Тамара Туманова

21-09-2023

Тамара Владимировна Туманова
Тамара Хасидович
Дата рождения:

2 марта 1919(1919-03-02)

Место рождения:

Тюмень, Россия

Дата смерти:

29 мая 1996(1996-05-29) (77 лет)

Место смерти:

Санта-Моника, США

Профессия:

балерина, актриса

Тама́ра Влади́мировна Тума́нова[1] (2 марта 1919, Тюмень Россия — 29 мая 1996, Санта-Моника, США) — балерина и актриса. С 1930-х годов, Тамара завоёвывает все ведущие балетные сцены Европы и Америки — Парижскую Оперу, Ковент-Гарден, Ла Скала. Балерина сотрудничала с самыми знаменитыми труппами мира. Для неё ставили свои сочинения Серж Лифарь, Леонид Мясин, Джордж Баланчин, Бронислава Нижинская.Значительную часть жизни Тамара провела сначала во Франции потом в Америке.

Содержание

Биография

Тамара Туманова родилась в поезде, когда её мать, Евгения Дмитриевна Туманишвили Хазидович-Борецкая (1899—1989) ехала в Сибирь. Отец — Хасидович Владимир Дмитриевич, полковник, Георгиевский кавалер (19 апреля 1885 — 14 декабря 1962, похоронен в Голливуде, США). Хасидович — фамилия приемных родителей, усыновивших после скоротечной смерти настоящих родителей отца Владимира — Дмитрия Петровича (1842 — 16 октября 1910).

  • По словам Евгении Дмитриевны Туманишвили и самой Тамары Тумановой они были грузинского происхождения[2][3][4] (что так же отметчает ее ближайшая подруга Ирина Баронова[5] и ее биографы[6][7][8]). По поводу происхождения Тамары близко знавшая ее Л. И. Лопато в своих мемуарах, записанных искусствоведом А. Васильевым, пишет: «Тамара была армянско-польского происхождения, а вовсе не грузинской княжной Туманишвили, как многие думают».[9].
  • В различных источниках указыватся на польское (по отцу), грузинское[10][11][12][13][14][15][16][17][18][19] и армянские корни (по матери).[20][21][22][23][24][25]
  • Бабушка[источник не указан 319 дней] Тамары — княгина Чхеидзе, тётя заслуженной артистки России Маргариты Чхеидзе.
  • Брат[источник не указан 319 дней] Евгении Дмитриевны, грузинский военный Туманов (Туманишвили) Захарий Дмитриевич [26] был приговерен к расстрелу Советской властью в 1935г.
  • Туманова сценический псевдоним, предложенный Ольгой Преображенской, для Тамары, по фамилии матери Евгении Дмитриевны Туманишвили. Это характерно для всех владельцев фамилии — Туманишвили вне пределов Грузии

Тамаре было 18 месяцев, когда её родители вновь встретились после революции. Семья покинула Россию, чтобы на год обосноваться в Шанхае. В 1920-х годах в Тамара увидела выступление Анна Павловой, гастролировавшей по Дальнему Востоку. В 1925 году Тамара оказалась в Каире; и наконец, после скитаний по лагерям беженцев, они переехали в Париж.

Фрагменты интервью Тамары Тумановой

  • Перевод с английского, Полностью опубликованно в газете «The Examiner (Launceston? Tas), Saturday, April 19, 1952, page 12» Австралия. интервью смотрите [1]
  • Место рождения: грузовой вагон, пересекавший Сибирь во время гражданской вйны. Родители: полковник царской армии и грузинская княгиня, бежавшие от большевиков…
  • "…В ранние годы они были без гроша за душой. Семья приехала из России с пустыми руками. Когда отец заболел, Тамара стала кормилицей: в течение нескольких лет, от танцевального вундеркинда семья получала большую часть бюджета.

Танцы приводят её к де Базиль в Альгамбре 19 лет назад, и она поселилась в мансарде Seven Dials, питалась рыбой, покупала еду на уличных рынках и готовила для себя на газовой плите по воскресеньям. Для её первой поездки в Америку с компанией де Базиль (Зима 1933—1934) у неё не было теплой одежды. Друзья в Лондоне дали ей меховую шубу. «Если бы они мне не помогли, я бы замерзла по дороге.»

  • Она стала … американкой в 1943 году: год спустя она вышла замуж за Кейси Робинсона, голливудского сценариста и кинопродюсера.

«У меня красивый муж», сказала она. "Это прекрасный, удивительный брак. Кейси обожает отца и мать. Отец и мать обожают Кейси. "У меня есть всё, что я хочу на земле. Красивый дом, три собаки, два ручных голубя, прекрасные автомобили.

«Черная жемчужина»

  • В Париже Тамара начала посещать уроки игры на пианино, а с 1926 года — заниматься балетом в школе Ольги Преображенской[15].
  • Тамара сделала свой первый детский дебют на площади Трокадеро в Париже, и Анне Павловой довелось присутствовать на этом представлении. Выступление было настолько талантливо, что по окончании танца ребенок был обласкан и расцелован восторженными зрителями[15])
  • Туманова дебютировала в возрасте девяти лет в балете «L'Éventail de Jeanne». Там её заметил Джордж Баланчин, и в 1933 году взял её в труппу «бэби-балерин» вместе с Татьяной Рябушинской[27] и Ириной Бароновой. Некоторые называли Туманову «чёрной жемчужиной» русского балета, поскольку, как писал А. Котон (A. V. Coton), она была «самым прекрасным существом в истории балета» — с шелковистыми чёрными волосами, глубокими карими миндальными глазами и бледной кожей[15].

Начиная с 1930-х годов, Тамара завоёвывает все ведущие балетные сцены Европы и Америки — Парижскую Оперу, Ковент-Гарден, Ла Скала. Балерина сотрудничала с самыми знаменитыми труппами мира. Для неё ставили свои сочинения Серж Лифарь, Леонид Мясин, Джордж Баланчин, Бронислава Нижинская. С ней репетировал свои балеты Михаил Фокин. Близкие творческие и дружеские отношения связывали Туманову с Александром Глазуновым, Сергеем Прокофьевым, Пабло Пикассо, Марком Шагалом и другими крупнейшими деятелями того времени.

В интервью журналу «Американский танцор» Тамара Туманова сказала:

Важнейшей вещью в балете является развитие драматических способностей балерины при создании её ролей. Это приходит все больше с опытом передачи на сцене больших чувств и глубоких переживаний. Танец и игра составляют единое целое. Они должны быть взаимосвязаны. Недостаточно быть хорошей или даже блестящей техничкой. Балерина должна быть и тонкой актрисой. Всякий балет, во-первых, означает понимание его музыки. Затем, что не менее важно, драматические качества, которые даже труднее развить, чем первоклассную технику. Техника всегда должна идти фоном. Как только она начинает выставляться напоказ, уровень искусства падает, и мы видим представление, но не артиста. Меня всегда одинаково сильно интересует театр, музыка и драма, точно так же, как и танец. Балерина должна обладать широким и глубоким пониманием всего искусства, только танец недостаточен. Он один вас далеко не уведёт[28].

Туманова славилась сценическими костюмами, гримом и прическами. Созданный для неё Каринской костюм Лебедя стал классикой художественной интерпретации этой миниатюры. Об этом пишет её коллега по балету Юрий Зорич:

Тамара обладала безукоризненной красотой в жизни и на сцене. Её техника была бесподобной, динамичной и всегда оставляла незабываемое впечатление своим магнетизмом[28].

В 1944 году (по другим данным — в 1943 году) Тамара вышла замуж за американского сценариста и продюсера Кейси Робинсона (развелись в 1954).

Юрий Зорич так описывал последние дни Тумановой:

Тамару я обожал, мы были большими друзьями. Когда я собирался в Пермь на Дягилевские торжества, меня попросили привезти для музея несколько фотографий Тамары. Мы договорились, что я к ней заеду на чай и заодно их заберу. В день визита я четыре часа не мог ей дозвониться, приехал без звонка и увидел у дверей санитарную машину: Тамару увозили в больницу, у неё оказалась гангрена. Ей предложили ампутировать ногу, но Тамара сказала «нет», так и умерла. Узнав, что она при смерти, я позвонил к ней в палату, утешал её, но она уже не могла говорить; сестра милосердия поднесла трубку к ее уху и потом мне рассказывала, что Тамара, услышав мой голос, расплакалась. Я был растроган и очень горевал, что её больше нет. — Она и в старости оставалась невероятно красивой. — Даже в последние годы она хорошо выглядела. Бедная, сколько она перестрадала! Ей постоянно делали диализ. Тамара всегда была гордостью балета! У неё фантастическая техника; мы шутили: когда она делает арабеск, то можно выйти пообедать, вернуться, а она всё ещё будет стоять в арабеске. У Тамары стиль драматический, вообще, в ней было что-то мистическое.[29]

Фильмография

Примечания

  1. Сценический псевдоним, предложенный Ольгой Преображенской Тамаре и образованный от фамилии матери Евгении Дмитриевны Туманишвили. Это характерно для всех владельцев фамилии — Туманишвили вне пределов Грузии. Настоящая фамилия Хасидович.
  2. George Balanchine: The Ballet Maker by Robert Gottlieb p.136: Tamara Toumanova quote "...with my being part Georgian.".
  3. The Hartford Courant Interview, 03 Nov 1934: "...her mother...Madame was a Georgian? But yes!.
  4. Все параметры шаблона {{cite web}} должны иметь имя. Необходимо задать параметр title= в шаблоне {{cite web}}. .
  5. Rocky Mountain News, Marc Shulgold, Original 'Baby Ballerina' still on her toes at 76, August 20, 1995. "We never had a rivalry, Baronova insisted, even though Tamara was a tempestuous Georgian lady...".
  6. The Hound & Horn, Volume 7, 1933, p. 120: "Tamara Toumanova, a name that should soon be world-famed...she is Georgian, aged fifteen...".
  7. Artists of the Dance by Lillian Moore, 1938, p.236: "...daughter of the colonel and a gentlewoman of aristocratic Georgian lineage.".
  8. A Glimpse of Olympus by Diana Menuhin, 1996, p.78: "Toumanova has a beautiful Georgian face...".
  9. Людмила Ильинична Лопато, Волшебное зеркало воспоминаний, 2003 г.
  10. А. Васильев. Этюды о моде и стиле // Русские дивы: «… его жены, грузинки Евгении, знаменитой „балетной мамочки“» («… and his wife Eugenia, a Georgian, the famous „Ballet Mother“»).
  11. Кино-Театр: Russian Film Portal.
  12. The daughter of Imperial Russian Army Col. Khassidovitch Toumanov and a Georgian princess // LA Times, Official Obituary, 31 May 1996.
  13. George Balanchine: The Ballet Maker by Robert Gottlieb p.136: «Tamara Toumanova quote „… with my being part Georgian“».
  14. The Hartford Courant Interview, 3 Nov 1934: «… her mother… Madame was a Georgian? But yes!».
  15. ↑ Ballet Magazine Arabesque, № 9, p. 62.
  16. Marc Shulgold. Original 'Baby Ballerina' still on her toes at 76 // Rocky Mountain News, 20 August 1995: «We never had a rivalry, Baronova insisted, even though Tamara was a tempestuous Georgian lady…».
  17. The Hound & Horn, Volume 7, 1933, p. 120: «Tamara Toumanova, a name that should soon be world-famed… she is Georgian, aged fifteen…».
  18. Artists of the Dance by Lillian Moore, 1938, p. 236: «… daughter of the colonel and a gentlewoman of aristocratic Georgian lineage».
  19. A Glimpse of Olympus by Diana Menuhin, 1996, p. 78: «Toumanova has a beautiful Georgian face…».
  20. Arab, Armenian, Syrian, Lebanese, East Indian, Pakistani, and Bangla Deshi Americans: a study guide and source book, Kananur V. Chandras, R&E Research Associates, 1977 — p. 44
  21. «…кинофильма „Дни славы“ с Грегори Пеком и русской балериной армянского происхождения Тамарой Тумановой в главных ролях».
  22. Людмила Ильинична Лопато, Волшебное зеркало воспоминаний: «Тамара была армянско-польского происхождения, а вовсе не грузинской княжной Туманишвили, как многие думают» («Tamara was of Armenian-Polish descent, not Georgian, as many people think»).
  23. Apology for dancing, by Rayner Heppenstall, Faber and Faber ltd., 1936, p. 212: «And the fact that Toumanova is only half Russian (half Armenian)….»
  24. The Criterion: Volume 15; Volume 15, by Thomas Stearns Eliot, 1935, p. 62]
  25. One America: the history, contributions, and present problems of our racial and national minorities, Francis James Brown, Joseph Slabey Rouček, p. 308
  26. Все параметры шаблона {{cite web}} должны иметь имя. Необходимо задать параметр title= в шаблоне {{cite web}}. .
  27. http://plie.ru/?vpath=/news/data/ic_news/1096/
  28. 1 2 Цит. по: А. А. Васильев. Этюды о моде и стиле.
  29. Памяти Юрия Зорича

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Туманова, Тамара Владимировна
  • Фильмография на IMDb
  • Хасидович-Туманов Владимир Дмитриевич // Незабытые могилы. Российское зарубежье. Некрологи 1917—2001. Том 6, книга 3, 2007. — С. 47.
  • Памятник на могиле Тамары Тумановой на кладбище Голливуд, США
  • Текст и фото Тамары Тумановой (1987 г.) с [3]] и Ананиашвили, Нина Гедевановна
  • Тамара Туманова

Тамара Туманова.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47