12-09-2023
Синий мост | |
Вверх по течению |
|
59°55′54″ с. ш. 30°18′32″ в. д. / 59.931667° с. ш. 30.308889° в. д. (G) (O) (Я) |
|
Область применения |
Пешеходный, автомобильный |
---|---|
Пересекает |
реку Мойку |
Место расположения | |
Конструкция | |
Тип конструкции |
Бесшарнирный железобетонный свод |
Основной пролёт |
Железобетонный неразводной |
Общая длина |
35 метров (32,5 метра над руслом Мойки) |
Ширина моста |
97,3 метра |
Эксплуатация | |
Открытие |
1737 (деревянный), середина XVIII века (деревянный на каменных опорах), 1818 (чугунный), 1842 (перестроен) |
Синий мост на 59°55′54″ с. ш. 30°18′32″ в. д. / 59.931667° с. ш. 30.308889° в. д. (G) (O) (Я) |
Культурное наследие Российской Федерации, объект № 7810699009 |
Си́ний мост — мост в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, перекинутый через реку Мойку и соединяющий между собой Казанский и 2-й Адмиралтейский острова.
Является самым широким (97,3 м) мостом в городе. Входит в ансамбль Исаакиевской площади.
Содержание |
Соединяет Исаакиевскую площадь с переулком Антоненко (бывший Новый переулок) и Вознесенским проспектом. При этом мост является «невидимкой»: из-за своей рекордной ширины он воспринимается частью площади. По отношению к этой переправе в литературе используется термин «мост-площадь» [1].
Ближайшая станция метрополитена (800 м) — «Садовая».
Название «Синий» идет от первоначального деревянного моста, который был выкрашен в синий цвет. По мнению краеведов, тот синий цвет был более ярким, чем современный[1].
В начале XVIII века тот участок, на котором сейчас расположена Исаакиевская площадь, был «землёй при Адмиралтействе», частью Адмиралтейского луга, выполняя функцию гласиса. Берега реки Мойки начали застраиваться жилыми домами уже в петровское время. При потере в 1730-х годах Адмиралтейством значения как крепости, началась активная застройка освободившегося пространства. В 1736—1737 годах были проведены работы по углублению дна реки, а берега укреплены деревянными щитами. В том же 1737 году мастером Г. ван Болесом на этом месте был построен деревянный подъёмный разводной мост[2]. Этот мост с 20 апреля 1738 года был назван Синим[3]. В 1738 году произошли пожары в Морской слободе, и Комиссия о Санкт-Петербургском строении предлагала устроить здесь торговую площадь на месте Исаакиевской. У Синего моста предполагалось устройство пристани[4].
В 1755 году у моста снова предполагалось устройство пристани, на ней намеревались разгружать соль [4].
В середине XVIII века мост перестроили, он стал трёхпролётным на каменных опорах с деревянным пролётным строением[5]. В конце XVIII века площадь у Синего моста была своеобразной «биржей труда». В поисках работы на этом месте собирался работный люд для поиска нанимателей: на площади можно было найти артели плотников, каменщиков. Работников на рынке можно было не только нанять, но и купить. Это место имело народное название «рабий рынок».[4] Этот рынок просуществовал до 1861 года[6].
В 1805 году мост был перестроен по типовому проекту однопролётных тюбинговых чугунных арочных мостов на опорах бутовой кладки с гранитной облицовкой архитектора и инженера В. И. Гесте. Проект был адаптирован к местности в 1807 году[2], его реализация была закончена в 1818 году открытием однопролётного чугунного моста на каменных опорах. Чугунные конструкции были изготовлены на Олонецком казённом чугунолитейном заводе[7]. Тот Синий мост был значительно более узкий, чем существующий сейчас[5] (ширина моста образца 1818 года — 41 метр) и освещался фонарями на гранитных обелисках[2].
В 1842-1844 годах в связи с постройкой Мариинского дворца мост значительно расширили до створа переулка Антоненко. Работы выполняли инженеры Е. А. Адам, А. Д. Готман, И. С. Завадовский. В ходе выполнения работ гранитные обелиски заменены на чугунные фонари.
В 1920-х годах в низовой (расположенной ближе к устью Невы, восточной) части переправы обнаружились сквозные трещины[8]. В связи с угрозой обрушения моста, в 1929-1930 годах была проведена реконструкция несущих конструкций моста[5]: часть чугунных конструкций западной половины моста были заменены железобетонным бесшарнирным сводом. Работы выполнены по проекту инженеров В. В. Чеботарева, О. Е. Бугаевой. В ходе работ фонари и декор низовой части были утрачены, при этом тюбинги 1818 года производства завода Берда были уничтожены[2].
В 1938 году на мосту был проведён капитальный ремонт дорожного покрытия[9]. Каменное мощение было заменено асфальтобетоном[7].
В 2001 году специалистами ГУП «Мостотрест» было проведено диагностическое обследование сооружения. Выводы были неутешительны:
Специалисты городского Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству пришли к выводу, что причина — в колоссальных динамических перегрузках от потока движущегося транспорта, которые накладываются на статические усилия, возникающие от веса стоящего на мосту автотранспорта.[8]
В 2002 году были проведены работы по капитальному ремонту моста и реставрации декора. Проект выполнен инженером Т. Ю. Кузнецовой и архитектором О. А. Кузевановым[2].
Простой по архитектурному решению мост органически вписан в ансамбль гранитных набережных Мойки.
Мост упоминается в литературе как сам по себе, так и в связи с Мариинским дворцом, например:
В изобразительном искусстве также используется образ моста, с которого открывается вид на памятник Николаю I, Исаакиевский собор, гостиницу Англетер-Астория и Адмиралтейство:
|
|
За мостом — Мариинский дворец
Мост зимой
Вид вниз по течению
Синий мост (Санкт-Петербург).