Сын Божий

05-05-2023

Богочелове́к — в христианстве Бог, воплотившийся в человеке, Иисус Христос[1].

В течениях христианства (в том числе, в православии) Богочеловек — догматическое определение воплотившегося Сына Божьего — второго лица Св. Троицы, Иисуса Христа, основанное на Символе Веры и определениях Вселенских соборов[2][3][4], сформулированное в процессе ожесточенной богословской полемики; это определение раскрывается через неслитное, нераздельное, неразлучное и неизменное соединение двух природ — божественной и человеческой в Иисусе Христе, Сыне Божьем. На основе этого определения были разработаны учения о двух волях и двух действиях Иисуса Христа, а также система представления о сообщении свойств, обожении человеческого естества, нераздельное поклонение и почитание Девы Марии Богородицей.

Содержание

История термина

По учению, сформулированному на IV Вселенском Соборе, естества во Иисусе Христе соединены неслитно (то есть остаются целыми, а не образуют смешанную природу полуБога, получеловека), неизменно (то есть и Божество продолжает обладать своими свойствами без всякого уменьшения или ослабления, и человеческая природа сохраняет человеческие свойства), нераздельно (то есть не составляют двух обособленных лиц, а единое лицо), неразлучно (то есть никогда не разлучались и не могут быть разлучены с самого момента зачатия и пребывают во Христе по вознесении).

Догмат о двуединой природе Бога-Сына утверждался в течение длительного времени и стал главной целью критики различных ересей. В середине III века было объявлено еретическим частное богословское мнение Оригена о субординационизме, признававшее Бога-Сына ниже Бога-Отца, его созданием[5]. В начале IV века александрийский священник Арий был осужден и изгнан за признание Божьего Сына только подобием Бога, от природы не наделенным божественными свойствами, а получившим их от Бога-Отца[6]. Сирийский священник Аполлинарий указывал на логическую невозможность соединения неизменного (божественного) и изменяемого (человеческого)[7]. Константинопольский патриарх Несторий отверг откровение о рождения Бога-Сына от женщины[8]. Против догмата о двойственной природе Христа, выступили в начале V века монофизиты, признающие в нём одну только божественную природу в человеческом призраке[9].

Понятие о Христе как Богочеловеке, единосущном Богу Отцу было закреплено на IV (Халкидонском) соборе в 451 году.

По мнению приверженцев мифологической школы, возникшей в XVIII веке, образ богочеловека своими корнями уходит в религии древности и постепенно эволюционировал от первоначального образа божества к более позднему образу богочеловека[10].

См. также

Примечания

  1. Богочеловек//Религия: Энциклопедия / сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило. — Минск: Книжный Дом, 2007.— 960 с.— (Мир энциклопедий)
  2. Богочеловек//Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.
    • Глава VI Беседы на «Символ веры» из книги А. В. Мень, прот. Православное богослужение. Таинство, Слово и Образ. — М.:Слово, 1991. — 192 с. ISBN 5-85050-266-1
    • III Вселенский собор 431 г. Согласительное исповедание 433 г. из книги А. В. Карташёв Вселенские Соборы. — М.:Библиополис, 2002 . — 560 с.
    • Христологические споры из цикла радиопостановок История Православной Церкви на портале аудиодорожка
  3. Иисус Христос//Православная энциклопедия,Том XXI. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009 .— С. 674—713. — 752 с. — 39000 экз. — ISBN 978-5-89572-038-7 Автор — кандидат искусствоведения, доцент РГГУ
  4. Учение Оригена о Святой Троице.-СПб., 1879. — 452 с.
  5. Ариане//Религия: Энциклопедия / сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило. — Минск: Книжный Дом, 2007.— 960 с.— (Мир энциклопедий)
  6. Аполлинарий Лаодикийский//Мень А. В. Библиологический словарь: В 3 т. — М.: Фонд имени Александра Меня. — 2002. — Т. 1: А—И. — 608 с.: ил.
  7. Несторианство//Религия: Энциклопедия / сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило. — Минск: Книжный Дом, 2007.— 960 с.— (Мир энциклопедий)
  8. Монофиситство//Религия: Энциклопедия / сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило. — Минск: Книжный Дом, 2007.— 960 с.— (Мир энциклопедий)
  9. Иисус Христос — статья из энциклопедии «Кругосвет». Автор статьи — доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей и отечественной истории НИУ ВШЭ

Литература

  • Е. В. Гладышева, Л. В. Нерсесян Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству
  • А. Мень. Миф или действительность?/ История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни. Том. 7. Сын человеческий (Москва, 1991 — 92)

Сын Божий.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47