Синий мост (Санкт-Петербург)

12-09-2023

Синий мост

Вверх по течению

59°55′54″ с. ш. 30°18′32″ в. д. / 59.931667° с. ш. 30.308889° в. д. (G) (O) (Я)

Область применения

Пешеходный, автомобильный

Пересекает

реку Мойку

Место расположения

Адмиралтейский район Санкт-Петербурга

Конструкция
Тип конструкции

Бесшарнирный железобетонный свод

Основной пролёт

Железобетонный неразводной

Общая длина

35 метров (32,5 метра над руслом Мойки)

Ширина моста

97,3 метра

Эксплуатация
Открытие

1737 (деревянный), середина XVIII века (деревянный на каменных опорах), 1818 (чугунный), 1842 (перестроен)

Синий мост на 59°55′54″ с. ш. 30°18′32″ в. д. / 59.931667° с. ш. 30.308889° в. д. (G) (O) (Я)
Культурное наследие Российской Федерации, объект № 7810699009объект № 7810699009

Си́ний мост — мост в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, перекинутый через реку Мойку и соединяющий между собой Казанский и 2-й Адмиралтейский острова.

Является самым широким (97,3 м) мостом в городе. Входит в ансамбль Исаакиевской площади.

Содержание

Расположение

Соединяет Исаакиевскую площадь с переулком Антоненко (бывший Новый переулок) и Вознесенским проспектом. При этом мост является «невидимкой»: из-за своей рекордной ширины он воспринимается частью площади. По отношению к этой переправе в литературе используется термин «мост-площадь» [1].

Ближайшая станция метрополитена (800 м) — «Садовая».

Название

Название «Синий» идет от первоначального деревянного моста, который был выкрашен в синий цвет. По мнению краеведов, тот синий цвет был более ярким, чем современный[1].

История моста

В начале XVIII века тот участок, на котором сейчас расположена Исаакиевская площадь, был «землёй при Адмиралтействе», частью Адмиралтейского луга, выполняя функцию гласиса. Берега реки Мойки начали застраиваться жилыми домами уже в петровское время. При потере в 1730-х годах Адмиралтейством значения как крепости, началась активная застройка освободившегося пространства. В 17361737 годах были проведены работы по углублению дна реки, а берега укреплены деревянными щитами. В том же 1737 году мастером Г. ван Болесом на этом месте был построен деревянный подъёмный разводной мост[2]. Этот мост с 20 апреля 1738 года был назван Синим[3]. В 1738 году произошли пожары в Морской слободе, и Комиссия о Санкт-Петербургском строении предлагала устроить здесь торговую площадь на месте Исаакиевской. У Синего моста предполагалось устройство пристани[4].

В 1755 году у моста снова предполагалось устройство пристани, на ней намеревались разгружать соль [4].

В середине XVIII века мост перестроили, он стал трёхпролётным на каменных опорах с деревянным пролётным строением[5]. В конце XVIII века площадь у Синего моста была своеобразной «биржей труда». В поисках работы на этом месте собирался работный люд для поиска нанимателей: на площади можно было найти артели плотников, каменщиков. Работников на рынке можно было не только нанять, но и купить. Это место имело народное название «рабий рынок».[4] Этот рынок просуществовал до 1861 года[6].

Часть моста, построенная в 1805 году

Типовой чугунный мост

В 1805 году мост был перестроен по типовому проекту однопролётных тюбинговых чугунных арочных мостов на опорах бутовой кладки с гранитной облицовкой архитектора и инженера В. И. Гесте. Проект был адаптирован к местности в 1807 году[2], его реализация была закончена в 1818 году открытием однопролётного чугунного моста на каменных опорах. Чугунные конструкции были изготовлены на Олонецком казённом чугунолитейном заводе[7]. Тот Синий мост был значительно более узкий, чем существующий сейчас[5] (ширина моста образца 1818 года — 41 метр) и освещался фонарями на гранитных обелисках[2].

Облик моста В. Гесте, вид со стороны воды, начало XX века

В 1842-1844 годах в связи с постройкой Мариинского дворца мост значительно расширили до створа переулка Антоненко. Работы выполняли инженеры Е. А. Адам, А. Д. Готман, И. С. Завадовский. В ходе выполнения работ гранитные обелиски заменены на чугунные фонари.

Ремонтные работы в XX веке

В 1920-х годах в низовой (расположенной ближе к устью Невы, восточной) части переправы обнаружились сквозные трещины[8]. В связи с угрозой обрушения моста, в 1929-1930 годах была проведена реконструкция несущих конструкций моста[5]: часть чугунных конструкций западной половины моста были заменены железобетонным бесшарнирным сводом. Работы выполнены по проекту инженеров В. В. Чеботарева, О. Е. Бугаевой. В ходе работ фонари и декор низовой части были утрачены, при этом тюбинги 1818 года производства завода Берда были уничтожены[2].

В 1938 году на мосту был проведён капитальный ремонт дорожного покрытия[9]. Каменное мощение было заменено асфальтобетоном[7].

В 2001 году специалистами ГУП «Мостотрест» было проведено диагностическое обследование сооружения. Выводы были неутешительны:

  • Разрушение верховой части моста достигло критической отметки,
  • Появились глубокие трещины,
  • значительное количество скрепляющих болтов отсутствует.

Специалисты городского Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству пришли к выводу, что причина — в колоссальных динамических перегрузках от потока движущегося транспорта, которые накладываются на статические усилия, возникающие от веса стоящего на мосту автотранспорта.[8]

В 2002 году были проведены работы по капитальному ремонту моста и реставрации декора. Проект выполнен инженером Т. Ю. Кузнецовой и архитектором О. А. Кузевановым[2].

Вид на мост с Исаакиевского собора на рубеже веков

Интересные факты

  • Мост является рекордсменом: это самый широкий мост в Санкт-Петербурге, его ширина по внешнему габариту 97,3 метра[2].
    • Существует устойчивое заблуждение, что ширина моста составляет 99,9 метра. Эта легенда возникла практически сразу же после перестройки строения в 1842 году.[1]
  • Мост в XIX-XX веках неоднократно был реконструирован, изменялись его размеры, конструктивные особенности. Несмотря на это, его облик не изменился, и внешний облик переправы дошёл до нас практически в первоначальном виде[1].
  • К мосту, как и к находящемуся рядом с ним Мариинскому дворцу применимо высказывание, что два императора от него отвернулись: движение конных статуй Медный всадник, и памятник Николаю I направлено от моста.
«Шкала Нептуна», июнь 2007 года.

Достопримечательности у моста

Простой по архитектурному решению мост органически вписан в ансамбль гранитных набережных Мойки.

Мост в искусстве

Мост упоминается в литературе как сам по себе, так и в связи с Мариинским дворцом, например:

  • Г. Ф. Петров. Дворец у Синего моста. — СПб.: Logos, 2007. — 472 с. — ISBN 978-5-87288-358-6

В изобразительном искусстве также используется образ моста, с которого открывается вид на памятник Николаю I, Исаакиевский собор, гостиницу Англетер-Астория и Адмиралтейство:

Лиза Михайлова
«Синий мост», после 2000
интернет-галерея Апрель
     
Н. А. Тырса
«Синий мост», 1935 год
Одна из картин начала XX века о Санкт-Петербурге
Холст, Акварель.
Используется в БСЭ, оригинал — частное собрание, Берлин


Фотогалерея

Примечания

  1. ↑ «Синий мост»  (рус.). Архивировано из первоисточника 25 февраля 2012. Проверено 23 января 2008.
  2. ↑ «Синий мост»  (рус.). Архивировано из первоисточника 25 февраля 2012. Проверено 23 января 2008.
  3. «Синий мост»  (рус.). Словари Яндекс. Проверено 23 января 2008.
  4. ↑ http://walkspb.ru/ «Исаакиевская площадь»  (рус.). Прогулки по Петербургу. Проверено 23 января 2008.
  5. ↑ «Синий мост»  (рус.). Культура. Архивировано из первоисточника 25 февраля 2012. Проверено 23 января 2008.
  6. «Мосты Санкт-Петербурга»  (рус.). Памятники в Санкт-Петербурге. Архивировано из первоисточника 25 февраля 2012. Проверено 23 января 2008.
  7. ↑ «Синий мост»  (рус.). Проверено 23 января 2008.
  8. ↑ «Синий мост на грани разрушения»  (рус.). Архивировано из первоисточника 25 февраля 2012. Проверено 23 января 2008.
  9. «Мосты Петербурга»  (рус.). Сайт «Река Нева». Архивировано из первоисточника 25 февраля 2012. Проверено 23 января 2008.
  10. Ленинград: Путеводитель / Сост. В.А. Витязева, Б.М. Кириков. — Л.: Лениздат, 1986. — 366 с.

Синий мост (Санкт-Петербург).

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47