22-10-2023
|
||||
Сага об Инглингах | ||||
Автор(ы) | Снорри Стурлусон | |||
Дата написания | между 1220 и 1230 гг. | |||
Язык оригинала | Древнеисландский | |||
Собрание | Круг земной | |||
Жанр | хроника | |||
Объем | 49 глав | |||
Содержание | о 30 предках Рёгнвальда | |||
Персонажи | Рёгнвальд, Инглинги | |||
Первоисточники | Перечень Инглингов | |||
Первое издание | 1844 г. | |||
Хранение | см. Круг земной | |||
Оригинал | утерян | |||
Электронный текст произведения |
«Сага об Инглингах» (др.-исл. Ynglinga saga) — важнейший источник по ранней истории Скандинавии. Написан на древнеисландском языке исландцем Снорри Стурлусоном предположительно в период между 1220 и 1230 гг. Относится к так называемым «королевским сагам» и является первой частью работы Снорри «Круг земной».
В саге рассказывается о 30 предках Рёгнвальда, сына Олава Альва из Гейрстадира, перечисленных в «Перечне Инглингов» скальда Тьодольва из Хвинира: «В этой песне названы тридцать предков Рёгнвальда и рассказано о смерти и месте погребения каждого из них» (Круг Земной. Пролог). К ним Снорри добавляет эпизоды о четырех правителях, которые подчиняли себе Уппсалу — Ньёрде, Хаки, морском конунге Сёльви и Иваре Широкие Объятья. Скорее всего, Тьодольв о них не упоминал. Заканчивается повествование на Рёгнвальде.
На русский язык сагу перевел М. И. Стеблин-Каменский.
Содержание |
География саги не ограничивается современными территориями Швеции (где первоначально обосновались Инглинги) и Норвегии. Снорри Стурлусон упоминает о викингских походах в другие страны, сообщает, что Ивар Широкие Объятья подчинил себе не только шведскую державу, но также датскую (Danmörk, гл. 20) и «восточную» (то есть страны к востоку от Балтийского моря), страну саксов (Saxland, гл. 5) и пятую часть Англии (England, гл. 45). В Саге также упомянуты Асгард (Ásgarð, гл. 1), Черная Страна (Bláland, гл. 1), Гардарики (Garðaríki, гл. 5), Страна Турков (Tyrkland, гл. 5, 15), Финляндия, Эстония, Страна Сарацинов (Serkland, гл. 1).
По-видимому, основной источник «Саги об Инглингах» — песнь скальда Тьодольва из Хвинира «Перечень Инглингов» («Инглингаталь»), сочиненная в конце IX века в честь Рёгнвальда. В «Прологе» к общему своду саг Снорри Стурлусон сообщает: «Тьодольв Мудрый из Хвинира был скальдом конунга Харальда Прекрасноволосого. Он сочинил песнь о конунге Рёгнвальде Достославном. Эта песнь называется Перечень Инглингов» (Круг Земной. Пролог).
Однако, несомненно, пишет М. И. Стеблин-Каменский, «Перечень Инглингов» не был единственным источником «Саги об Инглингах». Например, Снорри цитирует песнь другого скальда Эйвинда Погубителя скальдов — «Перечень Халейгов» (гл. VIII), напрямую ссылается на «Сагу о Скьёльдунгах» (гл. XXIX), а в «Прологе» упоминает рассказы «мудрых людей». Последнее дает повод утверждать, что автор «Саги об Инглингах» основывался, в том числе, на устной традиции. Возможно, отмечает М. И. Стеблин-Каменский, Снорри были известны другие, более древние, произведения или устные генеалогические перечни.
Независимое от Снорри Стурлусона изложение сюжета содержится в произведении XII века Historia Norwegiæ, написанном по-латыни.
Считается, что первые 18 глав саги восходят к языческим мифам и не содержат никаких исторических сведений. Начиная с XIV гл., пишет М. И. Стеблин-Каменский, в повествовании просматриваются мотивы, характерные для героических сказаний. Позже появляются некоторые реальные исторические факты: викингские походы (гл. XXII), существование в Швеции многих местных конунгов (гл. XXVII), освоение новых земель в Швеции (гл. XXX, XXXVI, XLII). Некоторые события частично перекликаются с древнеанглийской поэмой «Беовульф». Например, Охтхере (англ.)русск., Эадгильс (англ.)русск. и Онела (англ.)русск., упоминаемые в «Беовульфе», бесспорно, соответствуют Оттару, Адильсу и Али «Саги об Инглингах».
В связи с тем, что один из походов, описываемых в поэме, имел место, согласно франкскому историку Григорию Турскому, в 516 г., предпринимались попытки датировки «Саги об Инглингах». Известный шведский археолог Б. Нерман предложил следующую датировку: смерть Агни — начало V в.; смерть Альрека и Эйрика, а также Ингви и Альва — первая пол. V в.; смерть Ёрунда — после середины V в.; смерть Ауна — конец V в. или не позднее 500 г.; смерть Эгиля — незадолго до 516 г.; смерть Оттара — около 525 г.; смерть Адильса — около 575 г.; смерть Эйстейна — конец VI в. или не позднее 600 г.; смерть Ингвара — около 600 г. или в начале VII в.; смерть Энунда — около 640 г.; смерть Ингьяльда — вскоре после 650 г.; смерть Олава Дровосека — конец VII в.; смерть Хальвдана Белая Кость — до 750 г.; смерть Эйстейна — конец VIII в.; смерть Хальвдана Щедрого — начало IX в.; смерть Гудрёда — 821 г.; рождение Олава Альва из Гейрстадира — 801 г.; смерть Рёгнвальда Достославного — 855—865 гг. Разумеется, отмечает, М. И. Стеблин-Каменский, все эти датировки — только гипотеза.
Некоторые сведения «Саги об Инглингах» подтверждаются археологическими раскопками. Например, в Швеции под Старой Уппсалой расположены три могильных кургана. Они датированы V—VI вв. В них, по преданию, захоронили конунгов Ауна, Эгиля и Адильса. Близ Венделя в Уппланде находится другой курган, где, по преданию, похоронили Оттара по прозвищу Вендельская ворона (гл. XXVII). Другие два захоронения, связанные с персонажами «Саги об Инлингах», обнаружены в Норвегии. Предполагается, что в кургане в Гокстаде погребли Олава Альва из Гейрстадира, а в кургане в Осеберге — жену Гудрёда Асу.
«Сага об Инглингах» начинается словами «Круг земной…», которые затем были положены в название свода саг о норвежских конунгах, созданных Снорри Стурлусоном.
В I—II гл. Снорри делится древними географическими представлениями. В частности, автор, ошибочно сопоставляя созвучные термины «Азия» и «асы», сообщает, что последние пришли в Швецию из Азии.
В III—X гл. рассказывается о том, как Один привел свой народ в Швецию, а ему наследовали Ньёрд и Фрейр.
XI—XVIII гл. посвящены мифическим предкам Инглингов — Ингви-Фрейру, Фьёльниру, Свейгдиру, Ванлади, Висбуру, Домальди, Домару, Дюггви и Дагу Мудрому, о которых, порой, вообще ничего не говорится, за исключением отдельных сведений.
В дальнейшем повествовании появляются протоисторические персонажи.
В XIX гл. рассказывается о конунге Агни, его походе в страну Финнов и нелепой смерти.
В XX гл. рассказывается о конунгах Альреке и Эйрике, которые, как «думают люди», убили друг друга.
В XXI гл. похожая судьба настигла конунгов Ингви и Альва.
В XXII гл. рассказывается о конунге Хуглейке, у которого при дворе было «много разных скоморохов, арфистов и скрипачей». Хуглейк потерял страну после нападения на нее морского конунга Хаки.
В XXIII гл. инглинги Йорунд и Эйрик сразились с Хаки, потерпели поражение, но смертельно ранили морского конунга.
В XXIV гл. рассказывается о гибели Йорунда в походе на Данию.
В XXV гл. помещен сказочный эпизод о многолетнем (с перерывами) правлении конунга Ауна, который приносил в жертву своих сыновей взамен долголетия.
В XXVI гл. рассказывается о противостоянии конунга Эгиля и его беглого раба, а также о смерти Эгиля от быка.
В XXVII гл. рассказывается о ссоре Оттара с датским конунгом и гибели Оттара в бою.
XXVIII-XXIX гл. посвящены конунгу Адильсу и его вражде с саксами и датчанами.
В XXX—XXXI гл. рассказывается о конунге Эйстейне и о том, как он уступил державу морскому конунгу Сёльви.
В XXXII гл. рассказывается о конунге Ингваре, его походах в восточные страны и гибели в бою с эстами.
В XXXIII-XXXV гл. рассказывается о конунге Энунде, отомстившем эстам за отца и строившем по всей Швеции дороги.
XXXVI—XXXIX гл. посвящены конунгу Ингьяльду, который хитростью и коварством захватил соседние земли.
В XL-XLI гл. рассказывается о героической гибели Ингьяльда и о том, как инглинги потеряли шведскую державу.
В XLII-XLIII гл. рассказывается о бегстве конунга Олава Лесоруба в Вермланд и о том, как его принесли в жертву из-за неурожая.
В XLIV-XLV гл. рассказывается о могущественном конунге Хальвдане Белая Кость и его завоеваниях.
В XLVI гл. рассказывается о конунге Эйстейне Громе и его гибели в результате колдовства.
В XLVII гл. рассказывается о конунге Хальвдане, чьи люди получали много золотых монет, но жили впроголодь.
В XLVIII гл. сообщается конунге Гудрёде Охотнике и его гибели от руки убийцы.
В заключительной XLIX гл. рассказывается о конунгах Олаве Альве из Гейрстадира и его сыне Рёгнвальде, в честь которого Тьодольв из Хвинира сложил свой «Перечень Инглингов».
Повествование в «Саге об Инглингах» представляет собой последовательность относительно независимых эпизодов, и каждый эпизод, как отмечает Е. А. Мельникова, посвящен деяниям одного из правителей. Особое значение придается трем моментам в «биографии конунга»: приход к власти, обстоятельства смерти, место погребения. Однако, в отличие от «Перечня Инглингов», висы которого Снорри постоянно приводит в подтверждении своих слов, и в правдивости которых он не сомневается, Стурлусон рассказывает об огромном количестве других событий, не всегда упоминаемых Тьодольвом: военные походы, нападения на другие земли, семейные отношения, свадьбы и т. д., а также дает характеристики конунгам. Интерес у Снорри вызывают и градоустроительные деяния конунгов: возведение дорог, установление системы хуторов, в которых собиралась дань, и др.
Впервые «Сага об Инглингах» была переведена на английский язык в 1844 г. Первым на русский язык сагу перевел С. Д Ковалевский. Перевод был опубликован в 1970 г. в журнале «Средние века». В 1980 г. увидело свет издание «Круга Земного», подготовленное коллективом авторов: А. Я. Гуревич, Ю. К. Кузьменко, О. А. Смирницкая и М. И. Стеблин-Каменский. Непосредственно «Сагу об Инглингах» издания 1980 г. перевел М. И. Стеблин-Каменский. Подробнее см. «Круг Земной».
Это заготовка статьи по нордистике. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Скандинавские саги | |
---|---|
Королевские саги | Саги о Посошниках · Сага о Фарерцах · Сага о йомсвикингах · Сага о кнютлингах · Сага о Сверрире · Сага о Хаконе Хаконарсоне · Сага об Олаве Трюггвасоне · Хеймскрингла · Сага о Тинге · Сага о Кнютлингах |
Саги об исландцах | |
Легендарные саги | |
Саги о епископах | Сага о христианстве · Пробуждение голода · Сага о Торлаке Святом · Сага о епископе Пале · Сага о Йоне Святом · Сага о епископе Гудмунде · Сага о епископе Арни · Сага о епископе Ларентиусе |
Рыцарские саги | Сага о Самсоне Прекрасном · Сага Тристрама и Исонды |
Саги о современности | Сага об Ароне сыне Хьёрлейва · Сага о Хравне сыне Свейнбьёрна · Сага об исландцах · Сага о Стурлунгах |
Сага об Инглингах.