Среднеазиатская железная дорога

23-10-2023

Содержание

История создания

Станция «Бахми» закаспийской железной дороги, 1890 год

История развития железных дорог на территории Средней Азии берет свое начало с 1874 года, когда специальная комиссия признала необходимый постройку железнодорожной линии Оренбург-Ташкент. Однако позже, исходя из стратегических интересов, решение было изменено — первая стальная магистраль должна была соединить Ташкент с восточным побережьем Каспийского моря.

Строительство Закаспийской военной железной дороги было начато в ноябре 1880 года. Через пять лет, строители достигли Асхабада, в 1886 году — Чарджоу. В мае 1888 года, когда был возведен деревянный мост через Амударью, открылось движение до Самарканда. В 1899 году от Ховаста дорога достигла Ташкента. Одновременно был построен и участок от станции Урсатьевская в Ферганскую долину. Железнодорожно-морская паромная переправа Красноводск — Баку обеспечила кратчайшую бесперевалочную связь дороги с Азербайджанской ж.д..

При Среднеазиатской железной дороге, с конца 90-х годов до 1908 года, существовала Офицерская железнодорожная школа, Железнодорожных войск. Одновременно действовал офицерский курс при Асхабадском железнодорожном техническом училище.

В конце позапрошлого столетия вновь встал вопрос о строительстве дороги от Ташкента до Оренбурга, к сооружению которой приступили осенью 1900 года одновременно из обоих концов. В январе 1906 ж. д. линия Ташкент-Оренбург вступила в строй, открыв для Средней Азии прямой выход в Центральную Россию. Таким образом после постройки Оренбургско-Ташкентской ж. д. линии[1] Среднеазиатская ж. д. соединилась со всей сетью железных дорог России.

Среднеазиатская железная дорога (казенная) — образовалась путем соединения Закаспийской военной железной дороги и Самарканд-Андижанской железнодорожной линии (с ветвями на Ташкент и Маргелан), открытой для движения с 1 мая 1899 года. С 1 марта 1901 года открыта ж. д. линия (Мерв — Кушка). Общее протяжение Среднеазиатской железной дороги по состоянию на 1 января 1905 года — 2382 вер., в том числе: главная линия Красноводск — Ташкент — 1749 вер., Черняево — Андижан — 306 вер., Мерв — Кушка — 295 вер., Каган — Бухара — 11 вер., Горчаково — Маргелан — 8 в., линий общего пользования — 12 вер.

Среднеазиатская железная дорога в годы советской власти

В годы советской власти Среднеазиатская железная дорога объединяла сеть железных дорог Узбекской ССР, Туркменской ССР, Таджикской ССР, частично Киргизской ССР и Казахской ССР. Эксплуатационная длина 6199 км, или 4,4 % протяжённости всей сети железных дорог СССР (1975). Управление в Ташкенте. Имеет 9 отделений: Ташкентское, Хавастское, Ферганское, Бухарское, Душанбинское, Чарджоуское, Марыйское, Ашхабадское и Каракалпакское. Граничала с Казахской ж.д. по станциям Ченгельды и Бейнеу.

Хронология строительства участков

1941—1945 гг. Тукимачи — Ангрен (118 км);

Амударьинская — Душанбе (441 км);

1947 Салар — Барраж;

1955 Чарджоу — Кунград (627 км);

1962 Навои — Учкудук (290 км);

Джизак — Мехнат (133 км);

1967-1972 Кунград — Бейнеу (408 км);

С 1970 эксплуатируется ж.-д. линия Суперфосфорная — Кашкадарья (157 км);

с 1974 — Термез — Курган-Тюбе (218 км);

с 1975 — Тахиаташ — Нукус (12 км).

После распада СССР Среднеазиаткая ж. д. как топоним утратила своё название. Из неё образовались Узбекистанская железная дорога, Туркменская железная дорога, Кыргызская железная дорога и Таджикская железная дорога.

Примечания

  1. В СССР это была часть Южно-Уральской, Казахской и С. ж. д.

Ссылки по теме

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Среднеазиатская железная дорога.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47