Терракота

11-07-2023

Терракота (от итал. terra — земля, глина и cotta — обожжённая) — керамические неглазурованные изделия из цветной глины с пористым строением. Применяется в художественных, бытовых и строительных целях. Из терракоты изготавливается посуда, вазы, скульптура, игрушки, изразцы, черепица, облицовочные плитки и архитектурные детали.

Терракота изготовляется из особых сортов глины, которая после обжига приобретает характерную фактуру (от грубозернистой до тонкой, со сплошной или частичной полировкой) и цвет (от чёрного и красно-коричневого до светлого кремового).

Терракота в истории

Мелкая терракотовая пластика была распространена почти во всех неолитических культурах. Из терракоты изготавливались скульптурные фигурки, саркофаги, статуи и группы Древней Греции, этрусков, Древнего Китая, Древней Индии и Древней Америки, архитектурные детали архаичных древнегреческих, этрусских и древнеримских храмов. Ярким примером древней терракотовой скульптуры является известная терракотовая армия китайской династии Цинь.

Вавилонский терракотовый рельеф с изображением Лилит, или Царицы ночи, с остатками полихромной росписи. Британский музей. Лондон

В Средние века резная терракота применялась в зодчестве Средней Азии, в итальянских орнаментально-рельефных архитектурных деталях и портретных бюстах эпохи Возрождения.

В России производство архитектурной терракоты было знакомо ещё со времён Киевской Руси. С XV в. в русском зодчестве терракота применялась в декоративной отделке фасадов московских кирпичных зданий, с XVIII века — в скульптурных эскизах, бюстах и так далее.

Декоративная облицовочная терракота нашла широкое применение в советском зодчестве 1950-х годов.

В США детали из терракоты широко применялись архитекторами Ар Деко и приверженцами «органической» архитектуры, в том числе её основоположником Луисом Салливаном.

Современное использование

В современной скульптуре терракота особенно часто используется как материал для пластики малых форм, позволяющий сохранить в законченном произведении выразительный лаконизм и живую непосредственность этюда.

Литература

  • Филиппов А. В., Филиппова С. В., Брик Ф. Г. Архитектурная терракота. — М., 1941.
  • Бритова Н. Н. Греческая терракота. — М., Искусство, 1969. 180 с. (Серия «Из истории мирового искусства»).

Терракота.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47