21-01-2024
ОДК-Уфимское моторостроительное производственное объединение | |
---|---|
Тип | Публичная компания |
Листинг на бирже |
MCX: UFMO [1] |
Год основания | 1925 |
Расположение | Россия: Уфа (Республика Башкортостан), ул. Ферина,2 |
Ключевые фигуры | Семивеличенко, Евгений Александрович (управляющий директор) |
Отрасль | авиационное двигателестроение |
Продукция | авиационные двигатели, газотурбинные приводы для газоперекачивающих агрегатов, энергетические установки, узлы вертолётной техники |
Оборот |
|
Чистая прибыль | 14517 млн руб. (2019 год) |
Число работников | 24 876 человек (на 31.12.2019г.) |
Материнская компания | Объединённая двигателестроительная корпорация |
Награды | [2] |
Сайт | Медиафайлы на Викискладе |
ОДК-Уфимское моторостроительное производственное объединение (юридическое название Публичное акционерное общество «ОДК-Уфимское моторостроительное производственное объединение», ПАО «ОДК-УМПО») — российское предприятие, производитель авиационных двигателей. Основано в 1925 году. В объединении работают более 24 тысяч человек.
Входит в состав ОДК («Объединённая двигателестроительная корпорация»).
Основными видами деятельности предприятия являются разработка, производство, сервисное обслуживание и ремонт турбореактивных авиационных двигателей и газоперекачивающих агрегатов, производство и ремонт узлов вертолётной техники.
Датой рождения предприятия считается 17 июля 1925 года. В этот день Совет труда и обороны принял решение о строительстве, на базе мелких авторемонтных мастерских бывшего АО «Русский Рено» в Рыбинске завода по производству авиационных двигателей. 14 января 1928 года завод вступил в строй действующих предприятий авиационной промышленности под номером 26.
В 1931 году в Уфе началось строительство завода комбайновых моторов, в 1935 году собраны первые 10 двигателей.
К 1940 году Уфимский моторный завод имел всё необходимое для выхода производства на полную мощность, но был передан из Наркомсредмаша в Народный комиссариат авиационной промышленности СССР с присвоением ему номера 384. В этом же году УМЗ становится дублёром Рыбинского завода по производству авиационных моторов М-105 (до начала Великой Отечественной войны завод успел выпустить 675 штук М-105).
В начале войны на площади Уфимского завода эвакуирован ряд моторных заводов, в том числе и из Рыбинска. 17 декабря 1941 года Рыбинский моторный завод номер 26, два ленинградских завода-дублёра (234-й и 451-й), частично 219-й из Москвы, проектное бюро ЦИАМ (Москва), конструкторское бюро В. А. Добрынина (Воронеж) и два уфимских завода, — моторный (384-й) и дизельный (338-й) объединены в единое целое. Новое предприятие стало правопреемником объединённых заводов и получило номер головного — 26-й. В 1943 году на завод передали задачу создания центрифуги для обогащения урана по проекту Ф. Ф. Ланге, необходимого для атомного проекта СССР.
Производство двигателей на заводе № 26 в период 1942—1948 годов:
двигатель \ годы | 1942 | 1943 | 1944 | 1945 | 1946 | 1947 | 1948 | Всего |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
М-105ПФ | 10 048 | 11 965 | 8762 | 4312 | 687 | - | - | 35 774 |
ВК-107А | 41 | 208 | 2111 | 3191 | 396 | 692 | 550 | 7189 |
ВК-108 | - | - | 6 | 27 | 16 | - | - | 49 |
РД-10 | - | - | - | - | 59 | 447 | 833 | 1339 |
Всего | 10 089 | 12 173 | 10 879 | 7530 | 1158 | 1139 | 1383 | 44 351 |
С 1967 года предприятие производило сборку двигателей для автомобилей «Москвич-412»[4].
В дальнейшем предприятие переименовано в Уфимский моторостроительный завод, на базе которого в 1978 году создано Уфимское моторостроительное производственное объединение, в 1993 году ставшее открытым акционерным обществом «Уфимское моторостроительное производственное объединение»[5].
В августе 2011 года приказом генерального директора «Объединённой двигателестроительной корпорации» Андрея Реуса объединение определено головным предприятием в стране по выпуску двигателей для боевой авиации. В 2012 году у ОАО «УМПО» появляются два филиала: «Опытно-конструкторское бюро имени А. Люльки» (Москва) и «Лыткаринский машиностроительный завод» (Лыткарино).[источник не указан 810 дней]
1 января 2017 года в состав ПАО «УМПО» вошло АО «Научно-производственное предприятие «Мотор», сохранив название НПП «Мотор» (научно-производственное подразделение – «Мотор»).[6]
8 сентября 2017 года переименовано в публичное акционерное общество «ОДК-Уфимское моторостроительное производственное объединение».
Серийно выпускает турбореактивные двигатели для самолётов семейства Су-27 (двигатель АЛ-31Ф), Су-30 (двигатель АЛ-31Ф и АЛ-31ФП), Су-35С (АЛ-41Ф-1С), Су-57 (АЛ-41Ф-1), Су-25 (Р-95Ш и Р-195), узлы и агрегаты для вертолётов «Ка» и «Ми». [источник не указан 276 дней] По состоянию на январь 2023 года на официальном сайте предприятия отсутствует информация о выпускаемой продукции авиационного назначения.[7]
Предприятием выпускаются наземные газоперекачивающие агрегаты на базе двигателя АЛ-31СТ[8], а также газотурбинные энергетические установки[9].
3 марта 2022 года, на фоне вторжения России на Украину, ПАО «ОДК-УМПО» включено в санкционный список США «в ответ на преднамеренное и неспровоцированное вторжение в Украину»[10][11]. 19 октября 2022 года предприятие включено в санкционный список Украины, так как производит двигатели для истребителей и вертолетов которые использовались в ходе нападения на Украину[12][13]. С 2 августа 2022 года под санкциями Новой Зеландии[14]. 12 апреля 2023 года года предприятие попало под санкции Канады как «организации причастной к войне Путина»[15][16].
Также под санкции ряда стран попали два филиала ПАО «ОДК-УМПО», так «Опытно-конструкторское бюро имени А. Люльки» находится под санкциями стран Евросоюза, США, Швейцарии и Японии[17], а «Лыткаринский машиностроительный завод» под санкциями Евросоюза, США, Японии, Украины[18] и Швейцарии[19]
Уфимское моторостроительное производственное объединение лыткарино, уфимское моторостроительное производственное объединение генеральный директор, уфимское моторостроительное производственное объединение оквэд, уфимское моторостроительное производственное объединение предприятия башкортостана.