15-10-2023
Гостиница | |
Гостиница «Украина»
Гостиница «Октябрь», Гостиница «Москва» |
|
Гостиница "Украина", фрагмент центрального крыла со входом | |
Страна | Украина |
Местоположение | Луганск, ул. Пушкина, 3 |
Архитектурный стиль | конструктивизм, барокко |
Автор проекта | Каракис, Иосиф Юльевич |
Строительство | 1944—1947 года |
Состояние | Работает |
памятник архитектуры (единственный в Луганске[1])
Гостиница «Украина» (проектное название «Москва», до 1991 года «Октябрь») — 6-этажный единственный четырёхзвездочный отель в Луганске. Расположена по адресу: ул. Пушкина, 3. Гостиница имеет 173 номера. Объём здания: 50 тыс. куб. метров[2]. Гостиница построена по проекту выдающегося архитектора И. Ю. Каракиса, обвиненного вскоре после постройки в украинском национализме, а через некоторое время — в космополитизме[3].
Содержание |
Изначально, в сороковых годах XX века, на месте будущей гостиницы был пустырь. На пустыре были несколько одно-двухэтажных домов, разрушенных нацистами в феврале 1943 года. Гостиницу начали строить сразу же после окончания войны в Луганске (в то время Ворошиловграде) в 1944 году. В 1947 строительство было окончено, и в 1952 году гостиница приняла своих первых посетителей. Изначально, и во время строительства название проекта было «Москва»[4], однако из-за того, что открытие состоялось накануне праздника Великого Октября, в последний момент было принято решение назвать её «Октябрь». Для того, чтобы гостиницу каким-то образом связать с регионом, ресторан на первом этаже гостиницы назвали «Украина».
Процесс строительства в начале действительно использовал труд пленных немцев, оставшихся на территории города после войны. Однако они выполняли только «чёрную» работу[4]. Все архитектурные и строительные идеи, а также художественное оформление было выполнено архитектором Каракисом. Никакого творческого вклада со стороны немцев не было и к окончанию строительства они уже участия не принимали[5].
Фасад здания украшает «мозаичный ковер», а также вертикальные треугольные пилястры из белого силикатного кирпича. Пилястры поднимаются на все пять этажей, подобно кружевам окутывают здание гостиницы и эффектно контрастируют с красной стеной. Известно, что Каракис долгое время проводил специальную лабораторную работы для возможности на долгие годы сохранить прочность этого кирпича[4].
Орнамент автора как бы преобразовывает плоскость стены в ковер, выдержанный в тех художественных традициях, которые автор наблюдал в далёком детстве на Подолье. При работе над проектом гостиницы автором изучались архитектурные формы ансамбля летней резиденции императрицы Екатерины II в Царицыно — яркого примера московской псевдоготики[4].
Орнамент создан по всем правилам тектонической организации — орнаментального выражения «давления» нагрузки сверху вниз[6]. На «короне» фасада здания — пятиконечная стилизованная кирпичная звезда с часами, а по бокам — силуэты башенок. Некоторые элементы схожи со стилем Кремлевской стены (так как гостиница пропетировалась и строилась как гостиница «Москва»). В. В. Чепелик отмечал, что созданный Каракисом орнамент преобразовывает плоскость стены в ковер, выдержанный в тех художественных традициях, которые автор наблюдал в далеком детстве на Подолье. В этом узоре также прослеживается развитие орнаментальных традиций украинского модерна[6]. Сразу же во время строительства в гостинице, занимающей пять этажей, были практически все номера телефонизированными, что по тем временам считалось большим сервисом[6]. Изначально по замыслу зодчего за гостиницей планировался благоустроенный дворик и парковый сквер, однако к концу строительства комплекса в связи с изменением обстоятельств убранство внутреннего двора сделать не получилось.
В настоящее время уникальная гостиница приходит в полный упадок[7]. По словам директора музея истории и культуры города Луганска Ольги Васильевны Приколотой[8] в интервю напечатанном в журнале[9] данное прекрасное здание стало настоящей визитной карточкой города Луганска.
В 1950 году П. Ф. Алёшин (Член Президиума и вице—президент Академии архитектуры УССР), выступая в Академии, отозвался о Каракисе: «Человек он одаренный»[10], а через год, в сентябре 1951 г., в актовом зале КИСИ[~ 1] состоялось очередное собрание с привычной для того времени идеологической «чисткой»[10]. В том году добрались и до архитекторов — в КИСИ ими оказались член-кореспондент Академии архитектуры УССР, профессор Яков Штейнберг и доцент Каракис[11]. За недавно построенную гостиницу «Октябрь» (ныне «Украина») Иосиф Юльевич был обвинен в украинском национализме, а через некоторое время — в космополитизме[3][8][12][13], архитектурным вариантом которого выступает конструктивизм. Так же автору поставили в вину здание на Георгиевском переулке, 2, в г. Киеве (изначально с башенкой) которое лидер польской коммунистической партии принял за церковь[12][14]. Штейнберг вынужден был «покаяться», Каракис вместо требовавшегося покаяния сказал только, что жил и работал по совести[11]. Штейнберга оставили, а Каракиса через семестр уволили[10][11][15].
Академик архитектуры В. И. Ежов вспоминает, что в одну из встреч на Руссановских садах, когда они с Каракисом заговорили о позорном судилище, Каракис ответил:
А ведь могло быть значительно хуже. Готовили Колыму. Я отделался легким испугом.
И. Каракис (из книги В. И. Ежов. Полвека глазами архитектора. К., 2001 - с.174.)
|
В фильм о гостинице.
Гостиница "Украина", фрагмент левого и центрального крыла.
гостиница "Украина", фрагмент правого крыла.
гостиница "Украина", вид со двора.
Часы на гостинице "Украина".
Каракис, Иосиф Юльевич (1902—1988) | |
---|---|
|
|
|
|
Украина (гостиница, Луганск).