Санитарный поезд

13-06-2023

Вагон-операционная санитарного поезда в Новосибирском музее железнодорожной техники

Санита́рный по́езд — железнодорожный состав, предназначенный чаще всего для эвакуации и оказания медицинской помощи раненым и больным в ходе военных действий (военно-санитарный поезд), имеющий в своем составе вагоны, специально оборудованные для перевозки и лечения пострадавших, а также вспомогательные вагоны, такие как вагоны-операционные, кухни, аптеки, вагоны для персонала, вагоны-морги и т. п. Иногда этот термин используют для современных передвижных консультационно-диагностических центров.

Содержание

История

Французский санитарный поезд Красного креста, 1917 год

Санитарные поезда впервые были применены англичанами в 1856 году в ходе Крымской войны [1]. В дальнейшем железнодорожные поезда для перевозки раненых широко использовались в ходе Гражданской войны в Америке (18611865 гг.) и франко-прусской войны 1870—1871 гг [2]. В немецкой армии за время этой войны 36 санитарных поездов перевезли до 40 тысяч больных и раненых.

Санитарные поезда в России

4 декабря 1876 года вышел императорский указ о формировании 14 санитарных поездов «на случай войны». В соответствии с указом такой поезд состоял из: 17 шестиколесных или 12 восьмиколесных санитарных вагонов, 2 пассажирских — для медицинского персонала и прислуги и 3 товарных: кухонного, вагона-кладовой и вагона для грязного белья и умерших в пути [3].

20 мая 1877 года первый санитарный поезд России отошёл от перрона Николаевского вокзала[4]. Одним из врачей на этом поезде был Ф. Ф. Шперк, который позднее напишет сочинение: под названием «Санитарный поезд № 1 имени Государыни Императрицы и его 16-месячная деятельность во время войны 1877—1878 гг.»[5].

Уже в ходе Русско-турецкой войны 1877—1878 годов санитарные поезда русского Красного креста перевезли свыше двухсот тысяч больных и раненых.[6]

Большое количество санитарных поездов в России было сформировано в период Русско-Японской и Первой мировой войн. [7] Во время войны с Японией санитарные поезда эвакуировали 87 тысяч больных и раненых.[6] Во время Первой мировой наряду с санитарными поездами Красного креста по обе стороны фронта в Европе курсировали и медицинские поезда Мальтийского ордена[8].

Во время Гражданской войны в России только на стороне Красной Армии действовало 242 санитарных поезда [9].

Наибольшее количество больных и раненых санитарные поезда эвакуировали во время Великой Отечественной войны. Миллионы жизней советских солдат и мирных граждан были спасены военно-санитарными поездами, осуществлявшими не только эвакуацию и первую помощь, но и выступавшими в роли передвижных больниц, оборудованных операционными.[10] По свидетельству участников войны немецкие-фашистские войска использовали эмблему Красного креста в качестве прикрытия своих бронепоездов [11], тогда как красный крест на советских поездах не смущал атаковавших их немецких лётчиков.[12]

Медицинские поезда в наши дни

По состоянию на 2010 год в России действуют пять передвижных консультационно-диагностических центров на базе железнодорожных поездов: «Здоровье», «Святитель Лука», «Терапевт Матвей Мудров», «Академик Федор Углов» и «Хирург Николай Пирогов».[13] Диагностический поезд состоит из восьми переоборудованных пассажирских вагонов. В поезде есть аптека, где можно сразу после осмотра приобрести необходимые лекарства. Один вагон оборудован дизель-генераторными агрегатами, обеспечивающими полную автономность энергоснабжения.

Санитарные поезда в литературе и кинематографе

Санитарный вагон армии США.

Примечания

  1. Санитарные поезда // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Эвакуация больных и раненых // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. О сформировании санитарных поездов
  4. «Октябрьская магистраль»
  5. Шперк, Франц Федорович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  6. ↑ История Российского Красного Креста
  7. Санитарные поезда
  8. История Мальтийского Ордена
  9. Потери Красной Армии в 1918—1920 гг.
  10. Пресс-Центр
  11. ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА -[ Мемуары ]- Гуляев В. Л. В воздухе «илы»
  12. Интервью с П. Б. Овсянниковым
  13. Пресс-релизы | Пресс-Центр


Санитарный поезд.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47