то колдовское: она подчиняет тебя, удерживает у мольберта, с каждым днём всё мучительнее, всё сильнее.

Также Редон увлекался декоративными сюжетами, он расписал столовую в замке Домеси в Бургундии, спальню госпожи Шоссон в Париже, а в 1910-1911 по заказу Гюстава Файе - библиотеку аббатсства Фонфруад в департаменте Од.

В 1906 году в галерее Дюран-Рюэля прошла выставка работ Редона и в том же году - в Осеннем Салоне. В 1913 работы художника выставлялись на Международной выставке в Нью-Йорке.

Скончался Одилон Редон в Париже 6 июля 1916 года.

«Чёрный» период

В «чёрный» период Редон, увлечённый человеческим подсознательным с его страхами и кошмарами, создавал навязчивые и местами жутковатые рисунки углём и печатную графику. Особую известность получил его рисунок чёрного ворона — посланника смерти, а также изображение огромного волосатого паука с человеческим лицом. Другой важной темой были огромные глаза, рассматривающие зрителя. Например, рисунок, изображающий один глаз, который является одновременно гондолой воздушного шара, или яйцо с лицом на подставке, символизирующее кошмар клаустрофоба.

«Цветной» период

Во втором периоде творчества Редон порвал с чёрными тонами и стал писать наполненные цветом картины с элементами идеализации антики и природы. Широко известны его квадрига, парящая в цветных облаках, и абстрактные изображения медуз, моллюсков и других морских обитателей. Эти многослойные картины идеального мира оживают благодаря глубоким переливам красочного тумана.

Несмотря на то, что творчество Редона совпало по времени с расцветом импрессионизма, оно абсолютно самобытно и отлично от него. Его картины по форме и содержанию близки к экспрессионизму и сюрреализму, хотя этих художественных направлений в то время ещё не существовало. Поэтому многие художники считают Редона предвестником ирреализма в живописи и искусства, обращённого к психике человека.

Источники

  • Vialla J. Odilon Redon. — Paris: ACR Edition, 2001. — 192 p. — ISBN 2-86770-150-3.
  • Лукичева К. Л. Цвет безмолвия. Искусство Одилона Редона в контексте теории и практики символизма. // Европейский символизм. СПб., «Алетейя», 2006.

Ссылки

В Викицитатнике есть страница по теме
Одилон Редон
  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Одилон Редон.
  • Модерн и символизм в живописи и графике. Одилон Редон

Редон, Одилон.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47