30-04-2023
Столкновение над Юхновом | |
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Время |
14:52 |
Характер | |
Причина |
нарушение обоими экипажами заданных высот при проходе облаков |
Место |
деревни Троица и Выползово, Юхновский район Калужской области (РСФСР, СССР) |
Координаты |
54°35′53″ с. ш. 35°36′27″ в. д. / 54.5981972° с. ш. 35.6077389° в. д. (O)(O) — место падения Ан-12 54°36′08″ с. ш. 35°32′59″ в. д. / 54.60222° с. ш. 35.54972° в. д. (O) — место падения Ил-14 |
Погибшие |
120 (96+24) |
Воздушное судно | |
Модель | |
Авиакомпания |
ВВС СССР, 600 втап |
Пункт вылета | |
Остановки в пути | |
Пункт назначения | |
Бортовой номер |
08525 (позывной) |
Дата выпуска | |
Пассажиры |
91 |
Экипаж |
5 |
Погибшие |
96 (все) |
Второе воздушное судно | |
Модель | |
Авиакомпания |
Аэрофлот (Украинское УГА, Симферопольский ОАО) |
Пункт вылета | |
Остановки в пути | |
Пункт назначения | |
Рейс |
831 |
Бортовой номер |
СССР-52018 |
Дата выпуска | |
Пассажиры |
19 |
Экипаж |
5 |
Погибшие |
24 (все) |
Изображения на Викискладе |
Столкновение над Юхновом — тяжёлая авиационная катастрофа, произошедшая в понедельник 23 июня 1969 года (иногда ошибочно указывают 1968 год), когда в небе над Юхновским районом Калужской области столкнулись военно-транспортный Ан-12БП и гражданский Ил-14М Аэрофлота. В результате катастрофы погибли все, кто находился на обоих самолётах — 120 человек: 96 человек на борту Ан-12 и 24 человека на борту Ил-14.
Крупнейшее столкновение самолётов на территории нынешней России и крупнейшая авиакатастрофа в Калужской области.
В тот день 6-й парашютно-десантной роте, 108-го гвардейского парашютно-десантного полка 7-й гвардейской воздушно-десантной дивизии была поставлена задача совершить перелёт из Каунаса в Рязань, где они должны были показать своё боевое мастерство при действиях на боевых машинах десанта Министру обороны СССР А. А. Гречко. Всего в группе было 4 самолёта Ан-12 из 600-го военно-транспортного авиационного полка: 2 с техникой должны были лететь на эшелоне 6000 метров, а 2 с личным составом — на эшелонах 3600 и 3000 метров с интервалами 8—10 минут. В 13:25 с авиабазы Кедайняй вылетел замыкающий, 4-й Ан-12БП с позывным 08525 (заводской номер — 402503) и занял эшелон 3000 метров. На его борту были 5 членов экипажа, в том числе пилоты майор Алексей Викторович Рябцев, мл. лейтенант Владимир Васильевич Приплов и капитан Николай Михайлович Маслюк, а также 91 десантник.
В 14:07 из московского аэропорта Быково вылетел Ил-14М с бортовым номером СССР-52018 (заводской — 7343208) Симферопольского объединённого авиаотряда (Аэрофлот), выполнявший рейс № 831 (Москва—Чернигов—Симферополь). На его борту находились 5 членов экипажа, в том числе КВС Георгий Матвеевич Павленко и второй пилот Виктор Павлович Буянов, а также 19 пассажиров. После вылета, Ил-14 занял предписанный эшелон 2700 метров.
В 14:40:55 экипаж Ил-14 вышел на связь с диспетчером юго-западного направления Московской районной диспетчерской службы и доложил, что на его маршруте полёта присутствуют кучевые облака и болтанка, в связи с чем просит разрешение подняться до эшелона 3300 метров. Однако, из-за наличия встречного самолёта на эшелоне 3000 метров, диспетчер отказал в подъёме до 3300 метров, вместо этого предложив рейсу 831 остаться на высоте 2700 метров и обходить облачность, либо снижаться до 2100 или 1500 метров. Но экипаж Ил-14 отказался спускаться, посчитав, что там болтанка ещё хуже, и стал обходить облачность на высоте 2700 метров и выходом на трассу в 30 километрах южнее Юхнова, летя в том же направлении.
В 14:50:17 Ан-12 пролетел опорный пункт Юхнов, после чего диспетчер западного направления передал управление диспетчеру юго-западного направления. В 14:51:03 экипаж Ан-12, перейдя на частоту данного направления, доложил о пролёте Юхнова выше облаков в эшелоне 3000 метров, после чего получил подтверждение следовать на этой же высоте в направлении Тула—Венёв.
В 14:52 в 28 километрах юго-восточнее Юхнова Ан-12 (курс 106—121°, скорость 500—529 км/ч) под относительным углом 51—56° врезался в Ил-14 (курс 235—245°, скорость 324—360 км/ч). Столкнувшись сперва правыми крыльями, Ан затем врезался в хвостовое оперение Ил-а. От удара, у военного самолёта оторвало правое крыло вместе с двигателями, после чего он перешёл в штопор и понёсся к земле. У пассажирского самолёта оторвало правое крыло и верхнюю часть фюзеляжа, после чего он также перешёл в пике. Ан-12 врезался в поле у деревни Выползово, а Ил-14 — у деревни Троица. Расстояние между упавшими самолётами составило 3800 метров. В катастрофе погибли все 96 человек на борту Ан-12 и 24 на борту Ил-14, то есть всего 120 человек. По некоторым неподтверждённым данным, погибших на самом деле было 121, так как один из офицеров взял с собой 4-летнего сына.
Место катастрофы представляло собой удручающее зрелище. Поваленные деревья, догорающее пламя, обломки самолёта, разбросанные в радиусе примерно 100—120 метров… И среди этих кусков раскалённого металла — тела погибших. Даже мне, прошедшему всю войну «от звонка до звонка», было тяжело видеть это человеческое месиво.
Часов в 9 утра на место катастрофы прибыл командующий Военно-транспортной авиацией маршал Н. Скрипко, через несколько минут появился командующий ВДВ генерал армии В. Маргелов, другие ответственные лица. Все были в ужасном состоянии от сознания масштаба трагедии — на борту нашего самолёта находился 91 десантник и 5 лётчиков.
— [1]
Столкновение произошло на высоте 2910—2960 метров, из чего был сделан вывод, что оба экипажа нарушили установленные высоты при проходе мощных кучевых облаков (облачность — 9—10 баллов, нижняя кромка — 1000—1500 метров, верхняя — 3000—3700 метров).
По решению (O)) был установлен памятник авторства мастерской Е. В. Вучетича, представляющий собой комплекс из стелы и стены длиной 8 метров. На стене изображены два барельефа — фигуры коленопреклонённой матери и десантника, а также надпись: Вечная память героям-десантникам и лётчикам. Рядом с памятником площадка с 96 мраморными плитами с именами погибших[1].
На месте падения пассажирского Ил-14 установлен памятник погибшим пилотам и пассажирам.
|
Столкновение над Юхновом.