14-10-2023
Аэропорт «Усть-Кут» | ||||
---|---|---|---|---|
Код IATA: UKX — Код ICAO: УИТТ (UITT) | ||||
Информация | ||||
Страна | Россия | |||
Регион | Иркутская область | |||
Тип | гражданский | |||
Эксплуатант | ОАО «Аэропорт Усть-Кут» | |||
Местонахождение | Россия, Иркутская область, |
|||
Базирующиеся авиакомпании | ОАО "АК ЮТЭЙР" | |||
Высота над уровнем моря | +667 м | |||
Координаты | ||||
Местное время | UTC +9 | |||
Время работы | По регламенту (23.00-11.00 UTC) | |||
Веб-сайт | ||||
Взлётно-посадочные полосы (ВПП) | ||||
Номер | Размеры | Покрытие | ||
12/30 | 2000×45 | Армобетон | ||
Вертолётные площадки | ||||
Номер | Размер | Покрытие | ||
Квадрат-I | 18 | Армобетон | ||
Квадрат-II | 18 | Армобетон | ||
Статистика (2010) | ||||
Пассажирооборот | 76 072 (▲ 273%) | |||
Количество самолето-вылетов | 2 461 (▲ 110%) | |||
Грузооборот | 664 тонны (▲ 100%) | |||
Источники: [1] |
«Усть-Ку́т» — региональный аэропорт в 10 км к северу от города Усть-Кута Иркутской области, является третьим (после Иркутска и Братска) по размерам аэропортом регионального значения. Входит в состав Осетрово-Ленского транспортного узла, обеспечивает грузовые и пассажирские перевозки на север Иркутской области, в Якутию, а также в областной центр — Иркутск.
Основным собственником аэропорта является ОАО «Авиакомпания „ЮТэйр“» (85,57% акций)[2].
Содержание |
Размеры ВПП: 2000 Х 45 м, класс ВПП: Г, покрытие: армобетон, курсы посадки: 300 и 120. Центральные ряды ИВПП имеют классификационное число покрытия 39/R/A/X/T ; крайние ряды - 30/R/A/X/T. |
Система перронов:
Имеется бетонный перрон 300 м × 100 м (PCN 46/R/A/X/T), оборудованный централизованной системой заправки и запуска воздушных судов, а также отдельная площадка для стоянки вертолетов.
Аэропортовый комплекс:
Аэропорт не оснащен пассажирскими трапами
Аэронавигационное обслуживание осуществляет Усть-Кутское отделение филиала «Аэронавигация Восточной Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».
Наблюдение за метеообстановкой и метеоконсультацию осуществляет ФГБУ "Авиаметтелеком Росгидромета"
|
|
ОМИ «Светлячок»
Let L-410 (Л-410), Ан-2, Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-30, Ан-32, Ан-72, Ан-74, Ан-140, Ан-148, Ил-76, Ил-114, Ту-134 (зимой), Як-40, Як-42, ATR-42, ATR-72, CRJ-200, вертолеты всех типов[3].
Район аэродрома расположен в Южной части обширного Средне-Сибирского плоскогорья, поверхность которого представляет собой возвышенное плато с отдельными сопками и кряжами. Рельеф окружающей местности холмистый с незначительными вершинами. Сопки и долины покрыты хвойным лесом с высотой деревьев до 40 метров.
Местность района аэродрома в северной части – холмистая, в южной – горная. Через район аэродрома проходит электрифицированная железная дорога Братск—Усть-Кут—Звездный, вдоль железной дороги проходит высоковольтная линия электропередач с высотой опор 30-35 м. и автомобильная дорога. С юго-запада на северо-восток протекает река Лена, очертания берегов которой являются характерным навигационным ориентиром.
Аэродром Усть-Кут расположен в зоне резко-континентального климата (степень континентальности 63%). Погода района аэродрома обуславливается расположением на левом берегу реки Лена выше ее долины на 300-350 метров.
Средняя годовая скорость ветра – 3,9 м/с. Повторяемость скоростей ветра, превышающих установленные пределы, наблюдается весной (апрел-май) и в ноябре. В зимнее время преобладают ветры юго-западного, а теплый период западного и северо-восточного направления.
В районе аэродрома с магнитным посадочным курсом 300° на удалении 8-10 км от искусственной взлетно-посадочной полосы (ИВПП) при скоростях ветра 3 м/с и более наблюдается орографическая болтанка.
Абсолютное минимальное давление 902,9 мб.
Низкая облачность зависит от синоптической обстановки и от местных особенностей района. Наибольшая повторяемость низких облаков и тумана приходится на август-октябрь. Рост количества низко расположенных облаков – слоистых и разорвано-слоистых форм отмечается в основном в утренние и дневные часы. Минимальное количество низких облаков наиболее вероятно в ночные часы.
Горизонтальная дальность видимости достигает наименьших значений с ноября по апрель, за счет снегопадов и метелей.
Среднегодовая температура воздуха составляет -3,4°C. Минимальные температуры отмечаются в декабре-январе, максимальные в июле. Абсолютный минимум температуры воздуха -52°C.
Климат аэродрома | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Показатель | Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | |
Средняя температура, °C | −27,9 | −23,1 | −12 | −2,5 | 7,3 | 15,6 | 17,9 | 12,5 | 5,5 | −2,7 | −11,1 | −27,1 | |
Источник: GISMETEO: Аэропорт "Усть-Кут" [1] |
Осадки наблюдаются в течение всего года. Число дней с осадками составляет от 125 до 185 в год. Грозы наблюдаются с мая по август, в основном во второй половине дня и связаны с прохождением фронтов.
Гололед наблюдается редко.
В районе аэродрома имеются препятствия, превышения которых:
|
|
Класс воздушного пространства в границах района аэродрома в период работы диспетчерского пункта КДП МВЛ - «C» (предоставляется диспетчерское обслуживание воздушного движения). В остальное время в районе аэродрома установлен класс воздушного пространства «G» и предоставляется только полетно-информационное обслуживание воздушного движения.
Авиакомпании | Назначения |
---|---|
Ангара | Иркутск (3 раза в неделю) |
ЮТэйр | Иркутск[4] (ежедневно) |
Ангара | Иркутск — Ленск (по датам) |
ЮТэйр | Новосибирск (2 раза в месяц) |
В 2008 году аэропорт обслужил 34 тыс. пассажиров против 24 тыс. в 2007 году. Рост пассажирооборота составил 43 %, грузооборота — 66 %, количества принятых и отправленных воздушных судов — 20 %[5].
В 2008 году выручка предприятия составила 36 млн руб. Среднесписочная численность работников — 86 чел., среднемесячная заработная плата которых — 16 260 руб.
В планах на 2009 год увеличить прибыль на 47 % за счёт увеличения вахтовых перевозок до нефтяных месторождений Иркутской области[6].
Показатели работы Усть-Кутского отделения Аэронавигации Восточной Сибири по Командно-диспетчерскому пункту (КДП) и Вспомогательному местному диспетчерскому пункту (ВМДП) аэропорта Усть-Кут с января 2009 по июнь 2011 года:
Общий объем прибытия-вылетов воздушных судов по аэропорту Усть-Кут за 2010 год составил - 5 077, что на 108% больше чем за 2009 год. А за первое полугодие 2011 года - 3 401, что на 54% больше чем за аналогичный период предыдущего года.
Компания «ЮТэйр», став в 2007 году держателем контрольного пакета акций аэропорта, заявляла о намерении построить новый аэровокзал и удлиннить взлётно-посадочную полосу для принятия самолётов первого класса[7]. Компанией был принят план реконструкции аэропорта на 2009-2015 годы, предполагающий:
В последующем планируется построить новую стоянку для Ту-154, новые помещения аварийно-спасательной станции и заменить свето-сигнальное оборудованиеи средства посадки самолётов[8].
План реконструкции аэропорта включён в федеральную программу возрождения значимых аэропортов, однако на 2009 год аэропорт «Усть-Кут» считается «не обязательно значимым для партнёров». Несмотря на это, по заявлениям генерального директора ОАО «Усть-Кутский аэропорт» Юрия Саморокова, ожидается, что полномасштабная реконструкция всё же будет проведена к 2015 году[5].
Экономические перспективы напрямую связаны с перспективами освоения крупных месторождений углеводородного сырья (Верхнечонского, Ярактинского, Дулисьминского, Талаканского и др.) и эксплуатацией Восточного нефтепровода.
Для обслуживания аэропорта предусмотрен маршрут № 101 из центра города «Станция Лена — Аэропорт», однако в течение 2010 и 2011 года он не действовал. Администрация города периодически поднимает вопрос о его восстановлении.
Подъехать к аэропорту на автомобиле можно от кольцевого перекрёстка объездной дороги и ул. Некрасова. Перед зданием аэровокзала имеется бесплатная и платная (охраняемая) парковка.
Строительство аэропорта началось в 1963 году в 12 км севернее Усть-Кута на вершине сопки. Была оборудована грунтовая взлётно-посадочная полоса. С осени того же года начали осуществляться первые рейсы самолётов Ан-2, Ил-14, стали летать первые вертолёты.
В 1966 году аэропорт принял первый грузовой самолёт Ан-12. Кроме него, полёты осуществлялись на самолётах Ан-24, Ан-26, Ил-14, Ан-2, Як-12, вертолётах Ми-2, Ми-4. В зимний период на грунтовой полосе уплотнялся снег, проводилась разметка габаритов ВПП, что позволяло принимать грузовые транспортные самолёты Ил-76.
В 1970-х гг. значение аэропорта «Усть-Кут» возросло в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали и открытии новых алмазодобывающих районов в Якутии. Введены пассажирские рейсы на самолётах Ан-90 и Як-40. Построены здание авиационно-технической базы склад ГСМ, грузовой пакгауз, здания диспетчерских пунктов УДВ и другие сооружения.
В 1979 году завершено строительство искусственной взлётно-посадочной полосы для тяжёлых типов самолётов, оборудованной автоматизированной системой посадки и свето-сигнальной системой для обеспечения приёма самолётов в тёмное время суток.
В 1980-е гг. аэропорт достигает пика своего развития и по объёмам отправок груза занимает лидирующее положение в Восточно-Сибирском управлении гражданской авиации. Приём и выпуск воздушных удов осуществляется круглосуточно. В 1983 году через аэропорт «Усть-Кут» отправлено 228,3 тыс. пассажиров, 26,7 тыс. тонн грузов, 536 тонн почтового груза. Построены бетонный перрон здание аварийно-спасательной станции, док для технического обслуживания вертолётов, тёплые боксы для автотехники; оборудованы централизованная система заправки и выпуска воздушных судов, места стоянок для вертолётов.
В 1990-х гг. объёмы работ резко упали. Ежегодное падение объёмов составляло 30—40 %. С 1991 по 2001 годы годовые отправки грузов сократились в 10 раз (с 18,3 тыс. тонн до 1,8 тыс. тонн), а отправки пассажиров — в 15 раз (с 111 тыс. чел. до 7,2 тыс. чел. в год).
Объединённое авиапредприятие было реорганизованно, на его базе созданы три предприятия: ГП «Авиакомпания „Усть-Кутавиа“» (эксплуатация воздушных судов), ГП «Аэропорт Усть-Кут» (эксплуатация аэропорта) и Усть-Кутское отделение управления воздушным движением. С 1993 года основным оператором и эксплуатантом аэропорта является акционерное общество «Аэропорт Усть-Кут».
К 2000-м гг. в аэропорту сохранена вся инфраструктура, необходимая для обслуживания грузовых перевозок на самолётах и вертолётах, в том числе в больших объёмах. Произведена замена свето-сигнального оборудования ВВП, произведён ремонт инженерных коммуникаций, осуществляется текущий ремонт ВВП, обновляется спецтехника на её содержание.
В 2007 году контрольный пакет акций ОАО «Аэропорт Усть-Кут» приобрела авиакомпания «ЮТэйр», планирующая использовать его как свою основную базу в Восточной Сибири.
В 2011 году аэропорт стал победителем отборочного этапа межрегионального конкурса «ЛУЧШИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ АВИАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА СИБИРИ – 2011», получив наивысшую оценку по услуге «Организация и обеспечение безопасности полетов; обслуживание пассажирских и грузовых авиаперевозок на региональных и местных авиамаршрутах» — (65 баллов из 65).[9]
Самолёт Canadair Regional Jet CRJ-200 на перроне
Полёт над городом Усть-Кутом. Вид на реку Лену
Самолёт ATR-42 в аэропорту Усть-Кут на перроне
Пролет Як-40 над полосой аэродрома Усть-Кут
Посадка Ан-24 (посадочный курс 300)
Стоянка вертолётов Ми-8 на перроне аэропорта Усть-Кут
Мытьё самолёта Ан-24
Стоянка самолётов Ан-24 на перроне аэропорта Усть-Кут
Самолет Ан-12 в аэропорту Усть-Кут на перроне.
Самолет Dassault Falcon 2000 в аэропорту Усть-Кут на перроне (частный самолет бизнесмена).
Вертолет Aerospatiale 350B3 Ecureuil (RA-04054) - Ютэйр
Самолет Ан-2 в аэропорту Усть-Кут
Самолет Ан-140 в аэропорту Усть-Кут на перроне
Вертолет Миль Ми-26Т на перроне
Вертолет а/к Вертол-Авиа
Огни ВПП ночью
Ил-76ТД на перроне
Проход с перрона к терминалу аэровокзала
Фото Аэропорта
Радиолокационная система посадки TESLA
Посадка в самолет Ил-14
Взлет Ил-76
Радиотехническая система ближней навигации (РСБН)
5 марта 1970 года, самолет Ли-2 бортовой номер CCCP-58340 авиакомпании Аэрофлот получил серьёзные повреждения при взлете в результате смещения груза (мешки с цементом) и потерпел крушение в районе ближнего привода. Погибших нет.[10]
17 декабря 1976 года самолёт Як-40 авиакомпании Аэрофлот (бортовой номер СССР-88208) сразу после вылета из Усть-Кута задел деревья и упал в лес. Погибли 7 человек. Причина катастрофы — ошибка экипажа.
14 января 2010 года частный вертолет Robinson Helicopter R44 (бортовой номер RA-04145) совершал тренировочный полет в районе аэродрома Усть-Кут и вынужденно приземлился в 70 км. Диспетчер УВД от экипажа принял информацию об аварийной посадке. Пилот сообщил, что состояние здоровье у него удовлетворительное, а у пассажира имеются обморожения. В результате катастрофы пассажир получил тяжелые обморожения нижних конечностей. Причина происшествия — ошибка пилота.[11]
5 июля 2011 года вертолет Ми-8 авиакомпании UTair (ТюменьАвиаТранс - ТАТ) (бортовой номер RA-22350) вылетел из Усть-Кута в 12:23 по Иркутскому времени (7.23 мск) на буровую номер 72 в Катангский район (720 км). В вертолете находились вахтовики компании "Роснефть-Бурение" (13 человек, среди них была одна женщина) и 3 члена экипажа, летевшие на буровую "Даниловская". После приземления вертолета на посадочную площадку между поселками Непа и Преображенка, в глухой местности, расположенную в 2,5 километрах от буровой станции, экипаж приступил к высадке пассажиров. При высадке пассажиров у вертолета провалилось колесо в грунт, экипаж попытался выровнять вертолет, но он начал заваливаться и лег набок, в результате чего одного человека порубило винтом, а второго придавило фюзеляжем. Четырнадцать человек при посадке получили тяжелые травмы, и двое из них погибли.
Усть-Кут (аэропорт).