Трафальгарское сражение

10-06-2023

Трафальгарское сражение
Наполеоновские войны

Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер, Трафальгарское сражение (1806)
Дата

21 октября 1805

Место

Трафальгар, Испания

Итог

победа британского флота

Стороны
Великобритания Франция,
Испания
Командующие
Горацио Нельсон Пьер-Шарль де Вильнёв
Силы сторон
27 линейных кораблей,

4 фрегата,

16 000 моряков
33 линейных корабля, 20 000 моряков
Потери
449 погибших,
1214 раненых
4480 погибших,
2250 раненых,
7000 пленено,
21 корабль захвачен,
1 корабль затонул
 
Англо-испанская война (1796—1808)
Кадисский залив

Картахена (1)Сент-ВинсентТринидадСан-ХуанКадисСанта-КрусКартахена (2)Сент-Джордж КейМеноркаГибралтарФеррольЗалив АльхесирасМыс Санта-МарияБулоньМыс ФинистерреТрафальгарГаванаРио-де-Ла-ПлатаРота

Трафальга́рское сраже́ние (англ. Battle of Trafalgar, фр. bataille de Trafalgar, исп. batalla de Trafalgar) — историческое морское сражение между английскими и франко-испанскими морскими силами. Произошло 21 октября 1805 года у мыса Трафальгар на Атлантическом побережье Испании около города Кадис.

В этой решающей морской битве времён Наполеоновских войн Франция и Испания потеряли двадцать два корабля, в то время как Великобритания — ни одного. Во время сражения погиб командующий английским флотом вице-адмирал Горацио Нельсон. С этого времени его имя стало символом военно-морской мощи Великобритании.[1]

Объединённым флотом Франции и Испании командовал французский адмирал Пьер Вильнёв. Под его управлением находился испанский адмирал Фредерико Гравина, руководивший испанскими силами. Из-за ран, полученных во время сражения, Фредерико умер спустя несколько месяцев после его окончания.

Трафальгарская битва была частью Войны третьей коалиции и главным морским противостоянием XIX века.[2] Победа Великобритании подтвердила морское превосходство страны, установленное в XVIII веке. После поражения Наполеон оставил свой план нападения на южную часть Англии и начал войну против двух других главных сил Европы: России и Австрии.

Содержание

Предпосылки

В 1805 году главной наземной силой Европы была армия первой французской империи под командованием Наполеона; на море такой силой был королевский военно-морской флот Великобритании. В ходе войны Великобритания ввела морскую блокаду Франции, что повлияло на торговлю и не позволило Франции мобилизовать все её морские силы. Несмотря на несколько удачных прорывов блокады, французским кораблям не удалось окончательно пресечь действия английского флота, который мог в одинаковой степени атаковать их как на своей территории, так и вне её.

Наполеон проводил схожую политику: им была основана континентальная блокада, воспрещающая всем подвластным и зависимым от Франции странам, а также её союзникам вести торговлю с Британскими островами. Таким образом была нарушена связь Великобритании с Европой, что привело к тому, что страна была вынуждена атаковать неприятеля на земле.

После того как Третья коалиция объявила Франции войну после непродолжительного Амьенского мира, Наполеон принял решение начать наступление на Великобританию.

Основная часть французского флота находилась в БрестеБретани) и в Тулоне на побережье Средиземного моря. Также существовали и менее крупные эскадры, которые размещались в портах на Атлантическом побережье Франции. Помимо этого на стороне Франции был испанский флот, базирующийся в Кадисе и Ферроле.

Великобритания обладала хорошо обученным и опытным морским офицерским корпусом, в то время как лучшие офицеры французского флота были либо казнены, либо отстранены от службы ещё в начале Великой французской революции. Самым надёжным человеком, которому можно было доверить командование Средиземного флота Наполеона, был Пьер-Шарль Вильнёв.

Морской план Наполеона заключался в том, что французские силы в Средиземном море и испанские силы в Кадисе должны были прорвать блокаду и соединиться в Вест-Индии. После этого им предписывалось помочь французским силам в Бресте вырваться из блокады и очистить Ла-Манш от английских кораблей, чтобы обеспечить безопасность десантным кораблям.

Соотношение сил флотов

Британские корабли Пушек Тип Французские корабли Пушек Тип Испанские корабли Пушек Тип
Victory 104 трёхдечный Бюсантор 80 двухдечный Сантисима Тринидад 136 четырёхдечный
Royal Sovereign 100 трёхдечный Формидабль 80 двухдечный Санта-Ана 112 трёхдечный
Britannia 100 трёхдечный Эндомтабль 80 двухдечный Принсипе де Астуриас 112 трёхдечный
Dreadnought 98 трёхдечный Нептюн 80 двухдечный Райо 100 трёхдечный
Neptune 98 трёхдечный Ашиль 74 двухдечный Нептуно (командир Каэтано Вальдес и Флорес) 80 двухдечный
Prince 98 трёхдечный Эгль 74 двухдечный Аргонаута 80 двухдечный
Temeraire 98 трёхдечный Альхесирас 74 двухдечный Багама 74 двухдечный
Tonnant 80 двухдечный Аргонот 74 двухдечный Монарка 74 двухдечный
Achille 74 двухдечный Дюге-Труэн 74 двухдечный Монтаньес 74 двухдечный
Ajax 74 двухдечный Фуге 74 двухдечный Сан-Агустин 74 двухдечный
Bellerophon 74 двухдечный Эро 74 двухдечный Сан-Франсиско де Асис 74 двухдечный
Colossus 74 двухдечный Энтрепид 74 двухдечный Сан-Ильдефонсо 74 двухдечный
Conqueror 74 двухдечный Монблан 74 двухдечный Сан-Хуан Непомусено 74 двухдечный
Defence 74 двухдечный Плютон 74 двухдечный Сан-Хусто 74 двухдечный
Defiance 74 двухдечный Редутабль 74 двухдечный Сан-Леандро 64 двухдечный
Leviathan 74 двухдечный Сипион 74 двухдечный      
Mars 74 двухдечный Berwick 74 двухдечный      
Minotaur 74 двухдечный Swiftsure 74 двухдечный      
Orion 74 двухдечный Корнели 40 фрегат      
Revenge 74 двухдечный Эрмион 40 фрегат      
Swiftsure 74 двухдечный Ортенс 40 фрегат      
Thunderer 74 двухдечный Рен 40 фрегат      
Belleisle 74 двухдечный Темис 40 фрегат      
Spartiate 74 двухдечный Фюре 18 шлюп      
Africa 64 двухдечный Аргюс 10 шлюп      
Agamemnon 64 двухдечный            
Polyphemus 64 двухдечный            
Euryalus 36 фрегат            
Naiad 36 фрегат            
Phoebe 36 фрегат            
Sirius 36 фрегат            
Pickle 10 шлюп            
Entreprenante 10 шлюп            
                 
Четырёхдечных -   Четырёхдечных -   Четырёхдечных 1  
Трёхдечных 7   Трёхдечных -   Трёхдечных 3  
Двухдечных 20   Двухдечных 18   Двухдечных 11  
Фрегатов 4*   Фрегатов 5*   Фрегатов -  
Шлюпов 2*   Шлюпов 2*   Шлюпов -  
пушек: 2312   пушек: 1584   пушек: 1280  
  • Фрегаты и шлюпы не включены в указанное в число кораблей, как непригодные к линейному бою.

Ход сражения

Франко-испанская эскадра была заблокирована английскими кораблями в порту Кадис. Вильнёв получил приказ Наполеона прорваться в Средиземное море для соединения с испанским отрядом. Объединенная французско-испанская эскадра вышла из Кадиса 19 октября. Вильнёв держал свой флаг на Бюсанторе (фр. Bucentaure).

Вопреки советам своих адмиралов, Вильнёв, придерживаясь старой линейной тактики, выстроил свой флот в одну линию. Двигаясь на юг, к Гибалтару, рано утром в 5:30, 21 октября, его флот был в 10-12 милях от мыса Трафальгар, когда сигнальщики увидели на западе приближающуюся английскую эскадру. Некоторое время Вильнёв колебался — принять ли бой или вернуться. Примерно в восемь утра Вильнев приказал своим кораблям сделать поворот фордевинд и двигаться назад, в Кадис. К 10:00 поворот был завершен.

В этот день дул слабый западный ветер, иногда заходящий на румб к северу. Приближался шторм, сильно качало. При таком волнении корабельная артиллерия не может эффективно вести стрельбу на больших дистанциях. Нельсон учел все эти обстоятельства: слабый ветер, мертвую зыбь, свое преимущество в ветре — и решил отказаться от классической линейной тактики, где исход боя решает число кораблей, участвующих в битве, а также количество и калибр бортовой артиллерии. Ветер благоприятствовал Нельсону: он шел в полный бакштаг, приказав поставить дополнительные лиселя, для увеличения скорости.

Трафальгарская битва. Диспозиция.
Трафальгарская битва. Вид с марса головного корабля союзников, по состоянию на 13:00. Англичане двумя колоннами атакуют с запада (справа).

Нельсон построил свои корабли в две колонны (в англоязычной литературе часто можно встретить термин «дивизион»). Флаг адмирала был поднят на Victory . Этот корабль шел головным в левом дивизионе. Правый дивизион вел контр-адмирал Катберт Коллингвуд на Royal Sovereign .

К моменту боестолкновения Вильнёв шел курсом практически на норд, левым галсом, в полный бейдевинд. После поворота строй его кораблей не успел выстроиться в идеальный кильватерный строй, когда следом идущий корабль защищает корму впереди идущего. Строй союзников представлял собой полумесяц, выгнутый вправо, в сторону материка. Вильнёв был сильно ограничен в маневре — ветер давал ему единственную возможность: увалиться в фордевинд, тем самым сломав строй (и подставив корму под артиллерию Нельсона). При этом у него под ветром был близкий берег материка.

Вскоре после 11:00 раздались первые залпы Трафальгарской битвы. Сближавшийся под прямым углом Нельсон на некоторое время оказался в зоне действия дальнобойной бортовой артиллерии Вильнёва, сам лишившись возможности вести артилерийскую дуэль.

Первым около 12:30, строй противника прорезал более быстроходный Royal Sovereign . Остальные корабли его дивизиона отстали, и первые 20 минут он вел бой в одиночку. Отстав от него на 45 минут, Victory с наветренным дивизионом прорвал колонну противника между Сантисима Тринидад и Бюсантором .

Нельсон в полной форме, при всех регалиях, находился на шканцах Victory , рядом с его капитаном, Томасом Харди. Адмирал не обращал внимания на уговоры спуститься вниз. Он заявил, что один вид адмирала на мостике флагмана должен вдохновлять всех моряков английской эскадры.

Канониры Victory значительно превосходили выучкой артиллеристов союзников: в среднем на каждый залп французов и испанцев следовало три залпа англичан. Англичане вели огонь с обеих бортов. Главная цель была пушечные порты неприятеля — таким образом, в первую очередь выводилась из строя тяжелая артиллерия.

Из-за слабого ветра английские корабли вступали в бой с большим временным промежутком.

Авангард союзников оторвался от основной группы, и, не обращая внимания на сигналы Вильнёва, продолжал идти на Кадис.

Трафальгарская битва. Сражение близится к завершению, время около 17:00. Корабли стражаются друг с другом.

Флагман англичан, Victory , обогнув Бюсантор , повернул вправо, и свалился в абордажный бой со следовавшим в кильватере флагмана союзников Редутабль . Стрелок на марсе Редутабль разглядел Нельсона на палубе Victory и выстрелил в него из мушкета. Пуля прошла через эполет, пробила плечо и застряла в позвоночнике. Унесенный в лазарет Нельсон был еще жив и требовал отчета о проходящем бое.

Вскоре после 14 часов Бюсантор спустил флаг, и Вильнёв сдался в плен. К этому моменту времени уже 12 (или больше) кораблей французов и испанцев не могли продолжать бой или были захвачены. Капитан Victory , Томас Харди, на вопрос умирающего Нельсона ответил: «Милорд, этот день за вами». Однако бой только разгорался. Строй кораблей с обеих сторон был безнадежно сломан, и каждый капитан выбирал себе цель сам. К 16 часам море было вперемешку покрыто французскими, английскими и испанскими кораблями, которые сражались друг с другом.

Коллингвуд, во главе прорвавшихся сквозь строй неприятеля кораблей, устремился вслед за двигающимися к Кадису кораблями авангарда союзников. Это была его тактическая ошибка: арьергард союзников был к тому времени обездвижен и не мог маневрировать. Воспользовавшись этим обстоятельством, одиннадцать кораблей (фактически, все испанские корабли) вышли из боя и ушли в Кадис. Корабли авангарда, видя преследование Коллигвуда, развернулись на юг и схватились с ним. Однако, итог сражения уже был решен в пользу англичан.

В 16:30 Нельсон скончался. Бой продолжался до 17:30. Союзники потеряли 18 кораблей (один потоплен, остальные захвачены) и около 7 тысяч человек убитыми, ранеными и сдавшимися в плен. Англичане потеряли около 2 тысяч человек. Многие английские корабли были настолько повреждены, что не смогли самостоятельно следовать в порт. Например, флагманский Victory пришлось ремонтировать в Гибралтаре, прежде чем он смог дойти до Англии (и доставить туда тело Нельсона).

Сигнал, поднятый Нельсоном

картина Джозефа Мэллорда Уильяма Тёрнера «Трафальгарская битва».

По легенде, перед началом Трафальгарского сражения вице-адмирал Горацио Нельсон поднял на своём флагманском корабле Victory флажной сигнал «Англия ожидает, что каждый исполнит свой долг» (England expects that every man will do his duty). Хотя после окончания сражения в формулировке сигнала была неопределённость, значение победы и смерть Нельсона привели к тому, что фраза запечатлелась в сознании английского народа, часто цитировалась и перефразировалась.

«Адмиральский ром»

После боя Victory был настолько поврежден, что его отбуксировали для ремонта в Гибралтар. Тело адмирала Нельсона пришлось поместить в бочку с ромом. Существует расхожая легенда, что матросы проковыряли в бочке дырочку, через которую выцедили весь ром. Учитывая почтение и величайшую любовь, которым пользовался на флоте Нельсон, такая легенда представляется сомнительной. Однако, с той поры на английском флоте выдаваемый на кораблях ром моряки называли «адмиральской кровью» или «кровью Нельсона».

Интересные факты

  • В день 204-летнего юбилея битвы, 21 октября 2009, на аукционе в Лондоне был продан последний из сохранившихся флагов с английского корабля, участвовавшего в сражении (HMS Spartiate). При начальной заявленной цене в £14,000 флаг был продан за £384,000[3].

Галерея

Примечания

  1. «Хронос» - всемирная история в Интернете. Горацио Нельсон. Архивировано из первоисточника 30 августа 2011. Проверено 18 сентября 2008.
  2. Трафальгарское сражение: 200 лет // Новая и новейшая история : ж.. — 2005. — № 5.
  3. Trafalgar flag is sold for £384,000

Ссылки

  • Дмитрий Маслов «Трафальгарская битва». Поэма (2009)
  • Бенито Перес Гальдос «Трафальгар» Повесть (1873)


Битвы третьей коалиции (1805)
 


Трафальгарское сражение.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47