Сарасвати (река)

18-10-2023

Река Сарасва́ти (санскр. सरस्वती नदी sárasvatī nadī IAST) — река, описываемая в «Риг-веде» и других текстах индуизма.Сарасвати одна из главных рек Ведического Семиречья. В ригведическом гимне «Надистути» (10.75) говорится, что Сарасвати находится между рекой Ямуной на востоке и рекой Шатадру на западе. В более поздних ведических текстах, «Тандья-брахмане» и «Джайминия-брахмане», а также в «Махабхарате», утверждается что Сарасвати высохла в пустыне. Изначально, богиня Сарасвати была персонифицированной формой этой реки, но позднее развила независимую от неё идентичность и роль. Большинство учёных сходятся на том, что ведическая река Сарасвати возможно является современной сезонной рекой Гхаггар-Хакра.

Содержание

История

Во многих гимнах всех десяти мандал «Риг-веды» (за исключением 4-ой) прославляется или упоминается могучая река Сарасвати,[1] протекающая «от гор к Индийскому океану».[2][3][4] Сарасвати упоминается гораздо чаще, чем Инд и играет настолько важную роль в «Риг-веде», что ей поклоняются как одной из трёх великих богинь.[5][6]

Согласно учёным, занимающимся изучением окружающей среды в доисторические времена, река Сарасвати высохла после того, как по крайней мере два из её притоков, Сатледж и Ямуна, изменили своё русло. «Цепь тектонических событий отвела русло Сатлуджа на запад (в Инд), а Ямуну на восток (в Ганг)… этим объясняется исчезновение такой могучей реки как Сарасвати».[7][8] Процесс завершился около 1750 года до н. э., но начался он гораздо ранее, возможно со смещения пластов и огромного наводнения в период между 1900 и 2100 годами до н. э.[9][10] П. Х. Франкфорт, используя изображения, полученные с французского спутника SPOT обнаружил,[11] что огромная река Сарасвати существовала в дохараппский период и начала высыхать в середине IV тысячелетия до н. э. Во время хараппского периода, сложная сеть ирригационных каналов использовалась только в южной части долины реки Инд.

Роль Сарасвати в датировке «Риг-веды» и гипотезах об индоарийских миграциях

Базируясь на данных исследованиий реки Сарасвати, датой составления «Риг-веды» можно считать начало IV тысячелетия до н. э. Однако, в X мандале «Риг-веды»,[12] даётся список названий рек, в котором Сарасвати просто упоминается, а превозносится в основном Инд.[13] Это можно объяснить тем, что гимн из последней, X мандалы «Риг-веды», возможно, датируется периодом, когда Сарасвати начала высыхать (середина IV тысячелетия до н. э.) и потеряла своё превосходство.[2] Большинство учёных сходятся на том, что X мандала является самой поздней из всех мандал «Риг-веды».[2][14]

Вдоль русла Сарасвати было обнаружено 414 археологических мест, тогда как в долине реки Инд — только около сорока. Около 80 % обнаруженных мест раскопок датируются IV или III тысячелетием до н. э., из чего можно предположить, что культура в долине реки Сарасвати в это время находилась в периоде своего расцвета.[15] Если принять, что ригведийские гимны были составлены в этот период, то индоарийская миграция логически не могла иметь места, так как индоевропейцы должны были обитать в Индии уже в IV тысячелетии до н. э.

См. также

Примечания

  1. BBC India’s miracle river
  2. ↑ A new date for the Rgveda by N Kazanas published in Philosophy and Chronology, 2000, ed G C Pande & D Krishna, special issue of Journal of Indian Council of Philosophical Research (June, 2001)
  3. Rig Veda VII, 95, 2. giríbhya aaZ samudraZat
  4. Kazanas 2000:4
  5. Talageri, 2000: Ch 4: The Rigvedic Rivers
  6. The RigVeda — A Historical Analysis by Shrikant G. Talageri
  7. Rao 1991: 77-9
  8. Feuerstein et al 1995: 87-90
  9. Elst 1993: 70
  10. Allchins 1997: 117
  11. Francfort 1992
  12. Rig Veda, Hymn X, 75
  13. Rig Veda, Hymn X, verses 2-4 and 7-9
  14. (Kazanas 2000:4, 5)
  15. Bryant 2001, p. 167

Литература

  • Bryant, Edwin (2001), The Quest for the Origins of Vedic Culture, Oxford University Press, ISBN 0-19-513777-9 
  • Gupta, S.P. (ed.). 1995. The lost Saraswati and the Indus Civilization. Kusumanjali Prakashan, Jodhpur.
  • Hock, Hans (1999) Through a Glass Darkly: Modern «Racial» Interpretations vs. Textual and General Prehistoric Evidence on Arya and Dasa/Dasyu in Vedic Indo-Aryan Society." in Aryan and Non-Aryan in South Asia, ed. Bronkhorst & Deshpande, Ann Arbor.
  • Keith and Macdonell. 1912. Vedic Index of Names and Subjects.
  • Kochhar, Rajesh, 'On the identity and chronology of the Ṛgved IASTic river Sarasvatī IAST' in Archaeology and Language III; Artefacts, languages and texts, Routledge (1999), ISBN 0-415-10054-2.
  • Lal, B.B. 2002. The Saraswati Flows on: the Continuity of Indian Culture. New Delhi: Aryan Books International
  • Oldham, R.D. 1893. The Sarsawati and the Lost River of the Indian Desert. Journal of the Royal Asiatic Society. 1893. 49-76.
  • Puri, VKM, and Verma, BC, Glaciological and Geological Source of Vedic Sarasvati in the Himalayas, New Delhi, Itihas Darpan, Vol. IV, No.2, 1998 [1]
  • Radhakrishna, B.P. and Merh, S.S. (editors): Vedic Saraswati: Evolutionary History of a Lost River of Northwestern India (1999) Geological Society of India (Memoir 42), Bangalore. Review (on page 3) Review
  • Shaffer, Jim G. Cultural tradition and Palaeoethnicity in South Asian Archaeology. — In: Indo-Aryans of Ancient South Asia. Ed. George Erdosy., 1995. — ISBN ISBN 3-11-014447-6
  • chapter 4

Ссылки

  • Is River Ghaggar, Saraswati? by Tripathi,Bock,Rajamani, Eisenhauer
  • Saraswati — the ancient river lost in the desert by A. V. Sankaran
  • The Saraswati: Where lies the mystery by Saswati Paik

Сарасвати (река).

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47