21-09-2023
Судостроение России — отрасль российского машиностроения.
Торгово-промышленная компания «РОКТЭС» так характеризует российское судостроение:[1]
Судостроительная промышленность России традиционно является одной из наиболее технологически развитых отраслей экономики. Российские верфи имеют опыт строительства судов практически любого класса, типа и тоннажа. <…> В отрасли имеются крупнейшие производители силовых систем и систем автоматизации. <…> Особое место в структуре судостроительной промышленности занимают научно-исследовательские и проектные институты, лаборатории отраслевого и академического направления. Научный потенциал этих учреждений позволяет не только выполнять уникальные заказы по проектированию судов, но и разрабатывать новые концептуальные направления в судостроении.
Самые большие в мире подводная лодка и ледокол, разработаны и построены на верфях России.[2]
Крупнейшими центрами российского судостроения являются Санкт-Петербург, Северодвинск, Нижний Новгород, Калининградская область.
По данным на 2009 год, в России действуют 168 судостроительных предприятий, 86 из них — государственные.[3] В 2008 году объём продаж в российском судостроении составил 150 млрд рублей.[3]
Содержание |
В 1995—2005 годах на российских судостроительных предприятиях размещалось 4 % объёма российских заказов судов.[3]
В соответствии с указом президента РФ В. В. Путина, подписанным в марте 2007 года, была создана Объединённая судостроительная корпорация (ОСК), основным полем деятельности которой рассматривается развитие гражданского судостроения.[3] Формирование ОСК завершилось в 2010 году.[4] ОСК консолидировала 19 существующих крупных судостроительных и судоремонтных предприятия[3]. В составе ОСК три региональных центра: Западный центр судостроения, Северный центр судостроения и судоремонта, Дальневосточный центр судостроения и судоремонта.[4] Планируется создание в составе ОСК Южного центра судостроения и судоремонта.[4]
8 ноября 2007 года правительство России одобрило федеральную целевую программу «Развитие гражданской морской техники на 2009—2016 годы», предельный объём финансирования программы оценивается в размере около 140 млрд рублей, часть финансирования пойдёт на закупку иностранных и разработку собственных технологий.[5][6][7] Руководитель Минпромэнерго России В. Б. Христенко заявил, что реализация этой программы позволит к 2015 году увеличить объёмы судопроизводства в 2,5 раза и повысить производительность труда в отрасли.[5]
К 2007 году на российских судостроительных предприятиях стало размещаться 6 % объёма российских заказов судов, в 2008 году — 8 %.[3]
Объём производства в российском судостроении за 11 месяцев 2009 года увеличился на 50 %[8][9].
В новый 2010 год российское судостроение вошло с ростом в 62 %[10][11]. По данным на февраль 2010 года, в портфеле ОСК находилось больше 100 заказов.[10]
В России существует более 1000 предприятий, занятых в судостроении, судоремонте, производстве двигательного, гидроакустического, навигационного, вспомогательного, палубного и других видов оборудования, материалов и комплектующих для судов, а также осуществляющих научную деятельность в области кораблестроения и морской техники[12].
По другим оценкам, в России насчитывается около 4000 предприятий и организаций, которые в той или иной степени обеспечивают производство продукции и услуг в области создания техники для изучения континентального шельфа, а также хозяйственной и военной деятельности на внутренних морях и в международных водах[1].
В собственности Северного центра судостроения и судоремонта находятся:
В собственности Западного центра судостроения находятся:
Другие крупные предприятия:
В 2004—2009 годах на заводе «Красное Сормово» было построено 7 танкеров серии 19619, заказанных Азербайджанским государственным Каспийским морским пароходством.[13]
В 2004 году на выборгском заводе «Вымпел» была заказана серия танкеров дедвейтом 12 тыс. тонн, три из которых были поставлены казахстанской компании «Казмортрансфлот» и ещё три — казахстанской компании Mobilex Energy.[13]
В июле 2009 года на заводе «Красное Сормово» был построен танкер «Атырау» с дедвейтом 13 тыс. тонн, предназначенный для «Казмортрансфлота».[13]
23 июня 2010 года с верфи калининградского завода «Янтарь» был спущен на воду фрегат проекта 11356 водоизмещением 4 тыс. тонн, предназначенный для ВМС Индии.[14]
Судостроение России.