Содомия

22-10-2023

Сожжение содомитов

Содомия, содомский грех — исторический термин, использовавшийся для обозначения ряда видов девиантного сексуального поведения. Ранее встречался в церковном и уголовном праве ряда европейских государств. Восходит к библейскому повествованию о гибели Содома и Гоморры.

Содержание

История термина

Ранняя святоотеческая литература

Преподобный Ефрем Сирин (IV век) в Труде 31 «О добродетели. К младшему подвижнику» говорит следующее:

«Но никто да не надеется достигнуть покоя, предавая себя в послушание изволениям врага. Скорее сам мучитель будет употреблять таковых как военных пленников, вовлекая во всякое злочестивое дело, растлевая у иных тело, постыдно оскверняя делами содомскими. Хотя не познали они жены, но враг внушает им мысль приписывать себе девство, тогда как все тело исполнено у них скверны. И враг делает с ними так, что хотя и величаются они как свободные от греха, но он насыщает их гроздом желчи и гроздом горести»

Католическая средневековая Европа

Франсуа Эллюин, Содомиты вызывают гнев Господень, гравюра из серии «Le pot pourri de Loth» (1781 год).

Поначалу в Западной Европе термин «содомия» обозначал половое сношение с животным, чаще наблюдающееся у мужчин, то есть «скотоложество». До падения Содома и Гоморры в Библии упоминалось как «хождение за иной плотью» (Иуд. 1:7;1 Кор. 15:39) ([1][2]). Для этих целей использовались домашние животные (кобылицы, коровы, ослицы, козы, овцы). В истории также упоминаются сексуальные контакты женщин с собаками. Но несмотря на бытовавшую терминологическую традицию скотоложество не есть содомия. Например за всю историю Русской Православной Церкви в русском языке термин «содомия» никогда не употреблялся в качестве синонима термина «скотоложество».

В период VI—XI вв. в той же Западной и Центральной Европе термином «содомия» обозначалось любое запрещенное сексуальное сношение, даже внебрачная гетеросексуальная любовная связь между мужчиной и женщиной в религиозной жизни, а также ко всем «непроизводящим потомства», и некоторым потенциально репродуктивным сексуальным актам. То есть оральному, анальному получению полового удовлетворения, половым играм и самоудовлетворению. Но и такое употребление термина «содомия» тоже неправильно, несмотря на исторический прецедент.

Христианский император Юстиниан I обвинил совершающих гомосексуальные акты в том, что их поведение является причиной таких явлений как голод, землетрясения и мор от болезней. Указав на библейский рассказ об уничтожении городов Содома и Гоморры, он предписывает карать за гомосексуальные акты смертной казнью (законы 538 и 544 годов). Но термин «содомия» для обозначения мужеложства ни тогда ни позднее в Византийской Империи не использовался. В Библии, а именно в книге Бытие нет прямых указаний на то, что «содомия» (она же «содомcкий грех») есть мужеложество, однако содомляне потребовали, чтобы Лот вывел двух мужчин, остановившихся у него на ночлег, для сексуальной связи с ними. Так же в Библии говорится о том, что Содом и Гоморра были уничтожены в наказание за крайнее нечестие граждан этих городов.

Лишь с 1215 года (даты создания Особого церковного суда католической церкви, известного как «Инквизиция») термином «содомия» стало обозначаться мужеложество, что было также связано с судебными процессами над рыцарями военного ордена Тамплиеров ([3],[4]).

В Англии сожжение содомитов, как тогда называли мужеложников ввел Эдуард I (по исторической иронии, отец одного из самых известных монархов-мужеложцев — Эдуарда II). Обвинение в противоестественном разврате чаще применялось как дополнение к обвинению, чтобы подчеркнуть справедливость кары. С 1317 по 1789 г. прошло 73 процесса. Эта цифра значительно уступает числу казненных еретиков, ведьм[5].

Россия и другие страны

О некоторых случаях содомии в допетровское время свидетельствует Стоглав (гл. 33), говоря: «некие ... беззаконие творят»[6]. Исследователи отождествляют смысл слова содомия с мужеложеством и отмечают его распространение среди богатых мирян[7]. В допетровской России был прославлен мученик Василий Мангазейский, пострадавший от купца-содомита.

В других православных славянских странах, Румынии и на территории современной Молдовы термины «содомия» и «содомит», входят в обиход лишь в середине XIX века. И как в Российской Империи того времени в этих странах терминами «содомия» и «содомит» обозначались мужеложество и мужеложник, соответственно. В таком значении, возможно, эти термины употреблялись и в Грузии, бывшей в то время в составе Российской Империи. А вот данных в пользу гипотезы об использовании термина «содомия» для обозначения мужеложества в Византии и средневековой и постсредневековой (в том числе и после обретения независимости) Греции нет вообще.

Современное значение

В настоящее время термин подразумевает анальное половое сношение. Оно может быть гомосексуальным, гетеросексуальным или происходить между человеком и животным (скотоложство, зоофилия)[8]. Но обозначение этого термином «содомия» некорректно, как некорректны и многие до сих пор существующие словарные определения содомии, на основании которых термин «содомия» так используется.

В 1785 году французский писатель Донасьен Альфонс Франсуа де Сад, вошедший в историю как маркиз де Сад, написал произведение «Сто двадцать дней Содома, или Школа разврата», в которой описываются сцены насильственной копрофагии. (Но книга Маркиза де Сада — ещё один пример некорректного использования термина «содомия».) В 1975 году, на его основе был снят фильм «Сало, или 120 дней Содома», который был последним художественным фильмом итальянского кинорежиссёра Пьера Паоло Пазолини. В фильме действия перенесены во времена последних дней итальянского фашизма. В кинокартине итальянские фашисты похищают юношей. (В фашистской Италии мужеложество не было наказуемо). Затем пленников посвящают в правила игры, построенной на гомосексуальных совокуплениях, а также сексуальных извращениях (в частности, в фильме содержатся сцены садизма и копрофагии).

Литература

  • И. С. Кон. «Любовь небесного цвета»
  • Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви. — М.: Олимп, ACT, 2003. — 576 с. — ISBN 5-17-015194-2, ISBN 5-8195-0836-X
  • Robert Purks Maccubbin (Ed.), Tis Nature’s Fault: Unauthorized Sexuality During the Enlightenment (Cambridge University Press, 1988)
  • Mark D. Jordan, The Invention of Sodomy in Christian Theology (Chicago: University of Chicago Press, 1998).
  • Richard B. Hays (2004), The Moral Vision of the New Testament (London: Continuum). pg. 381
  • John Boswell, Christianity, Social Tolerance, and Homosexuality (University Of Chicago Press; 8th Edition. edition, 2005).
  • Louis Crompton, Homosexuality and Civilization (Belknap Press, 2003)

Примечания

  1. Послание Святого Апостола Иуды — Библия и Апокрифы, Всё на одном сайте
  2. Первое послание к Коринфянам Святого Апостола Павла — Библия и Апокрифы, Всё на одном сайте
  3. Lenta.ru: Из жизни: 700 лет спустя
  4. История ордена тамплиеров — ТАМПЛИЕРЫ И СОДОМИЯ
  5. «Венец пороков» Средневековья  (рус.). Общественно-политический журнал «Историк». Архивировано из первоисточника 25 августа 2011. Проверено 12 апреля 2011.
  6. Cтоглав
  7. Стоглав. Комментарии
  8. Содомия  (рус.). Большой толковый медицинский словарь. Архивировано из первоисточника 25 августа 2011. Проверено 12 апреля 2011.

Ссылки

  • Законы относительно содомии по всему миру  (англ.)
  • Sodomy by Prof. Eugene F. Rice  (англ.)
  • Альянс в поддержку содомии  (англ.)


Содомия.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47