Список потерянных Ту-134

19-07-2023

Список катастроф и потерь самолёта Ту-134 всех модификаций.

По данным сайта Aviation Safety Network[1] на начало 2011 года в результате катастроф, авиационных происшествий и терактов было потеряно 72 самолёта типа Ту-134, из них 9 в результате боевых действий, 1 — из-за теракта. В катастрофах погибли приблизительно 1494 человек.

Дата Бортовой номер Место катастрофы Жертвы Описание
14.01.1966 45076 аэродром Чкаловский 8/8 Второй прототип Ту-134. Во время испытательного полёт, командир экипажа на предельной скорости, не снижая её, резко повернул штурвал на 25° из-за чего самолет резко накренился не в ту сторону. Лётчик-испытатель, незнакомый с этим явлением, усугубил крен, и самолёт, потеряв управление, перешёл в пикирование и разбился[2].
19.11.1969 Флаг Венгрии HA-LBA Флаг Турции аэропорт Стамбула 0/н.д. При посадке выкатился за пределы ВПП из-за чего у него подломилась стойка шасси.
23.05.1971 Флаг Югославии (1945—1991) YU-AHZ Флаг Югославии (1945—1991) аэропорт Риеки 78/83 При посадке в условиях сильного ливня, сопровождавшегося порывистым ветром, перед самой землёй самолёт попал в мощный восходящий воздушный поток, из-за чего его начало «бросать». Командир экипажа сбросил скорость, самолёт увеличил угол спуска на 10° и в результате касание полосы произошло с большой вертикальной скоростью — около 10 м/с. В результате перегрузок разрушилась средняя часть правого крыла, самолет перевернулся «на спину» и в таком положении проехал по ВПП ещё 350 м. Из поврежденных топливных баков в салон хлынуло топливо и начался пожар, с которым аварийные службы аэропорта не смогли справиться почти полтора часа[3][4].
16.09.1971 Флаг Венгрии HA-LBD аэропорт Киева 49/49 При подходе к аэропорту в условиях сильного тумана у самолёта отказал генератор, из-за чего экипаж перешёл на питания от аккумуляторных батарей. Совершив два неудачных захода на посадку разбился при третьей попытке.
16.07.1972 65607 Икшинское вдхр. 0/5 При выполнении испытательного полёта, в ходе которого отрабатывались вопросы функционирования электрооборудования при отказе всех генераторов, во время имитации отказа из-за низкого напряжения отключились топливные насосы обоих двигателей. Двигатели остановились. Малая высота полёта и израсходованный заряд аккумуляторов не позволили повторно запустить их в полёте, после чего экипаж принял решение приводнится на акваторию Икшинского водохранилища. Во время посадки самолёт не получил серьёзных разрушений, но был списан и использовался в качестве тренажёра[5].
30.10.1972 DM-SCA аэропорт Берлина 0/н.д. При посадке в сложных метеоусловиях не смог вовремя остановится и совершил выкат за пределы ВПП.
30.06.1973 65668 близ Аммана 2+7/84 При взлёте произошло ложное срабатывание сигнала «отказ СУ-4» из-за чего командир экипажа за 500 м. до конца ВПП решил прекратить взлёт. Однако самолёт продолжил движение по ВПП, выкатился за её пределы, и столкнулся со зданием, разломившись на три части.
01.09.1975 DM-SCD Лейпциг 27/34 При снижении забыли проверить высоту, самолёт зашёл на посадку ниже глиссады и разбился. КВС был приговорён к пяти годам тюрьмы, остальные выжившие члены экипажа — к трём.
02.01.1977 OK-CFD Прага 0/48 Столкнулся на ВПП со взлетавшим Ил-18
02.04.1977 Флаг Югославии (1945—1991) YU-AJS Либревиль 8/8 Грузовой рейс, разбился при посадке
21.09.1977 Флаг Венгрии HA-LBC Румыния 29/53 Разбился при снижении, экипаж не заметил потерю мощности двигателей
22.11.1977 DM-SCM Берлин 0/74+ При посадке забыли отключить автопилот
16.03.1978 LZ-TUB около Врацы 73/73 Упал с эшелона. Подробности неизвестны.
22.05.1979 65031 Лиепая 4/5 Перегруженный самолёт разбился, пытаясь сесть в сложных метеоусловиях.[6]
19.05.1979 65839 Уфа 0/н.д. При посадке заклинило шасси, выкатился с ВПП и загорелся
31.05.1979 65649 Тюмень 0/н.д. При посадке взорвалась шина шасси, вышла из строя гидравлика. Самолёт сгорел.
11.08.1979 65816 Днепродзержинск 94/94 Столкнулись в воздухе из-за ошибки диспетчеров
65735 84/84
23.01.1980 SP-LGB Варшава 0/н.д. Выкат с ВПП при посадке
06.01.1981 65698 Адлер 0/н.д. При посадке отказали тормоза
28.06.1981 65871 Симферополь 0/н.д. При посадке взорвалась шина шасси
17.06.1982 65687 Североморск 18/19 Самолёт — лаборатория ЛИИ. Экипаж игнорировал предупреждения диспетчера, отклонился от курса посадки, столкнулся с радиомачтой на вершине сопки и разбился. КВС остался жив.
14.08.1982 65836 Сухуми 11+0/н.д. На полосу, с которой взлетал Ту-134, выехал L-410
17.06.1983 65657 около Гали 0/н.д. Попал в зону турбулентности, благополучно сел, но получил критические повреждения.
30.08.1983 65129 около Алма-Аты 90/90 Разбился при снижении, экипаж не реагировал на сигналы высотомера.[7]
18.11.1983 65807 Тбилиси 8/н.д. Попытка захвата лайнера. КВС резко повернул самолёт, находившиеся в кабине террористы не смогли вести прицельный огонь и были вытеснены оттуда. После возврата в аэропорт Ту-134 штурмовал спецназ. Лайнер получил критические повреждения при штурме спецназом и был списан.
10.01.1984 LZ-TUR София 50/50 Разбился, пытаясь сесть в метель.[8]
25.05.1984 01 около Донецка 4/4 Военный самолёт потерял управление и развалился в воздухе. Неправильно проведён ремонт демпфера рыскания.
01.02.1985 65910 около Минска 58/80 Разбился при взлёте. В двигатели попали куски льда с обледеневшего крыла[9].
03.05.1985 65856 около Львова 15+79/79 Столкнулся в воздухе с Ан-24[10]
22.06.1986 65142 Пенза 1/59 Прерванный взлет, выкат с ВПП. У одного пассажира случился сердечный приступ
02.07.1986 65120 Сыктывкар 54/94 Пожар на борту.[11]
19.10.1986 C9-CAA Драконовы горы 34/44 Разбился при заходе на посадку во время грозы. Президент Мозамбика Самора Машел погиб[12].
20.10.1986 65766 Куйбышев 70/92 КВС поспорил, что посадит самолёт по приборам. Приговорён к 6 годам тюрьмы.
12.12.1986 65795 Берлин 72/82 Не понял диспетчера, пытался сесть на закрытую полосу.[13]
23.07.1987 65874 аэропорт Ивано-Франковска 0/н.д. Из-за перегруза командир экипажа принял решение взлетать от самого торца ВПП. Разворачиваясь, самолёт зацепил «улавливатель самолетов», служивший в качестве аварийного средства остановки истребителей. Из-за полученных повреждений машина была списана и передана в качестве наглядного пособия в Рижский институт инженеров ГА.
17.02.1988 VN-A108 Ханой 0/н.д. подробности неизвестны
27.02.1988 65675 Сургут 20/51 Разбился при заходе на посадку[13].
09.09.1988 VN-A102 около Бангкока 76/90 Заходил на посадку в грозу
11.10.1988 OK-AFB Прага 0/н.д. Грубая посадка. Уцелевший фюзеляж использовался как закусочная.
28.07.1989 65670 Улан-Удэ 0/н.д. Военный самолёт. Ночью «сел» за 300 м до ВПП.
13.01.1990 65951 у Первоуральска 27/71 Совершил вынужденную посадку из-за пожара на борту.[13]
12.01.1991 VN-A126 Хошимин 0/76 При заходе на посадку резко потерял высоту
24.01.1992 65053 Батуми 0/н.д. Выкат с неочищенной от снега ВПП при посадке
27.08.1992 65058 Иваново 84/84 Заход на посадку в 2 км правее ВПП. Не смог уйти на второй круг.
29.08.1992 65810 Харьков н.д. Выкат с ВПП, списан на запчасти.
20.09.1993 65809 Сухуми 0/н.д. Уничтожен абхазскими войсками при взлёте[14].
21.09.1993 65893 Сухуми 27/27 Уничтожен абхазским ракетным катером на глиссаде. Упал в море[14].
23.09.1993 65001 Сухуми 1/н.д. Уничтожен миномётным огнём абхазских войск[14].
22.02.1994 Флаг Венгрии HA-LBP Флаг Венгрии Будапешт 4+0/0 В ангаре, где лайнер готовили к полёту, загорелся чистящий раствор.
07.05.1994 65976 Архангельск 0/62 При посадке из-за низкого давления в гидросистеме не вышла правая стойка шасси.
09.09.1994 65760 около Жуковского 7/7 Столкнулся с Ту-22М, который должен был «преследовать» и снимать на тепловизор во время испытательного полёта.
18.11.1994 Флаг Венгрии HA-LBK Флаг Венгрии Будапешт 0/н.д. При посадке после тренировочного полёта не вышла носовая стойка шасси.
11.12.1994 65896 Грозный 0/0 Уничтожены в ходе авиаудара по аэропорту Грозного.
65858
65030
65014
65075
15.04.1995 OB-1553 Лима 0/73 При посадке заклинило шасси.
24.06.1995 65617 Лагос 16/80 Выкат с ВПП при посадке в ливень[13].
05.12.1995 65703 Нахичевань 52/82 Левый двигатель отказал при наборе высоты, однако экипаж по ошибке отключил правый. Аварийная посадка[15].
16.11.1996 VN-A114 Дананг 0/н.д. Носовая стойка подломилась при движении по рулёжным дорожкам
03.09.1997 VN-A120 Пномпень 65/66 Разбился, пытаясь сесть во время ливня.[13]
23.09.1999 65626 Грозный 0/0 Уничтожен в ходе авиаудара по аэропорту Грозного
18.01.2002 65004 Пулково 0/0 Поврежден при ремонте. Списан.
24.06.2003 65929 Нягань 0/11 Не смог взлететь после некачественного ремонта
24.08.2004 65080 Тульская область 44/44 Взорван террористом-смертником.
10.07.2006 05 красный на авиабазе РФ в Гвардейском 0/29 Борт Главкома ВМФ. После попадания при взлёте птицы в турбину КВС принял решение о перекращении взлёта практически на отрыве. Самолёт выкатился по курсу взлёта, миновав ближний привод. Подломил основные стойки, загорелся. Все пассажиры остались живы, самолёт полностью сгорел[16].
17.03.2007 65021 Самара 6/57 Разбился при посадке из-за ошибок диспетчеров и экипажа. Самолёт должен был уходить на второй круг.
26.03.2009 65981 Долинск 0/н.д. Борт ВВС РФ. Прерванный взлёт во время снежной бури, самолёт повреждён и списан.
20.06.2011 65691 Петрозаводск 47/52 При выполнении захода на посадку в неблагоприятных погодных условиях командир экипажа, в условиях отсутствия визуального контакта с огнями приближения и наземными ориентирами, поддержав решение штурмана, находящегося в легкой степени алкогольного опьянения, и фактически устранив второго пилота от управления, принял решение не уходить на второй круг, из-за чего самолёт снизился ниже установленной минимальной безопасной высоты и столкнулся с деревьями и землей[17].

Примечания

  1. Aviation Safety Network > ASN Aviation Safety Database > ASN Aviation Safety Database results
  2. Катастрофа Ту-134 СССР-45076 14.01.1966
  3. Материалы по анализу катастрофы самолёта Ту-134А № 12-05 на острове Крк
  4. ASN Aircraft accident Tupolev 134A YU-AHZ Rijeka Airport (RJK)  (англ.) — 2 фотографии
  5. Аварийная посадка на Истринское водохранилище
  6. Катастрофа Ту-134А Латвийского РПО ГА в Лиепае
  7. ТЯЖЕЛЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ С САМОЛЕТОМ Ту-134
  8. ТЯЖЁЛЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ С САМОЛЁТОМ Ту-134
  9. Катастрофа Ту-134А Белорусского УГА в районе а/п Минск-2
  10. Тяжёлые происшествия с самолётом Ту-134
  11. Катастрофа Ту-134А Коми УГА в районе Сыктывкара
  12. Катастрофа мозамбикского Ту-134 в Драконовых горах
  13. Ошибка в сносках?: Неверный тег <ref>; для сносок .D0.90.D0.B2.D0.B8.D0.B0.D0.BA.D0.B0.D1.82.D0.B0.D1.81.D1.82.D1.80.D0.BE.D1.84.D1.8B_.D1.81.D0.B0.D0.BC.D0.BE.D0.BB.D1.91.D1.82.D0.BE.D0.B2_.D0.A2.D1.83-134 не указан текст
  14. ↑ Уничтожение трёх самолётов а/к Transair Georgia в ходе вооружённого конфликта в Абхазии
  15. Катастрофа Ту-134Б-3 а/к 'АЗАЛ' в Нахичевани
  16. Видео происшествия на youtube
  17. МАК назвал причину крушения Ту-134 под Петрозаводском

Ссылки

  • AirDisaster.Com База данных авиакатастроф
  • Aviation-Safety.net Описания авиапроисшествий
  • Лётные происшествия в СССР и РФ
  • Лётные происшествия в ВТА СССР

См. также

Список потерянных Ту-134.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47