16-07-2023
«Тюмень» | |
---|---|
Фотография С. М. Прокудина-Горского, 1912 год.
|
|
Служба: | Россия, Белое движение |
Класс и тип судна | пароход |
Организация | Министерство Путей Сообщения[1] |
Изготовитель | Завод Курбатова и Игнатова, Тюмень[1] |
Спущен на воду | 1894 год[1] |
Основные характеристики | |
Длина между перпендикулярами | 17 саженей 7 вершков[1] |
Ширина по мидельшпангоуту | 4 сажени 2 аршина 4 вершка[1] |
Высота | 1 сажень 2 вершка[1] |
Двигатели | паровая машина мощностью 25/120 номинальных/индикаторных л. с.[1] |
Движитель | 2 бортовых гребных колеса |
«Тюмень» — колёсный буксирный пароход Министерство Путей Сообщения России, участник Гражданской войны.
Колёсный буксирный пароход. Длина судна составляла 17 саженей 7 вершков, наибольшая ширина с учётом кожухов — 4 сажени 2 аршина 4 вершка, без учёта кожухов — 2 сажени 1 аршин 8 вершков, а высота без надстроек — 1 сажень и 2 вершка. На пароходе была установлена паровая машина мощностью 25 номинальных и 120 индикаторных лошадиных сил[1].
Пароход был построен в Тюмени на заводе Курбатова и Игнатова в 1894 году[1].
В том же году совместно с и городским пароходиком «Николай» принимал участие в празднике открытия Трансибирской магистрали в Омске[2].
В 1901 году находился в плаваниях в бассейне Оби по маршрутам Тура — Тобол — Иртыш и принадлежал Иртышскому участку Томского округа Министерства Путей Сообщения с припиской в порту Омска[1].
В 1912 году на пароходе совершил путешествие от Тюмени до Тобольска С. М. Прокудин-Горский[3].
7 мая 1914 года доставил из Тобольска в Курган тобольского вице-губернатора Н. И. Гаврилова в сопровождении инженера и советника губернского правления[4].
Появление парохода в водах маловодного Тобола привлекло громадную толпу публики. Тобол, пересыхающий в некоторых местах летом, очень редко дает возможность плавать по нем пароходам, даже таким маленьким, как прибывший.— «Народная газета» от 25 мая 1914 года
В августе 1917 года совместно с пароходом «Кормилец» сопровождал из Тюмени в Тобольск пароход «Русь». На пароходе «Русь» находился император Николай II с семьёй, а пароходы сопровождения доставляли багаж императорской семьи[1][5][6].
В 1919 году в качестве вооружённого парохода входил в состав Обь-Иртышской речной флотилии колчаковской армии, принимал участие в артиллерийской поддержке сухопутных войск. 2 сентября 1919 года совместно с пароходом «Александр Невский» на участке реки между поселками Плеханово и Тараканово вёл бой с восставшим пароходом «Иртыш». Получив повреждения, вышел из боя и ушёл вниз по реке[7][8].
Тюмень (пароход, 1894).