05-05-2023
Богочелове́к — в христианстве Бог, воплотившийся в человеке, Иисус Христос[1].
В течениях христианства (в том числе, в православии) Богочеловек — догматическое определение воплотившегося Сына Божьего — второго лица Св. Троицы, Иисуса Христа, основанное на Символе Веры и определениях Вселенских соборов[2][3][4], сформулированное в процессе ожесточенной богословской полемики; это определение раскрывается через неслитное, нераздельное, неразлучное и неизменное соединение двух природ — божественной и человеческой в Иисусе Христе, Сыне Божьем. На основе этого определения были разработаны учения о двух волях и двух действиях Иисуса Христа, а также система представления о сообщении свойств, обожении человеческого естества, нераздельное поклонение и почитание Девы Марии Богородицей.
Содержание |
По учению, сформулированному на IV Вселенском Соборе, естества во Иисусе Христе соединены неслитно (то есть остаются целыми, а не образуют смешанную природу полуБога, получеловека), неизменно (то есть и Божество продолжает обладать своими свойствами без всякого уменьшения или ослабления, и человеческая природа сохраняет человеческие свойства), нераздельно (то есть не составляют двух обособленных лиц, а единое лицо), неразлучно (то есть никогда не разлучались и не могут быть разлучены с самого момента зачатия и пребывают во Христе по вознесении).
Догмат о двуединой природе Бога-Сына утверждался в течение длительного времени и стал главной целью критики различных ересей. В середине III века было объявлено еретическим частное богословское мнение Оригена о субординационизме, признававшее Бога-Сына ниже Бога-Отца, его созданием[5]. В начале IV века александрийский священник Арий был осужден и изгнан за признание Божьего Сына только подобием Бога, от природы не наделенным божественными свойствами, а получившим их от Бога-Отца[6]. Сирийский священник Аполлинарий указывал на логическую невозможность соединения неизменного (божественного) и изменяемого (человеческого)[7]. Константинопольский патриарх Несторий отверг откровение о рождения Бога-Сына от женщины[8]. Против догмата о двойственной природе Христа, выступили в начале V века монофизиты, признающие в нём одну только божественную природу в человеческом призраке[9].
Понятие о Христе как Богочеловеке, единосущном Богу Отцу было закреплено на IV (Халкидонском) соборе в 451 году.
По мнению приверженцев мифологической школы, возникшей в XVIII веке, образ богочеловека своими корнями уходит в религии древности и постепенно эволюционировал от первоначального образа божества к более позднему образу богочеловека[10].
Сын Божий.