Созерцание

12-07-2023

Кантианство


Основные понятия
Вещь в себе, Феномен

Созерцание, Апостериори, Априори
Трансцендентальное
Рассудок и Разум
Антиномия
Категорический императив
Ценность

Тексты
Критика чистого разума

Критика практического разума
Критика способности суждения

Течения
Неокантианство
Люди
Кант, Рейнгольд, Фихте

Шопенгауэр, Фриз
Гельмгольц, Либман, Ланге
Коген, Наторп, Кассирер
Виндельбанд, Риккерт

Созерцание — способ познавательной деятельности, реализующийся как непосредственное отношение сознания к предмету[1]. Термин получил категориальный статус в кантианстве, где его прототипом послужило слово нем. Anschauung, то есть «наглядное представление» (корень нем. schau: шоу), неопосредованный мышлением акт познания.

Содержание

История понятия

В истории философии его аналогом было понятие интуиции. Словом созерцание часто переводят слово греч. θεωρία, означающее умозрение или «сосредоточение души на надумных тайнах» (Феофан Затворник)[2], а также англ. contemplation[3], под которым понимается состояние после получения информации, когда происходит эффект остановки мысли, «одномоментное схватывание» и инсайт[4]. При переводах классических текстов родилось понятие «жизнь созерцательная» (лат. vita contemplativa), противоположное по смыслу «жизни деятельной» (лат. vita activa)[5].

Кантианское понимание

Кант сохраняет и переосмысливает противоположность созерцательного (теоретического) и практического (эмпирического)[источник не указан 99 дней]. Созерцание уже не результат духовно-интеллектуальной практики, а её предпосылка-априори. Так априорными формами созерцания становятся пространство и время, поскольку они являются предпосылками любого возможного восприятия, ибо каждый предмет уже воспринимается в пространстве и времени. Далее, созерцание противопоставляется логическому мышлению, поскольку до того, как разум начнет сравнивать, классифицировать и анализировать предмет, этот предмет должен быть представлен сознанию как некоторая «дорефлексивная» целостность. Эта данность предмета сознанию прежде всякого осмысления и есть созерцание. Способность иметь созерцания Кант в Критике чистого разума называет чувственностью (Sinnlichkeit). Наряду с чистым созерцанием (reine Anschauung) существует и «чувственное созерцание» (Sinnenanschauung или empirischen Anschauung), материей которого служат ощущения[6].

без созерцания всякое наше знание лишено объектов и остается в таком случае совершенно пустым[7]

Для Канта понятия созерцания и представления часто мыслятся тождественными. Так пространство и время являются как формами созерцания, так и представлениями[8].

После Канта

После Канта понятие созерцание активно использовал Гёте[9], под которым понимал «уважительное наблюдение» природы, когда происходит взаимопроникновение сознания и феномена. На первом этапе созерцания в сознании формируются контуры образов (гештальты)[10], на втором — собственно образы (нем. bild), а на третьем — мы постигаем значение образов[11].

Гегель определял созерцание как «непосредственное представление»[12]

В марксизме созерцание является синонимом пассивного восприятия предметов:

«Главный недостаток всего предшествующего материализма — включая и фейербаховский — заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берётся только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 1).

В феноменологии Гуссерля созерцание воспринимается как интенциональность, то есть направленность на предмет.

См. также

Примечания

  1. СОЗЕРЦАНИЕ // Новейший философский словарь. 2009.
  2. Созерцание
  3. Созерцание (Contemplation)
  4. Категория созерцания в дидактике Песталоцци
  5. Серавин А. И. Исследование творчества
  6. Кант Критика чистого разума Трансцендентальная эстетика § 1
  7. Трансцендентальная логика. IV
  8. Кант Критика чистого разума Трансцендентальная эстетика § 2
  9. Anschauung, научный метод Гёте
  10. Anschauung, научный метод Гёте: Первый этап, Gestalten
  11. Anschauung, научный метод Гёте: Главная цель, Urphanomen
  12. ФИЛОСОФСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА. Третий курс. § 135

Ссылки

  • Созерцание (Новая философская энциклопедия)

Созерцание.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47