Фауст (фильм, 2011)

14-08-2023

Фауст
Faust
Жанр

драма

Режиссёр

Александр Сокуров

Продюсер

Андрей Сигле

Автор
сценария

Юрий Арабов

В главных
ролях

Йоханес Цайлер
Антон Адасинский
Изольда Дюхаук
Ханна Шигулла

Оператор

Брюно Дельбоннель

Композитор

Андрей Сигле

Кинокомпания

Proline-film

Длительность

134 мин.

Сборы

20 млн. руб.[1]

Страна

США, Россия, Германия, Франция, Япония, Великобритания, Италия

Язык

немецкий

Год

2011

IMDb

ID 1437357

«Фа́уст» — фильм режиссёра Александра Сокурова. Премьера состоялась в 2011 году в Италии. Картина снята на языке произведения. Это четвёртая работа из задуманной тетралогии власти — «Молох» — «Телец» — «Солнце» — «Фауст»[2].

Фильм получил премию «Золотой лев» на 68-м Венецианском кинофестивале[3]. Российская премьера прошла в г. Ульяновске 27 сентября 2011 г. в Большом зале Ленинского мемориала, премьерный показ в Санкт-Петербурге состоялся 26 января 2012 г. в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. Выход в российский прокат состоялся 9 февраля 2012 года[4].

Содержание

Сюжет

Фильм снят по мотивам первой части трагедии Иоганна Вольфганга фон Гёте «Фауст».
Повествование, в основном, строится на любовной линии Фауст — Маргарита.

В основе сюжета вся классическая немецкая легенда о Фаусте окантованная некоторыми сюжетными линиями одноимённого произведения Гёте.

События разворачивается в трудно идентифицируемом времени и пространстве. Со слов автора в эпоху гетевской Германии (то есть XIX век), но в с экрана так и дышит средневековая жизнь — грязь, нищета, теснота, болезнь, шум. В начале фильма зритель может видеть с высоты птичьего полета, спускаясь вместе с сорвавшимся с зеркала, подвешенного к небу, белоснежным платком, весь город целиком — приютившийся у подножия безжизненно-серых гор над серым океаном.

Доктор Фауст, живя в эпоху зачинающегося прогресса, завершающего гуманистическую традицию существования человека, уже не удовлетворен теми ответами существования, которые предлагает ему церковь, как интеллектуал своего времени он живет с мыслью что на всё можно найти ответы если хорошенько покопаться в окружающем мире, живёт с мыслью что если душа есть её можно пощупать. С этого и начинается действие фильма: доктор судорожно копается в человеческих останках в поисках души. Но её органа в теле нет. Зато детородный орган с сифилитическим шанкром, препарированного трупа, во всей своей красе крупного плана, предваряет всё последующее действие картины.

Доктор озабочен проблемами существования посмертного бытия. Несмотря на поразительные знания и общественное признание ему нечего есть. И ему нужны лишь средства — попросту деньги. Поиск истины и смысла Бытия давно перестали быть целью. Всё это он в какой-то мере найдёт у ростовщика: лукавого и комичного героя, ростовщик и есть Мефистофель, и, кажется, это даже общеизвестный в городе факт. Все знают, что если ростовщик разденется догола, то у него «спереди ничего нет». Даже адской силе в этом мире деньги даются с большим трудом, но чудо дьявол всё-таки совершает: в погребе Ауренбаха он проткнёт кирпичную кладку вилкой, похожей на рогатину, так, что из щели польётся вино. Там пьянствуют вернувшиеся после войны солдаты (которые наполнили город и побираются на каждом углу). Они напиваются и происходит пьяная драка, Фауст случайно убивает в ней человека, который окажется братом прекрасной девушки — Маргариты, знакомство с Маргаритой началось чуть ранее с того, что Фауст заглянул ей под юбку и ему там многое понравилось. Фауст не требует прекрасного, ради которого он скажет «Остановись, мгновенье…», эта фраза не прозвучит здесь. Проблемы мироздания и вселенной его интересуют, но закажет он иное. Обеспокоенный и высоким чувством к девушке, и обычной похотью, он требует от ростовщика помочь ему соблазнить красавицу, устранив пуританку — мать. Вскоре этой крикливой старухе становится известно, что это доктор Фауст убил брата Маргариты, и переспать с милой девочкой теперь будет сложнее, несмотря на деньги, добытые дьяволом с большим трудом. Тогда ростовщик, до того помогавший даром, и вынимает написанный от руки договор с ошибками, по которому Фауст и «прадаст сваю тушу» за ночь с Маргаритой. Ростовщик для этого отравит её мать и всех свидетелей. Фауст переспит с девушкой. На утро в доме обесчещенной Маргариты будут десятки адских исчадий, мертвецов и чёрных кошек, Фауст оставит её (и труп её матери) там и покинет спящую. Ростовщик и Фауст пустятся в бега после такой череды злодеяний, они прикинутся солдатами, по пути ещё встретят и убегут от привидения брата Маргариты (благодарного за свою смерть). Но совесть Фауста не позволит ему общаться с дьволом, на которого проще всего переложить вину за похоть и кровь, и на фантастическом леднике Фауст забьёт своего адского друга камнями. «Кто же тебя кормить будет?» — скажет смеющийся ростовщик уже под булыжниками…

Присутствует в картине и друг Фауста — Вагнер: любящий хозяина как пёс, надоевший своей любовью и ревностью, но на самом деле завистливый творец в тени другого творца: гениальное творение Вагнера — Гомункулюс — хорошенький уродец выращенный в колбе. Впрочем, колба эта случайно разобьётся.

В ролях

Интересные факты

В России фильм вышел в прокат в двух вариантах, при этом оба — на немецком языке: один — с субтитрами, а второй — с закадровым голосом самого Сокурова.

Примечания

  1. Кассовые сборы фильма "Фауст" на 04.03.2012
  2. Четвёртая картина тетралогии получила «Золотого льва»
  3. «Фауст» Сокурова получил «Золотого льва» в Венеции
  4. «Фауст» Сокурова выходит в российский прокат

Ссылки

  • Страница на IMDB
  • Мария Кувшинова. Александр Сокуров: «Я европеец». OpenSpace.ru (09.09.2011). Проверено 11 сентября 2011.
  • Про чтение Гете // Коммерсантъ. — 2011. — № 168 (4709).
  • Александра Тучинская. Фаустовский мир в преддверии Апокалипсиса // Искусство кино. — 2011. — № 10.

Фауст (фильм, 2011).

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47