Ужокский перевал

10-08-2023

Ужокский перевал

Ужокский перевал зимой
49°00′10″ с. ш. 22°53′15″ в. д. / 49.002778° с. ш. 22.8875° в. д. (G) (O) (Я)49°00′10″ с. ш. 22°53′15″ в. д. / 49.002778° с. ш. 22.8875° в. д. (G) (O) (Я) (T)
Расположение

 Украина

Горная система

Карпаты

Высота седловины

889

Ужокский перевал
Ужокский перевал
Категория на Викискладе
Ужокский перевал летом

Ужо́кский перевал (Ужоцкий перевал, чеш. Užocký průsmyk, Užocké sedlo, польск. Przełęcz Użocka, венг. Uzsoki-hágo) — перевал в Восточных Карпатах через Верховинский Вододельный хребет на границе Закарпатской и Львовской областей Украины близ границы с Польшей. Высота 889 м.

Через перевал проходит железная дорога и шоссе ЛьвовУжгород. Во время Первой мировой войны перевал был местом боёв между русской и австро-венгерской армиями.

С северной стороны перевала есть источник реки Сан, с южной — реки Уж.

Содержание

История

В 1872 году здесь была введена в эксплуатацию стратегически важная железнодорожная магистраль, соединявшая Будапешт с Восточной Галицией (перевал был административной границей Венгрии и Галиции в составе Австро-Венгрии). Железнодорожное сообщение здесь существует до сих пор, кроме местных пассажирских перевозок используется преимущественно для поставки руды из Словакии. Здесь проложено 14 железнодорожных тоннелей, это — самая красивая горная магистраль Украины. Здесь проложены ряд туристических маршрутов.

Во время Первой мировой войны за перевал продолжались кровавые бои, о которых напоминает военное кладбище. В течение 1914—1915 годов перевал несколько раз брала русская армия, позже он снова оказался в руках Австро-Венгерской армии.

После Первой мировой войны на перевале расположилась чехословацко-польская граница, в 1930 году здесь было построено новое здание чехословацкого таможенного управления. После аннексии Венгрией территории нынешнего Закарпатья (тогдашней Подкарпатской Руси) здесь пршла венгерско-польская граница. Через два дня после захвата — 20 марта 1939 — здесь состоялись торжества по случаю восстановления общей границы двух стран. С сентября 1939 года до июня 1941 перевал стал венгерско-советской границей.

За перевал продолжались тяжелые бои и во время Второй мировой войны. Венгерские и немецкие войска построили здесь так называемую линию Арпада — на склонах гор размещалось много километров траншей, развернуто 30 бетонных и 60 деревянно-земляных бункеров. После присоединения Закарпатья к Советскому Союзу перевал стал снова лишь административной границей Львовской и Закарпатской областей, Великоберезнянского и Турковского районов.

В 1960-х годах дорога была электрифицирована.

Примечания

Литература

  • Географическая энциклопедия Украины, УСЭ, 1989—1993 гг.

См. также

Список перевалов Украинских Карпат

Ужокский перевал.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47