Фотина самаряныня мученики, фотина самаряныня день, фотина самаряныня икона

03-02-2024

Христос и самарянка (Перуджино, 1506 год)

Фоти́на Самаря́ныня (др.-греч. Φωτεινή, также Фоти́ния Самаря́нка, Жена-самарянка) — женщина, у которой Иисус Христос попросил воды напиться из колодца Иакова и которая возвестила людям той местности (Самария-Сихарь) о его мессианских действиях. Её также принято называть самарянкой или самаритянкой. История её встречи с Иисусом описана в Евангелии от Иоанна.

Содержание

Притча о воде живой

Иисус рассказал женщине о себе в иносказательной форме как об источнике живой воды, испив которую, человек становится освобожденным и готовым к новой жизни. Так же, как и в истории с Никодимом, притча построена в форме вопроса и ответа. Иисус попросил у женщины воды, она смутилась, сказав, что «Иудеи с Самарянами не сообщаются». Тогда Иисус сказал, что если бы она знала кто к ней обращается, то сама просила бы у него воды живой. На вопрос о том, откуда у него вода, был дан следующий ответ:

Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
(Ин.4:13-14)

Далее женщина самарийская спрашивает у Иисуса, где же должно им поклоняться всевышнему Богу. Так как в библейской истории самаряне были потомками от смешения евреев и хананейских народов, в связи с чем иудеи не сообщались с этим народом, считая их полукровками. Традиционно самаряне поклонялись единому Богу Яхве на горе Гризим, а иудеи в Иерусалимском Храме. Различия в местах поклонения и религиозных обрядах провели явное разделение между этими двумя родственными народами. Но Иисус возвещает ей о наступление нового времени:

Христос и Самарянка (греческая икона)
поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
(Ин.4:21-23)

Женщина говорит, что ей известно что должен прийти «Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все» и Иисус в ответ говорит — «Это Я, Который говорю с тобою».

Православная традиция

В православной традиции женщина, которую Иисус встретил у колодца, носила имя Фотина (Светлана). Она стала христианкой и приняла мученическую смерть в Риме в 66 году. Вместе с ней пострадали её сыновья Иосия и Виктор, а также сёстры Анастасия, Параскева, Кириакия, Фото и Фотида. Одним из эпизодов её мучений было, что с неё содрали кожу и бросили в колодец.[1] Её память совершается в Православной церкви 20 марта (по юлианскому календарю).

В византийском обряде воспоминанию истории встречи Христа и самарянки посвящена пятая пасхальная неделя (воскресенье), в амвросианском — первое воскресенье Великого поста.

Изобразительное искусство

Мученица Фотина Самаряныня (деталь иконы XIX века)

Сюжет беседы Христа с самарянкой является одним из самых распространенных изображений раннехристианского искусства.[2] При его изображении буквально следуют евангельскому тексту, помещая у колодца фигуру женщины, достающей из него сосуд с водой, а с другой стороны колодца Иисуса Христа, беседующего с женщиной. К примерам наиболее ранних изображений этого сюжета относятся: фреска церковного дома в Дура-Европос (ок. 250 года, сохранилась только фигура самарянки), фрески катакомб Претекстата на Виа Латина (IV век), рельеф на пластине из слоновой кости на кафедре Максимиана (VI век).

С VI века происходит изменение в изображении композиции — Иисуса Христа начинают изображать сидящим возле колодца (например, мозаика равеннской церкви Сант-Аполлинаре Нуово, VI век). К XII—XIV векам в иконописи в сцене беседы Христа с самарянкой приобретает акцент на её учительном значении (например роспись новгородской церкви Феодора Стратилата на Ручью, 1380-е годы).

Ерминия Дионисия Фурноаграфиота (1730-е) даёт следующее указание по изображению данного сюжета[3]:

Христос сидит на камне. Позади Его стоят удивленные апостолы. Пред ними виден кладезь. У устья его стоит женщина. В левой руке она держит бадью, а правую простерла ко Христу, поставив пред собою водонос. Христос благословляет её.

Примечания

  1. Димитрий Ростовский. Страдание святой мученицы Фотины
  2. «Беседа Христа с самарянкой» // Православная энциклопедия
  3. Ерминия или наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом

Ссылки

  • Беседа с Самарянкой // Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета
  • Толковая Библия Лопухина. Евангелие от Иоанна
  • Мученица Фотина (Светлана) Самаряныня, Римская на сайте Православие.Ru

Фотина самаряныня мученики, фотина самаряныня день, фотина самаряныня икона.

Аюб, Панёва, Файл:Marten de Vos Cana.jpg, SNP.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47