Теория военного искусства

14-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Схема практической реализации военного искусства объединениями ВС СССР, в период Великой Отечественной войны — «Демянский котёл», зарубежные условные обозначения.

Военное искусство — теория и практика подготовки и ведения военных (боевых) действий на суше, море и в околоземном пространстве, составная часть военного дела.

Теория военного искусства — составная часть военной науки, исследующая в тесном взаимодействии с другими её отраслями законы, формы и способы ведения вооружённой борьбы в стратегическом, оперативном и тактическом звеньях[1].

Состав

Военное искусство включает стратегию, оперативное искусство и тактику, тесно связанные между собой. Основные положения военного искусства выражаются в его принципах, которые являются общими для военных (боевых) действий стратегических, оперативных и тактических масштабов, поскольку в них находят выражение пути практического применения объективных законов войны и вооружённых сил. Состояние военного искусства зависит от уровня развития военного дела в государстве, производства и средств вооруженной борьбы, характера общественного строя государства. На развитие военного искусства оказывают влияние исторические и национальные особенности, географические условия и экономика.

В англосаксонском военном деле понятие оперативное искусство отсутствует.

Думается, что десант на Малую землю и бои на ней могут служить образцом военного искусства. Мы тщательно подбирали людей, специально готовили их. На Тонком мысу в Геленджике тренировали штурмовые группы, учили их прыгать в воду с пулемётами, взбираться по скалам, бросать гранаты из неудобных положений. Бойцы освоили все виды трофейного оружия, научились метать ножи и бить прикладами, перевязывать раны и останавливать кровь. Запоминали условные сигналы, наловчились с завязанными глазами заряжать диски автоматов, по звуку выстрелов определять, откуда ведется огонь. Без этой выучки дерзкий десант и особенно самая первая ночная схватка были немыслимы — все предстояло делать в темноте, на ощупь.

Леонид Ильич Брежнев, Малая земля, Издание: в кн.: Брежнев Л. И., «Воспоминания», М.: Политиздат, 1982 год.[2]

Стратегия

Военная стратегия — теоретическая и практическая наука о ведении войны, одна из областей военного искусства, высшее его проявление. Охватывает вопросы теории подготовки к войне, её планирование и ведение, исследует закономерности войны.

Оперативное искусство

Оперативное искусство — теоретическая и практическая наука, составная часть военного искусства, занимает промежуточное положение между тактикой и стратегией. Изучает методы подготовки и ведения совместных и самостоятельных операций (боевых действий) крупными воинскими формированиями — корпусами, объединениями армиями, фронтами, группами фронтов, войсками (РВСН, ВВКО).

Тактика

Тактика (др.-греч. τακτικός «относящийся к построению войск», от τάξις «строй и расположение») — теоретическая и практическая наука, составная часть военного искусства, включающая практику подготовки и ведения боя соединениями (бригада, дивизия, корпус), частями (кораблями) и подразделениями различных видов вооружённых сил, родов войск (сил) и специальных войск на суше, в воздухе и на море и в космосе;

См. также

Примечания

  1. Военная энциклопедия в восьми томах / Под ред. П. С. Грачёва. — М.: Воениздат, 1994. — Т. 2. — С. 150. — 554 с. — 10 тыс, экз. — ISBN 5-2030-0299-1.
  2. Л. И. Брежнев, «Воспоминания», М.: Политиздат, 1982 год.

Литература

Энциклопедии

Мемуары

Ссылки

  • Тактика — М.: Воениздат, 1987.

Теория военного искусства.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47