С-363

18-10-2023

С-363
С-363 под прицелом шведских парашютистов
История корабля
Государство флага  СССР
Порт приписки Лиепая
Спуск на воду 16 ноября 1956
Выведен из состава флота 1988
Современный статус Разделана на металл в 1988 или 1989 г.
Основные характеристики
Тип корабля Средняя торпедная ДПЛ
Обозначение проекта проект 613
Классификация НАТО Whiskey
Скорость (надводная) 18
Скорость (подводная) 13
Рабочая глубина погружения 170 м
Предельная глубина погружения 200 м
Автономность плавания 12 000-15 000 миль
Экипаж 52-54 человек
Размеры
Водоизмещение надводное 1030 тонн
Водоизмещение подводное 1350 тонн
Длина наибольшая (по КВЛ) 76 м
Ширина корпуса наиб. 6,7 м
Высота 11 м
Средняя осадка (по КВЛ) 4,6 м
Силовая установка
2 дизеля 37Д по 2000 л. с. каждый
2 ГЭД экономического хода ПГ-103 по 100 л. с. каждый
Вооружение
Артиллерия спаренная 57 мм зенитная пушка СМ-24 ЗиФ
Торпедно-
минное вооружение
4 носовых и 2 кормовых 533 мм ТА (боезапас 12 торпед или до 20 мин)[1]

«С-363» — советская средняя торпедная дизель-электрическая подводная лодка проекта 613.

За инцидент в территориальных водах Швеции получила на флоте ироническое прозвище «Шведский комсомолец». Западная пресса также упражнялась в остроумии, назвав её Whiskey on the rocks. Игра слов в том, что это выражение, означающее в обычном контексте просто виски со льдом, в этом контексте переводится как лодка 613 проекта на скалах, или на камнях. НАТОвское название советских лодок этого проекта - как раз "Whiskey".

Содержание

История

Впоследствии списанная лодка по одной версии была куплена и перевезена в Швецию, где использовалась в качестве музея[3], по другой версии - разделана на металл[2]. Более вероятно второе, а в Швецию попала другая лодка СФ того же проекта, а именно - С-342[2], которую переименовали в U-137 (именно так в 1981-м западная пресса именовала "Шведского комсомольца", поскольку настоящий тактический номер С-363 им был неизвестен). Но в Швеции С-342 теперь выдают за ту самую лодку.

Навигационное происшествие у берегов Швеции

Из сообщения ТАСС «О происшествии с советский подводной лодкой», опубликованного 6 ноября 1981 года:

В ночь с 27 на 28 октября сего года советская дизельная подводная лодка № 137, совершая обычное учебное плавание в Балтийском море, вследствие выхода из строя навигационных приборов и возникновения в связи с этим ошибок в определении места, в плохую видимость сбилась с курса и села на мель у юго-восточной оконечности Швеции.

По утверждениям шведской прессы, версия ошибки навигации невероятна по следующим причинам:

  1. Место происшествия находится глубоко внутри шведской территории. Для достижения места происшествия, корабль должен был пройти через несколько сложных для навигации проливов.
  2. Место происшествия находится в 2 километрах от центра секретной военной базы в Швеции, куда доступ иностранным гражданам запрещён, и глубоко внутри секретной зоны. Время происшествия совпало с испытаниями новой модели торпед на этой базе.
Памятная табличка в Швеции на месте происшествия

Примечания

  1. Проект 613 • Whiskey-I class
  2. ↑ С-363 проект 613
  3. «Шведский комсомолец», 26 октября 2010

Ссылки

  • Шведские каникулы
  • Морские байки
  • Дайджест: Воспоминания о «Шведском комсомольце»
  •  (англ.) История в фотографиях
  • Субмарина в сетях


С-363.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47