19-07-2023
Список катастроф и потерь самолёта Ту-134 всех модификаций.
По данным сайта Aviation Safety Network[1] на начало 2011 года в результате катастроф, авиационных происшествий и терактов было потеряно 72 самолёта типа Ту-134, из них 9 в результате боевых действий, 1 — из-за теракта. В катастрофах погибли приблизительно 1494 человек.
Дата | Бортовой номер | Место катастрофы | Жертвы | Описание |
---|---|---|---|---|
14.01.1966 | 45076 | аэродром Чкаловский | 8/8 | Второй прототип Ту-134. Во время испытательного полёт, командир экипажа на предельной скорости, не снижая её, резко повернул штурвал на 25° из-за чего самолет резко накренился не в ту сторону. Лётчик-испытатель, незнакомый с этим явлением, усугубил крен, и самолёт, потеряв управление, перешёл в пикирование и разбился[2]. |
19.11.1969 | Флаг Венгрии HA-LBA | Флаг Турции аэропорт Стамбула | 0/н.д. | При посадке выкатился за пределы ВПП из-за чего у него подломилась стойка шасси. |
23.05.1971 | Флаг Югославии (1945—1991) YU-AHZ | Флаг Югославии (1945—1991) аэропорт Риеки | 78/83 | При посадке в условиях сильного ливня, сопровождавшегося порывистым ветром, перед самой землёй самолёт попал в мощный восходящий воздушный поток, из-за чего его начало «бросать». Командир экипажа сбросил скорость, самолёт увеличил угол спуска на 10° и в результате касание полосы произошло с большой вертикальной скоростью — около 10 м/с. В результате перегрузок разрушилась средняя часть правого крыла, самолет перевернулся «на спину» и в таком положении проехал по ВПП ещё 350 м. Из поврежденных топливных баков в салон хлынуло топливо и начался пожар, с которым аварийные службы аэропорта не смогли справиться почти полтора часа[3][4]. |
16.09.1971 | Флаг Венгрии HA-LBD | аэропорт Киева | 49/49 | При подходе к аэропорту в условиях сильного тумана у самолёта отказал генератор, из-за чего экипаж перешёл на питания от аккумуляторных батарей. Совершив два неудачных захода на посадку разбился при третьей попытке. |
16.07.1972 | 65607 | Икшинское вдхр. | 0/5 | При выполнении испытательного полёта, в ходе которого отрабатывались вопросы функционирования электрооборудования при отказе всех генераторов, во время имитации отказа из-за низкого напряжения отключились топливные насосы обоих двигателей. Двигатели остановились. Малая высота полёта и израсходованный заряд аккумуляторов не позволили повторно запустить их в полёте, после чего экипаж принял решение приводнится на акваторию Икшинского водохранилища. Во время посадки самолёт не получил серьёзных разрушений, но был списан и использовался в качестве тренажёра[5]. |
30.10.1972 | DM-SCA | аэропорт Берлина | 0/н.д. | При посадке в сложных метеоусловиях не смог вовремя остановится и совершил выкат за пределы ВПП. |
30.06.1973 | 65668 | близ Аммана | 2+7/84 | При взлёте произошло ложное срабатывание сигнала «отказ СУ-4» из-за чего командир экипажа за 500 м. до конца ВПП решил прекратить взлёт. Однако самолёт продолжил движение по ВПП, выкатился за её пределы, и столкнулся со зданием, разломившись на три части. |
01.09.1975 | DM-SCD | Лейпциг | 27/34 | При снижении забыли проверить высоту, самолёт зашёл на посадку ниже глиссады и разбился. КВС был приговорён к пяти годам тюрьмы, остальные выжившие члены экипажа — к трём. |
02.01.1977 | OK-CFD | Прага | 0/48 | Столкнулся на ВПП со взлетавшим Ил-18 |
02.04.1977 | Флаг Югославии (1945—1991) YU-AJS | Либревиль | 8/8 | Грузовой рейс, разбился при посадке |
21.09.1977 | Флаг Венгрии HA-LBC | Румыния | 29/53 | Разбился при снижении, экипаж не заметил потерю мощности двигателей |
22.11.1977 | DM-SCM | Берлин | 0/74+ | При посадке забыли отключить автопилот |
16.03.1978 | LZ-TUB | около Врацы | 73/73 | Упал с эшелона. Подробности неизвестны. |
22.05.1979 | 65031 | Лиепая | 4/5 | Перегруженный самолёт разбился, пытаясь сесть в сложных метеоусловиях.[6] |
19.05.1979 | 65839 | Уфа | 0/н.д. | При посадке заклинило шасси, выкатился с ВПП и загорелся |
31.05.1979 | 65649 | Тюмень | 0/н.д. | При посадке взорвалась шина шасси, вышла из строя гидравлика. Самолёт сгорел. |
11.08.1979 | 65816 | Днепродзержинск | 94/94 | Столкнулись в воздухе из-за ошибки диспетчеров |
65735 | 84/84 | |||
23.01.1980 | SP-LGB | Варшава | 0/н.д. | Выкат с ВПП при посадке |
06.01.1981 | 65698 | Адлер | 0/н.д. | При посадке отказали тормоза |
28.06.1981 | 65871 | Симферополь | 0/н.д. | При посадке взорвалась шина шасси |
17.06.1982 | 65687 | Североморск | 18/19 | Самолёт — лаборатория ЛИИ. Экипаж игнорировал предупреждения диспетчера, отклонился от курса посадки, столкнулся с радиомачтой на вершине сопки и разбился. КВС остался жив. |
14.08.1982 | 65836 | Сухуми | 11+0/н.д. | На полосу, с которой взлетал Ту-134, выехал L-410 |
17.06.1983 | 65657 | около Гали | 0/н.д. | Попал в зону турбулентности, благополучно сел, но получил критические повреждения. |
30.08.1983 | 65129 | около Алма-Аты | 90/90 | Разбился при снижении, экипаж не реагировал на сигналы высотомера.[7] |
18.11.1983 | 65807 | Тбилиси | 8/н.д. | Попытка захвата лайнера. КВС резко повернул самолёт, находившиеся в кабине террористы не смогли вести прицельный огонь и были вытеснены оттуда. После возврата в аэропорт Ту-134 штурмовал спецназ. Лайнер получил критические повреждения при штурме спецназом и был списан. |
10.01.1984 | LZ-TUR | София | 50/50 | Разбился, пытаясь сесть в метель.[8] |
25.05.1984 | 01 | около Донецка | 4/4 | Военный самолёт потерял управление и развалился в воздухе. Неправильно проведён ремонт демпфера рыскания. |
01.02.1985 | 65910 | около Минска | 58/80 | Разбился при взлёте. В двигатели попали куски льда с обледеневшего крыла[9]. |
03.05.1985 | 65856 | около Львова | 15+79/79 | Столкнулся в воздухе с Ан-24[10] |
22.06.1986 | 65142 | Пенза | 1/59 | Прерванный взлет, выкат с ВПП. У одного пассажира случился сердечный приступ |
02.07.1986 | 65120 | Сыктывкар | 54/94 | Пожар на борту.[11] |
19.10.1986 | C9-CAA | Драконовы горы | 34/44 | Разбился при заходе на посадку во время грозы. Президент Мозамбика Самора Машел погиб[12]. |
20.10.1986 | 65766 | Куйбышев | 70/92 | КВС поспорил, что посадит самолёт по приборам. Приговорён к 6 годам тюрьмы. |
12.12.1986 | 65795 | Берлин | 72/82 | Не понял диспетчера, пытался сесть на закрытую полосу.[13] |
23.07.1987 | 65874 | аэропорт Ивано-Франковска | 0/н.д. | Из-за перегруза командир экипажа принял решение взлетать от самого торца ВПП. Разворачиваясь, самолёт зацепил «улавливатель самолетов», служивший в качестве аварийного средства остановки истребителей. Из-за полученных повреждений машина была списана и передана в качестве наглядного пособия в Рижский институт инженеров ГА. |
17.02.1988 | VN-A108 | Ханой | 0/н.д. | подробности неизвестны |
27.02.1988 | 65675 | Сургут | 20/51 | Разбился при заходе на посадку[13]. |
09.09.1988 | VN-A102 | около Бангкока | 76/90 | Заходил на посадку в грозу |
11.10.1988 | OK-AFB | Прага | 0/н.д. | Грубая посадка. Уцелевший фюзеляж использовался как закусочная. |
28.07.1989 | 65670 | Улан-Удэ | 0/н.д. | Военный самолёт. Ночью «сел» за 300 м до ВПП. |
13.01.1990 | 65951 | у Первоуральска | 27/71 | Совершил вынужденную посадку из-за пожара на борту.[13] |
12.01.1991 | VN-A126 | Хошимин | 0/76 | При заходе на посадку резко потерял высоту |
24.01.1992 | 65053 | Батуми | 0/н.д. | Выкат с неочищенной от снега ВПП при посадке |
27.08.1992 | 65058 | Иваново | 84/84 | Заход на посадку в 2 км правее ВПП. Не смог уйти на второй круг. |
29.08.1992 | 65810 | Харьков | н.д. | Выкат с ВПП, списан на запчасти. |
20.09.1993 | 65809 | Сухуми | 0/н.д. | Уничтожен абхазскими войсками при взлёте[14]. |
21.09.1993 | 65893 | Сухуми | 27/27 | Уничтожен абхазским ракетным катером на глиссаде. Упал в море[14]. |
23.09.1993 | 65001 | Сухуми | 1/н.д. | Уничтожен миномётным огнём абхазских войск[14]. |
22.02.1994 | Флаг Венгрии HA-LBP | Флаг Венгрии Будапешт | 4+0/0 | В ангаре, где лайнер готовили к полёту, загорелся чистящий раствор. |
07.05.1994 | 65976 | Архангельск | 0/62 | При посадке из-за низкого давления в гидросистеме не вышла правая стойка шасси. |
09.09.1994 | 65760 | около Жуковского | 7/7 | Столкнулся с Ту-22М, который должен был «преследовать» и снимать на тепловизор во время испытательного полёта. |
18.11.1994 | Флаг Венгрии HA-LBK | Флаг Венгрии Будапешт | 0/н.д. | При посадке после тренировочного полёта не вышла носовая стойка шасси. |
11.12.1994 | 65896 | Грозный | 0/0 | Уничтожены в ходе авиаудара по аэропорту Грозного. |
65858 | ||||
65030 | ||||
65014 | ||||
65075 | ||||
15.04.1995 | OB-1553 | Лима | 0/73 | При посадке заклинило шасси. |
24.06.1995 | 65617 | Лагос | 16/80 | Выкат с ВПП при посадке в ливень[13]. |
05.12.1995 | 65703 | Нахичевань | 52/82 | Левый двигатель отказал при наборе высоты, однако экипаж по ошибке отключил правый. Аварийная посадка[15]. |
16.11.1996 | VN-A114 | Дананг | 0/н.д. | Носовая стойка подломилась при движении по рулёжным дорожкам |
03.09.1997 | VN-A120 | Пномпень | 65/66 | Разбился, пытаясь сесть во время ливня.[13] |
23.09.1999 | 65626 | Грозный | 0/0 | Уничтожен в ходе авиаудара по аэропорту Грозного |
18.01.2002 | 65004 | Пулково | 0/0 | Поврежден при ремонте. Списан. |
24.06.2003 | 65929 | Нягань | 0/11 | Не смог взлететь после некачественного ремонта |
24.08.2004 | 65080 | Тульская область | 44/44 | Взорван террористом-смертником. |
10.07.2006 | 05 красный | на авиабазе РФ в Гвардейском | 0/29 | Борт Главкома ВМФ. После попадания при взлёте птицы в турбину КВС принял решение о перекращении взлёта практически на отрыве. Самолёт выкатился по курсу взлёта, миновав ближний привод. Подломил основные стойки, загорелся. Все пассажиры остались живы, самолёт полностью сгорел[16]. |
17.03.2007 | 65021 | Самара | 6/57 | Разбился при посадке из-за ошибок диспетчеров и экипажа. Самолёт должен был уходить на второй круг. |
26.03.2009 | 65981 | Долинск | 0/н.д. | Борт ВВС РФ. Прерванный взлёт во время снежной бури, самолёт повреждён и списан. |
20.06.2011 | 65691 | Петрозаводск | 47/52 | При выполнении захода на посадку в неблагоприятных погодных условиях командир экипажа, в условиях отсутствия визуального контакта с огнями приближения и наземными ориентирами, поддержав решение штурмана, находящегося в легкой степени алкогольного опьянения, и фактически устранив второго пилота от управления, принял решение не уходить на второй круг, из-за чего самолёт снизился ниже установленной минимальной безопасной высоты и столкнулся с деревьями и землей[17]. |
<ref>
; для сносок .D0.90.D0.B2.D0.B8.D0.B0.D0.BA.D0.B0.D1.82.D0.B0.D1.81.D1.82.D1.80.D0.BE.D1.84.D1.8B_.D1.81.D0.B0.D0.BC.D0.BE.D0.BB.D1.91.D1.82.D0.BE.D0.B2_.D0.A2.D1.83-134
не указан текстСписок потерянных Ту-134.