Тюмень (пароход, 1894)

16-07-2023

Перейти к: навигация, поиск


«Тюмень»
Фотография С. М. Прокудина-Горского, 1912 год.
Служба: Россия, Белое движение Белое движение
Класс и тип судна пароход
Организация Министерство Путей Сообщения[1]
Изготовитель Завод Курбатова и Игнатова, Тюмень[1]
Спущен на воду 1894 год[1]
Основные характеристики
Длина между перпендикулярами 17 саженей 7 вершков[1]
Ширина по мидельшпангоуту 4 сажени 2 аршина 4 вершка[1]
Высота 1 сажень 2 вершка[1]
Двигатели паровая машина мощностью 25/120 номинальных/индикаторных л. с.[1]
Движитель 2 бортовых гребных колеса

«Тюмень» — колёсный буксирный пароход Министерство Путей Сообщения России, участник Гражданской войны.

Описание парохода

Колёсный буксирный пароход. Длина судна составляла 17 саженей 7 вершков, наибольшая ширина с учётом кожухов — 4 сажени 2 аршина 4 вершка, без учёта кожухов — 2 сажени 1 аршин 8 вершков, а высота без надстроек — 1 сажень и 2 вершка. На пароходе была установлена паровая машина мощностью 25 номинальных и 120 индикаторных лошадиных сил[1].

История

Лист № 28 из контрольного альбома Прокудина-Горского «Урал. Отдел III. Камско-Тобольский водный путь».

Пароход был построен в Тюмени на заводе Курбатова и Игнатова в 1894 году[1].

В том же году совместно с и городским пароходиком «Николай» принимал участие в празднике открытия Трансибирской магистрали в Омске[2].

В 1901 году находился в плаваниях в бассейне Оби по маршрутам ТураТоболИртыш и принадлежал Иртышскому участку Томского округа Министерства Путей Сообщения с припиской в порту Омска[1].

В 1912 году на пароходе совершил путешествие от Тюмени до Тобольска С. М. Прокудин-Горский[3].

7 мая 1914 года доставил из Тобольска в Курган тобольского вице-губернатора Н. И. Гаврилова в сопровождении инженера и советника губернского правления[4].

Появление парохода в водах маловодного Тобола привлекло громадную толпу публики. Тобол, пересыхающий в некоторых местах летом, очень редко дает возможность плавать по нем пароходам, даже таким маленьким, как прибывший.

— «Народная газета» от 25 мая 1914 года

В августе 1917 года совместно с пароходом «Кормилец» сопровождал из Тюмени в Тобольск пароход «Русь». На пароходе «Русь» находился император Николай II с семьёй, а пароходы сопровождения доставляли багаж императорской семьи[1][5][6].

В 1919 году в качестве вооружённого парохода входил в состав Обь-Иртышской речной флотилии колчаковской армии, принимал участие в артиллерийской поддержке сухопутных войск. 2 сентября 1919 года совместно с пароходом «Александр Невский» на участке реки между поселками Плеханово и Тараканово вёл бой с восставшим пароходом «Иртыш». Получив повреждения, вышел из боя и ушёл вниз по реке[7][8].

Примечания

  1. ↑ Тюмень (рус.). «Водный транспорт». Проверено 25 марта 2014.
  2. Формирование Омска как транспортного центра Среднего Прииртышья (рус.). Администрация города Омска. Проверено 25 марта 2014.
  3. Пароход «Тюмень» Министерства Путей Сообщения. 1912 год (рус.). «Наследие С. М. Прокудина-Горского». Проверено 25 марта 2014.
  4. Река Тобол (рус.). Проверено 25 марта 2014.
  5. Учитель царских детей и православный священник (рус.). «Сибирская православная газета». Проверено 25 марта 2014.
  6. Люди и пароходы (рус.) // Вести Сегодня : газета. — Рига, 2012.
  7. Судьба семьи военно-морских офицеров Гутанов в перипетиях войн, революций, эмиграции (конец XIX — середина XX века) // Вестник Челябинского государственного университета. — 2013. — № 12 (303). — С. 64—67.
  8. Восстание на пароходе «Иртыш» в 1919 году — забытая страница истории Гражданской войны в России // Война и оружие: Новые исследования и материалы. В 2 частях : сборник. — СПб.: Архивировано из первоисточника 22 апреля 2014.

Тюмень (пароход, 1894).

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47