Усть-Кут (аэропорт)

14-10-2023

Аэропорт «Усть-Кут»
Код IATA: UKX — Код ICAO: УИТТ (UITT)
Информация
Страна Россия
Регион Иркутская область
Тип гражданский
Эксплуатант ОАО «Аэропорт Усть-Кут»
Местонахождение  Россия,

 Иркутская область,
г. Усть-Кут

UKX
Базирующиеся авиакомпании ОАО "АК ЮТЭЙР"
Высота над уровнем моря +667 м
Координаты 56°51′28.37″ с. ш. 105°43′45″ в. д. / 56.857881° с. ш. 105.729167° в. д. (G) (O)
UKX
Местное время UTC +9
Время работы По регламенту (23.00-11.00 UTC)
Веб-сайт ustkutairport.ru/
Взлётно-посадочные полосы (ВПП)
Номер Размеры Покрытие
12/30 2000×45 Армобетон
Вертолётные площадки
Номер Размер Покрытие
Квадрат-I 18 Армобетон
Квадрат-II 18 Армобетон
Статистика (2010)
Пассажирооборот 76 072 ( 273%)
Количество самолето-вылетов 2 461 ( 110%)
Грузооборот 664 тонны ( 100%)
Источники: [1]

«Усть-Ку́т» — региональный аэропорт в 10 км к северу от города Усть-Кута Иркутской области, является третьим (после Иркутска и Братска) по размерам аэропортом регионального значения. Входит в состав Осетрово-Ленского транспортного узла, обеспечивает грузовые и пассажирские перевозки на север Иркутской области, в Якутию, а также в областной центр — Иркутск.
    Основным собственником аэропорта является ОАО «Авиакомпания „ЮТэйр“» (85,57% акций)[2].

Содержание

Технические характеристики

Размеры ВПП: 2000 Х 45 м, класс ВПП: Г, покрытие: армобетон, курсы посадки: 300 и 120. Центральные ряды ИВПП имеют классификационное число покрытия 39/R/A/X/T ; крайние ряды - 30/R/A/X/T.
Порог 300: 56°51’12.48’’ СШ, 105°44’42.84’’ ВД
Порог 120: 56°51’41.52’’ СШ, 105°42’56.94’’ ВД
Имеется 2 рулёжные дорожки (РД-1 - покрытие армобетон, асфальт; РД-2 - уплотненный грунт/снег).


Система перронов:
Имеется бетонный перрон 300 м × 100 м (PCN 46/R/A/X/T), оборудованный централизованной системой заправки и запуска воздушных судов, а также отдельная площадка для стоянки вертолетов.
Аэропортовый комплекс:

  • пассажирский терминал (требует реконструкции) — 50 пасс/час
  • топливозаправочный комплекс (принадлежит ООО «Аэрофьюэлз Усть-Кут»)

Аэропорт не оснащен пассажирскими трапами

Аэронавигационное обслуживание осуществляет Усть-Кутское отделение филиала «Аэронавигация Восточной Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».
Наблюдение за метеообстановкой и метеоконсультацию осуществляет ФГБУ "Авиаметтелеком Росгидромета"

Радиотехническое обеспечение полётов

Рабочие частоты аэродрома
Усть-Кут Вышка 118,3 МГц
Усть-Кут район (ОВЧ) 120,8 МГц
Усть-Кут район (ВЧ) 4,728 МГц
Усть-Кут "Метеовещание" 127,4 МГц
Усть-Кут Транзит 131,7 МГц
Аэродромная спецтехника 163,75 МГц
Радиобюро, позывной "Вантуз-2" 4,494 МГц
Аварийная частота (бедствие) 121,5 МГц
ДПРС (опознавание "ЦИ") 326 кГц
БПРС (опознавание "Ц") 670 кГц
КРМ (опознавание "ИЦИ") 108,9 МГц
ГРМ 329,3 МГц

Радиолокационное и радионавигационное обеспечение Тип средства Примечание
ОРЛ-А ДРЛ-7СМ
Пеленгатор АРП-75
РМС (ILS) СП-80 п/курс 300
ОСП ПАР-10С, АРМ-150 п/курс 300

Светосигнальное оборудование

ОМИ «Светлячок»

Принимаемые типы ВС

Let L-410 (Л-410), Ан-2, Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-30, Ан-32, Ан-72, Ан-74, Ан-140, Ан-148, Ил-76, Ил-114, Ту-134 (зимой), Як-40, Як-42, ATR-42, ATR-72, CRJ-200, вертолеты всех типов[3].

Характеристика района аэродрома

Район аэродрома расположен в Южной части обширного Средне-Сибирского плоскогорья, поверхность которого представляет собой возвышенное плато с отдельными сопками и кряжами. Рельеф окружающей местности холмистый с незначительными вершинами. Сопки и долины покрыты хвойным лесом с высотой деревьев до 40 метров.
Местность района аэродрома в северной части – холмистая, в южной – горная. Через район аэродрома проходит электрифицированная железная дорога БратскУсть-КутЗвездный, вдоль железной дороги проходит высоковольтная линия электропередач с высотой опор 30-35 м. и автомобильная дорога. С юго-запада на северо-восток протекает река Лена, очертания берегов которой являются характерным навигационным ориентиром.

Климат

Аэродром Усть-Кут расположен в зоне резко-континентального климата (степень континентальности 63%). Погода района аэродрома обуславливается расположением на левом берегу реки Лена выше ее долины на 300-350 метров.
Средняя годовая скорость ветра – 3,9 м/с. Повторяемость скоростей ветра, превышающих установленные пределы, наблюдается весной (апрел-май) и в ноябре. В зимнее время преобладают ветры юго-западного, а теплый период западного и северо-восточного направления.
В районе аэродрома с магнитным посадочным курсом 300° на удалении 8-10 км от искусственной взлетно-посадочной полосы (ИВПП) при скоростях ветра 3 м/с и более наблюдается орографическая болтанка.
Абсолютное минимальное давление 902,9 мб.

Видимость в районе аэродрома

Низкая облачность зависит от синоптической обстановки и от местных особенностей района. Наибольшая повторяемость низких облаков и тумана приходится на август-октябрь. Рост количества низко расположенных облаков – слоистых и разорвано-слоистых форм отмечается в основном в утренние и дневные часы. Минимальное количество низких облаков наиболее вероятно в ночные часы.
Горизонтальная дальность видимости достигает наименьших значений с ноября по апрель, за счет снегопадов и метелей.

Температура

Среднегодовая температура воздуха составляет -3,4°C. Минимальные температуры отмечаются в декабре-январе, максимальные в июле. Абсолютный минимум температуры воздуха -52°C.

Климат аэродрома
Показатель Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек
Средняя температура, °C −27,9 −23,1 −12 −2,5 7,3 15,6 17,9 12,5 5,5 −2,7 −11,1 −27,1
Источник: GISMETEO: Аэропорт "Усть-Кут" [1]

Осадки

Осадки наблюдаются в течение всего года. Число дней с осадками составляет от 125 до 185 в год. Грозы наблюдаются с мая по август, в основном во второй половине дня и связаны с прохождением фронтов.
Гололед наблюдается редко.

Препятствия в районе аэродрома

В районе аэродрома имеются препятствия, превышения которых:

Наименование препятствия
Hабс, м
H0, м
Истинный азимут (А), °
расстояния (S) от КТА, км
Высота «708»
709
42
45
14
Высота «757»
758
91
180
15
Высота «703»
703
36
306
5,6
«Телевышка»
837
150
210
8
Высота «782»
783
116
101
24
Высота «755»
766
99
142
17
Высота «798»
799
132
153
30
Высота «848»
849
182
169
43
Высота «864»
865
198
189
43
Высота «728,3»
684
17
220
17
Высота «713»
684
17
33
17
Высота «775»
714
47
360
47
Радиолокационная информация и отображение препятствий в районе аэродрома

Классификация воздушного пространства

Класс воздушного пространства в границах района аэродрома в период работы диспетчерского пункта КДП МВЛ - «C» (предоставляется диспетчерское обслуживание воздушного движения). В остальное время в районе аэродрома установлен класс воздушного пространства «G» и предоставляется только полетно-информационное обслуживание воздушного движения.

Маршрутная сеть

Авиакомпании Назначения
Ангара Иркутск (3 раза в неделю)
ЮТэйр Иркутск[4] (ежедневно)
Ангара ИркутскЛенск (по датам)
ЮТэйр Новосибирск (2 раза в месяц)

Показатели деятельности

В 2008 году аэропорт обслужил 34 тыс. пассажиров против 24 тыс. в 2007 году. Рост пассажирооборота составил 43 %, грузооборота — 66 %, количества принятых и отправленных воздушных судов — 20 %[5].

В 2008 году выручка предприятия составила 36 млн руб. Среднесписочная численность работников — 86 чел., среднемесячная заработная плата которых — 16 260 руб.

В планах на 2009 год увеличить прибыль на 47 % за счёт увеличения вахтовых перевозок до нефтяных месторождений Иркутской области[6].

Показатели работы Усть-Кутского отделения Аэронавигации Восточной Сибири по Командно-диспетчерскому пункту (КДП) и Вспомогательному местному диспетчерскому пункту (ВМДП) аэропорта Усть-Кут с января 2009 по июнь 2011 года:
Общий объем прибытия-вылетов воздушных судов по аэропорту Усть-Кут за 2010 год составил - 5 077, что на 108% больше чем за 2009 год. А за первое полугодие 2011 года - 3 401, что на 54% больше чем за аналогичный период предыдущего года.

Перспективы развития

Компания «ЮТэйр», став в 2007 году держателем контрольного пакета акций аэропорта, заявляла о намерении построить новый аэровокзал и удлиннить взлётно-посадочную полосу для принятия самолётов первого класса[7]. Компанией был принят план реконструкции аэропорта на 2009-2015 годы, предполагающий:

Посадка Dassault Falcon 2000 в аэропорту Усть-Кут
  • реконструкцию искусственной взлётно-посадочной полосы для обеспечения приёма в аэропорту Усть-Кута самолётов типа Ту-154 и других самолётов аналогичного класса;
  • реконструкцию аэровокзала и доведение его пропускной способности до 150 человек в час;
  • замену устаревшего оборудования и спецавтотехники.

В последующем планируется построить новую стоянку для Ту-154, новые помещения аварийно-спасательной станции и заменить свето-сигнальное оборудованиеи средства посадки самолётов[8].

План реконструкции аэропорта включён в федеральную программу возрождения значимых аэропортов, однако на 2009 год аэропорт «Усть-Кут» считается «не обязательно значимым для партнёров». Несмотря на это, по заявлениям генерального директора ОАО «Усть-Кутский аэропорт» Юрия Саморокова, ожидается, что полномасштабная реконструкция всё же будет проведена к 2015 году[5].

Экономические перспективы напрямую связаны с перспективами освоения крупных месторождений углеводородного сырья (Верхнечонского, Ярактинского, Дулисьминского, Талаканского и др.) и эксплуатацией Восточного нефтепровода.

Транспортное сообщение с Усть-Кутом

Маршрутки

Для обслуживания аэропорта предусмотрен маршрут № 101 из центра города «Станция Лена — Аэропорт», однако в течение 2010 и 2011 года он не действовал. Администрация города периодически поднимает вопрос о его восстановлении.

Автотранспорт

Подъехать к аэропорту на автомобиле можно от кольцевого перекрёстка объездной дороги и ул. Некрасова. Перед зданием аэровокзала имеется бесплатная и платная (охраняемая) парковка.

История[8]

Строительство аэропорта началось в 1963 году в 12 км севернее Усть-Кута на вершине сопки. Была оборудована грунтовая взлётно-посадочная полоса. С осени того же года начали осуществляться первые рейсы самолётов Ан-2, Ил-14, стали летать первые вертолёты.

В 1966 году аэропорт принял первый грузовой самолёт Ан-12. Кроме него, полёты осуществлялись на самолётах Ан-24, Ан-26, Ил-14, Ан-2, Як-12, вертолётах Ми-2, Ми-4. В зимний период на грунтовой полосе уплотнялся снег, проводилась разметка габаритов ВПП, что позволяло принимать грузовые транспортные самолёты Ил-76.

В 1970-х гг. значение аэропорта «Усть-Кут» возросло в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали и открытии новых алмазодобывающих районов в Якутии. Введены пассажирские рейсы на самолётах Ан-90 и Як-40. Построены здание авиационно-технической базы склад ГСМ, грузовой пакгауз, здания диспетчерских пунктов УДВ и другие сооружения.

В 1979 году завершено строительство искусственной взлётно-посадочной полосы для тяжёлых типов самолётов, оборудованной автоматизированной системой посадки и свето-сигнальной системой для обеспечения приёма самолётов в тёмное время суток.

В 1980-е гг. аэропорт достигает пика своего развития и по объёмам отправок груза занимает лидирующее положение в Восточно-Сибирском управлении гражданской авиации. Приём и выпуск воздушных удов осуществляется круглосуточно. В 1983 году через аэропорт «Усть-Кут» отправлено 228,3 тыс. пассажиров, 26,7 тыс. тонн грузов, 536 тонн почтового груза. Построены бетонный перрон здание аварийно-спасательной станции, док для технического обслуживания вертолётов, тёплые боксы для автотехники; оборудованы централизованная система заправки и выпуска воздушных судов, места стоянок для вертолётов.

В 1990-х гг. объёмы работ резко упали. Ежегодное падение объёмов составляло 30—40 %. С 1991 по 2001 годы годовые отправки грузов сократились в 10 раз (с 18,3 тыс. тонн до 1,8 тыс. тонн), а отправки пассажиров — в 15 раз (с 111 тыс. чел. до 7,2 тыс. чел. в год).

Объединённое авиапредприятие было реорганизованно, на его базе созданы три предприятия: ГП «Авиакомпания „Усть-Кутавиа“» (эксплуатация воздушных судов), ГП «Аэропорт Усть-Кут» (эксплуатация аэропорта) и Усть-Кутское отделение управления воздушным движением. С 1993 года основным оператором и эксплуатантом аэропорта является акционерное общество «Аэропорт Усть-Кут».

К 2000-м гг. в аэропорту сохранена вся инфраструктура, необходимая для обслуживания грузовых перевозок на самолётах и вертолётах, в том числе в больших объёмах. Произведена замена свето-сигнального оборудования ВВП, произведён ремонт инженерных коммуникаций, осуществляется текущий ремонт ВВП, обновляется спецтехника на её содержание.

В 2007 году контрольный пакет акций ОАО «Аэропорт Усть-Кут» приобрела авиакомпания «ЮТэйр», планирующая использовать его как свою основную базу в Восточной Сибири.

В 2011 году аэропорт стал победителем отборочного этапа межрегионального конкурса «ЛУЧШИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ АВИАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА СИБИРИ – 2011», получив наивысшую оценку по услуге «Организация и обеспечение безопасности полетов; обслуживание пассажирских и грузовых авиаперевозок на региональных и местных авиамаршрутах» — (65 баллов из 65).[9]

Фотогалерея

Архивное фото

Происшествия и катастрофы

5 марта 1970 года, самолет Ли-2 бортовой номер CCCP-58340 авиакомпании Аэрофлот получил серьёзные повреждения при взлете в результате смещения груза (мешки с цементом) и потерпел крушение в районе ближнего привода. Погибших нет.[10]

17 декабря 1976 года самолёт Як-40 авиакомпании Аэрофлот (бортовой номер СССР-88208) сразу после вылета из Усть-Кута задел деревья и упал в лес. Погибли 7 человек. Причина катастрофы — ошибка экипажа.

14 января 2010 года частный вертолет Robinson Helicopter R44 (бортовой номер RA-04145) совершал тренировочный полет в районе аэродрома Усть-Кут и вынужденно приземлился в 70 км. Диспетчер УВД от экипажа принял информацию об аварийной посадке. Пилот сообщил, что состояние здоровье у него удовлетворительное, а у пассажира имеются обморожения. В результате катастрофы пассажир получил тяжелые обморожения нижних конечностей. Причина происшествия — ошибка пилота.[11]

5 июля 2011 года вертолет Ми-8 авиакомпании UTair (ТюменьАвиаТранс - ТАТ) (бортовой номер RA-22350) вылетел из Усть-Кута в 12:23 по Иркутскому времени (7.23 мск) на буровую номер 72 в Катангский район (720 км). В вертолете находились вахтовики компании "Роснефть-Бурение" (13 человек, среди них была одна женщина) и 3 члена экипажа, летевшие на буровую "Даниловская". После приземления вертолета на посадочную площадку между поселками Непа и Преображенка, в глухой местности, расположенную в 2,5 километрах от буровой станции, экипаж приступил к высадке пассажиров. При высадке пассажиров у вертолета провалилось колесо в грунт, экипаж попытался выровнять вертолет, но он начал заваливаться и лег набок, в результате чего одного человека порубило винтом, а второго придавило фюзеляжем. Четырнадцать человек при посадке получили тяжелые травмы, и двое из них погибли.

Примечания

  1. Отчётность - Объемные показатели ОАО "Аэропорт Усть-Кут"  (Проверено 12 января 2012)
  2. ОАО "Аэропорт Усть-Кут" Список аффилированных лиц по состоянию на 31.12.2010г.  (Проверено 12 января 2012)
  3. Aviapages.ru: Аэропорт Усть-Кут/Ust-Kut  (Проверено 12 января 2012)
  4. Сегодня «ЮТэйр» начинает регулярные полёты из Иркутска в Усть-Кут и Бодайбо  (рус.). Информационный портал «Байкал 24» (2 авг. 2010). Архивировано из первоисточника 11 марта 2012. Проверено 2 сентября 2010.
  5. ↑ Есть перспективы? Есть. Интервью с генеральным директором ОАО «Усть-Кутский аэропорт» Юрием Сумароковым // Ленские вести. — 2009. — 13 марта. — № 9. (Проверено 12 января 2012)
  6. Отчет главы муниципального образования «Город Усть-Кут» В.Г. Кривоносенко о социально–экономическом положении на территории муниципального образования «Город Усть-Кут» в 2008 году // Ленские вести. — 2009. — 6 марта. — № 8. (Проверено 12 января 2012)
  7. Отчёт мэра Усть-Кутского муниципального образования В.П. СЕНИНА за 2007 год // Ленские вести. — 2008. — 4 апр. — № 13. (Проверено 12 января 2012)
  8. ↑ Аэропорт Усть-Кут: есть перспективы развития // Ленские вести. — 2008. — 15 авг. — № 32. (Проверено 12 января 2012)
  9. Свидетельство ГЕММА 2011  (Проверено 3 апреля 2012)
  10. CCCP-58340 Accident description. Aviation Safety Network. Архивировано из первоисточника 21 февраля 2012. Проверено 11 октября 2010.
  11. Под Иркутском аварийно сел вертолет. ЗАО «Коммерсантъ. Издательский дом». Архивировано из первоисточника 11 марта 2012. Проверено 14 января 2010. (Проверено 12 января 2012)

Ссылки

  • G!S meteo Прогноз погоды по аэропорту "Усть-Кут" и вероятность задержки рейсов.  (Проверено 12 января 2012)
  • Табло аэропорта Усть-Кут на сервисе «Яндекс.Расписания».  (Проверено 12 января 2012)
  • Официальный сайт аэропорта Усть-Кут ~ новости, расписание ~  (Проверено 12 января 2012)

Усть-Кут (аэропорт).

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47