16-07-2023
Филателистический конверт — конверт, подготовленный посредством наклеивания почтовых марок и написания адреса и отправленный по почте с целью создания объекта коллекционирования.
Филателисты давно начали отправлять письма друг другу и самим себе, и филателистические почтовые отправления известны с конца XIX века. В то время как некоторые коллекционеры специализируются на собирании филателистических конвертов, особенно конвертов первого дня и конвертов спецгашений, другие считают их искусственно созданными объектами, которые не отражают реального использования, и часто платят более высокую цену за конверт, который представляет собой образец действительно коммерческого использования. Однако письма, отправленные филателистами, являются не менее подлинными почтовыми отправлениями, чем почтовое отправление, отправленное без намерения увидеть его снова. К филателистическим конвертам относятся почтовые отправления первого полёта и конверты первого дня выпуска почтовой марки. За эти годы состоялось много выставок, для которых были изготовлены штемпели специального гашения и на которых работало почтовое отделение, где почтовое отправление может быть отправлено в определённую дату проведения выставки. Как и на любом другом подлинном почтовом отправлении, на этих конвертах были наклеены почтовые марки и поставлены оттиски почтовых штемпелей соответствующего периода времени, и затем они были обработаны и доставлены официальной почтой. Часто филателистический конверт будет иметь большее историческое значение, чем случайно отправленные конверты, поскольку филателистические конверты также часто отправляются из определённого места в дату важного или значимого события, такого как запуск космического корабля или церемония инаугурации[1].
Возможные виды филателистических конвертов ограничиваются только творческим воображением коллекционеров, но есть ряд хорошо известных категорий:
Филателистические конверты обычно очень легко определить, но иногда они могут остаться необнаруженными неопытным филателистом. Вот их характерные признаки:
Хотя многие филателисты предпочитают подлинные коммерческие конверты искусственно созданным филателистами конвертам, филателистические конверты всё же могут быть приемлемы в коллекциях стран и эпох, для которых уцелело мало других конвертов. Был ли конверт создан искуственно или нет, всё равно это почтовое отправление, прошедшее ту же почту, что и другие конверты из данной страны, с наклееными почтовыми марками и оттиском почтового штемпеля, и часто оно более исторически значимо по сравнению с конвертами, отправленными без намерения получить их обратно.
Различные виды конвертов, как правило, подготовленные коллекционерами, историками или другими энтузиастами, имеют огромное историческое значение и, независимо от намерения, которым руководствовался отправитель при их отправке, иногда примечательны или известны сами по себе.
Среди самых однозначных примеров известных или популярных филателистических конвертов — цеппелинная (или дирижабельная) почта. Это конверты, которые были перевезены на борту дирижаблей в 1930-х годах и имеют оттиски специальных штемпелей и другие специальные отметки. Поскольку новые цеппелины были самым быстрым способом доставки почты через Атлантический океан, на них перевозилось много почтовых отправлений. В связи с шумихой, поднятой вокруг дирижаблей, большую часть перевозимой на их борту почты составляли конверты первого полёта. Значительная часть финансирования системы доставки цеппелинами была получена от коллекционеров и других энтузиастов того времени. Из-за быстроты доставки почты на борту этих воздушных судов имелось много коммерческих почтовых отправлений. Сроки доставки почты через Атлантический океан сократились с нескольких недель до нескольких дней. Рейсы Гинденбурга продолжительностью двое с половиной суток были самым быстрым способом пересылки почты между Европой и Северной Америкой в 1936 году[2].
После появления воздушных перелётов прошло не так много времени, прежде чем самолеты начали перевозить почту между удаленными точками по всему земному шару. В США и Германии доставка воздушной почтой была встречена с таким же народным энтузиазмом и помпой, что и первые полёты на Луну американских астронавтов. Вследствие этого многие люди отправляли себе или друзьям филателистические конверты, которые перевозились на борту во время этих полётов, для того, чтобы получить сувенир на память об этом историческом событии. Конверты первого полёта, перевезённые на борту, в некоторых случаях очень популярны и известны. Первый регулярный рейс авиапочты США состоялся 15 мая 1918 года, во время него была доставлена почта из Вашингтона в Нью-Йорк. Рейсы выполнялись на самолётах армии США типа бипланов Curtiss JN-4 «Дженни», пилотируемых военными лётчиками, с промежуточной посадкой в Филадельфии (аэродром Баслтон — Bustleton Field). Среди присутствовавших при отправлении первого рейса из Вашингтона находились президент США Вудро Вильсон, генеральный почтмейстер США Альберт С. Берлсон (Albert S. Burleson), и помощник министра ВМС США Франклин Д. Рузвельт. Лейтенант армии Джордж Бойл (George L. Boyle) был назначен пилотировать самолёт № 38262 во время первого рейса на север, который, к сожалению, оказался несколько менее успешным начинанием[3].
Филателистический конверт.