Саз (музыкальный инструмент)

02-07-2023

Саз
Баглама

Турецкий саз
Классификация

Струнный музыкальный инструмент, Хордофон

Родственные инструменты

Бузуки

Саз на викискладе

Саз (от персидского слова ساز, означающего «инструмент») — группа сходных по строению струнных щипковых музыкальных инструментов с фиксированной высотой тона. Саз распространен у народов Западной Азии (Армения, Турция, Азербайджан [1] и близлежащие регионы). Под названием саз известны музыкальные инструменты, различающиеся размером, формой, количеством струн и строем. Общим для всех сазов является грушевидный корпус, гриф с навязными ладками, деревянный резонатор (без использования кожаной мембраны), сдвоенные или строенные струны (в отличие от сетара, домбры), звукоизвлечение плектром.

В Турции сазом называют два сходных инструмента: 1) «баглама» (bağlama, baglama) — большой саз с 7 струнами (две парных струны и одна тройная), 2) «джура» (cura) — маленький саз с 6 струнами (три парных струны)[2]. В Иране описываемый инструмент распространен под турецким названием «баглама», а словом «саз» обозначают любой музыкальный инструмент вообще.

Исполнительница песен с сазом. Армянская миниатюра 1211 года
Колки саза располагаются не напротив друг друга, как в большинстве струнных инструментов, а под углом 90 градусов

Содержание

Изготовление

Изготовление саза — это очень длительный и трудоёмкий процесс. Обычно мастера используют несколько пород деревьев для изготовления различных частей саза. Корпус делают из отборных видов тутовника, гриф бывает вишнёвый, а перемычку, на которую с помощью деревянных гвоздей собирают инструмент — из твёрдого ореха.[3]

Строение

Саз состоит из трёх частей: грушевидного корпуса, шейки (грифа) и головки. К головке прикрепляются колки, при помощи которых настраивают струны.

У армянского саза имеется 10 — 13 ладов и 6 — 8 струн, расположенных по группам, но с разным числом хоров в группе, и секундо-квартовый строй [4]

Размеры сазов бывают различными: большой саз состоит обычно из 8-11 струн, средний из 8-9 струн, а маленький из 4-7 струн.[5]

Современный азербайджанский саз считают совершенным потомком гопуза. Считается, что свою современную форму саз принял в эпоху Шаха Исмаила Хатаи (XVI в.).[источник не указан 341 день]

Исполнение (Азербайджан)

Игра на сазе

Саз — это один из тех азербайджанских народных музыкальных инструментов, на которых можно исполнять партии как в одиночку, так и в составе ансамблей. Классической музыкой для саза, конечно же является азербайджанский мугам — своеобразная форма вокально-инструментальной народной музыкальной традиции.[6] Саз также является единственным исполнительным инструментом азербайджанских ашугов. В оркестре народных инструментов Азербайджана саз является солирующим инструментом.

Саз в творчестве восточных поэтов

В одном из своих стихотворений под названием «гошма» Шах Исмаил Хатаи воспевает саз строками:[7]

Сегодня я не взял свой саз
Не тронет более мой глас
Четыре важных дела есть для каждого из нас:
Наука, слово, пение и саз.

Низами Гянджеви

Поэт и мыслитель XII века, классик персидской поэзии  Низами Гянджеви, в своем творчестве также затрагивает тему саза. Так, в своей знаменитой «Пятерице — Хамсе» в поэме «Лейли и Маджнун» поэт пишет:[8]

Мир — это саз, коль жить с ним хочешь в лад,
Настрой его на свой, особый лад.
Коль ты противоречишь всем вокруг,
То издает твой саз фальшивый звук.

В другой своей поэме из «Пятерицы» — «Хосров и Ширин» Низами воспевает саз следующим образом:[9]

Из животворных вод весну исторгни снова
И облеки весну весенней тканью слова.
Свой звонкий саз возьми, — твой короток привал,
Напев твой по тебе давно затосковал.

Примечания

Азербайджанские народные инструменты (в том числе саз) на советской марке 1990 года
  1. БСЭ. Музыкальные инструменты
  2. Энциклопедия музыкальных инструментов
  3. Этнические музыкальные инструменты
  4. Славянский музыкальный фольклор //Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии // "Музыка", 1972 г. - стр. 103(143)

    У армянского саза 10 — 13 ладов и 6 — 8 струн, также расположенных по группам, но с разным числом хоров в группе, и секундо- во-квартовый строй («зеркальный» по отношению к азербайджанскому сазу)

  5. Музей Музыкальной Культуры Азербайджана — Саз
  6. Соло на сазе
  7. Азербайджанские музыкальные инструменты — Саз
  8. Произведение «ЛЕЙЛИ И МЕДЖНУН». Автор Низами Гянджеви
  9. Низами Гянджеви: «Хосров и Ширин». Перевод с персидского К. Липскерова

Ссылки

Саз (музыкальный инструмент).

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47