23-10-2023
Ровно в полдень | |
High Noon | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер | |
Автор сценария |
Карл Форман |
В главных ролях |
|
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания | |
Длительность |
85 мин. |
Бюджет |
$750 000 |
Сборы |
$3 750 000 (США) |
Страна | |
Год | |
IMDb |
ID 0044706 |
«Ровно в полдень» (англ. High Noon, 1952) — художественный фильм в жанре вестерн режиссёра Фреда Циннемана. Классика жанра вестерн. Четыре премии Оскар.
Содержание |
В день своей свадьбы Уилл Кейн, шериф города Хэдливиль, узнаёт, что в город приезжает преступник Фрэнк Миллер, некогда арестованный Кейном. Три члена банды Миллера ждут своего главаря на железнодорожной станции — поезд должен прибыть ровно в полдень. Друзья Кейна уговаривают его уехать ради собственной безопасности. Кейн сначала соглашается, но скоро возвращается и требует назад свой значок. Его жена Эми говорит, что уедет на том же полуденном поезде, с ним или без него. Кейн просит помощи у горожан, но все отказываются, испугавшись бандитов.
Поезд прибывает, и Кейну приходится встречаться с бандитами один на один. Только Эми после начала перестрелки приходит ему на помощь. В финале Кейн бросает звезду шерифа на землю и вместе с женой оставляет город.
Как утверждал Карл Форман[1], им был написан оригинальный сценарий, но продюсер Стэнли Крамер заметил его схожесть с рассказом Джона Каннингема «Оловянная звезда», опубликованном в 1947 году, и выкупил права на рассказ. Однако вдова Крамера опровергала слова Формана, говоря, что сценарий является экранизацией рассказа[1].
На главную мужскую роль приглашались Грегори Пек, Чарлтон Хестон, Марлон Брандо и Монтгомери Клифт. В итоге Уилла Кейна сыграл Гэри Купер. Актёр страдал от кровоточащей язвы, болей в спине и бедре и даже не хотел сниматься в финальной перестрелке, но всё-таки отказался от дублёра. Грейс Келли, сыгравшая жену Кейна, была замечена режиссёром в небродвейской постановке. Фильм стал дебютной работой в кино актёра Ли Ван Клифа, хотя он в течение всего фильма не произносит ни одной реплики. Дмитрий Тёмкин написал не только музыку к фильму, но и песню The Ballad of High Noon (автор слов — Нед Вашингтон), которая стала одной из наиболее известных песен того времени[2].
Съёмки проходили в конце 1951 года. Во время съёмок Карл Форман был внесен в Чёрный список Голливуда, и Крамер снял его имя с титров (хотя это не помешало тому, что Форман был номинирован на «Оскар»). Фильм вышел на экраны 24 июля 1952 года и был успешен в прокате: при бюджете 750 000 долларов США мировые сборы составили 18 000 000 долларов.
Фред Циннеман боролся против колоризации фильма, но после его смерти она была совершена компанией Теда Тёрнера.
После выхода «Ровно в полдень» был воспринят как аллегория американского общества эпохи маккартизма. Звезда вестернов Джон Уэйн, поддерживавший сенатора Маккарти, критиковал фильм, а в 1971 году назвал его «самой неамериканской вещью, которую я когда-то либо видел» (the most un-American thing I’ve ever seen in my whole life)[3]. В числе противников был и режиссёр Говард Хоукс, который говорил: «Я не думаю, что хороший шериф будет бегать по городу, как обезглавленный цыплёнок, с просьбами о помощи» (I didn’t think a good sheriff was going to go running around town like a chicken with his head off asking for help)[4]. Вестерн Хоукса «Рио-Браво» с Джоном Уэйном в главной роли был снят как ответ на картину Циннемана.
Сейчас фильм «Ровно в полдень» считается одним из лучших образцов вестерна[5]. О высокой оценке фильма свидетельствует рейтинг 95 % на сайте Rotten Tomatoes[6]. В 2007 году Американский институт кино поставил его на 27 место в списке величайших фильмов всех времён.
Фильмы Фреда Циннеманна | |
---|---|
1930е | Воскресные люди (1930) • Волна (1936) |
1940е | Убийца в перчатках (1942) • Глаза в ночи (1942) • Седьмой крест (1944) • Маленький мистер Джим (1946) • Мой брат разговаривает с лошадьми (1947) • Поиск (1948) • Акт насилия (1948) |
1950е | Мужчины (1950) • Тереза (1951) • Ровно в полдень (1952) • Гость на свадьбе (1952) • Отныне и во веки веков (1953) • Оклахома! (1955) • Шляпа, полная дождя (1957) • История монахини (1959) |
1960е | На закате дня (1960) • Узри коня бледного (1964) • Человек на все времена (1966) |
1970е | День Шакала (1973) • Джулия (1977) |
1980е | Пять дней одного лета (1982) |
Ровно в полдень.