16-07-2023
Тип(ы) кузова: | родстер (2‑мест.) |
Компоновка: | классическая |
М-72 | |
---|---|
Марка: | М-72 |
Тип: | бензиновый, карбюраторный |
Объём: | 746 см3 |
Максимальная мощность: | 22 л.с., при 4 500 об/мин |
Конфигурация: | оппозитный 2-цилиндровый |
Цилиндров: | 2 |
Клапанов: | 4 |
Система питания: | два карбюратора |
Охлаждение: | воздушное |
Клапанной механизм: | нижнеклапанный |
Тактность (число тактов): | четырёхтактный |
механическая 4-ступ. | |
---|---|
Производитель: | МЗМА |
Тип: | механическая |
Число ступеней: | 4-ступ. |
Длина: | 4 180 мм |
Ширина: | 1 630 мм |
Высота: | 1 050 мм |
Колёсная база: | 2 240 мм |
Колея задняя: | 1 220 мм |
Колея передняя: | 1 220 мм |
Масса: | снаряжённая - 500 кг |
Макс. скорость: | 100 км/ ч |
Связанные: | М-72 (мотоцикл); Москвич-407 |
Похожие модели: | Auto Union 1000 Sp; Saab Sonett; Triumph Spitfire; Austin-Healey Sprite; Wartburg 313; Datsun Sports; BMW 700; Autobianchi Stellina |
Расход топлива: | 7 л/ 100 км |
ХАДИ-2 — экспериментальный советский легковой автомобиль (заявлялся как «спортивно-туристский»), построенный студенческим конструкторским бюро (СКБ) Харьковского автодорожного института (ХАДИ) в 1961 году.
Будучи по сути самоделкой, ХАДИ-2 выделяется тем, что это был первый в СССР автомобиль с кузовом из стеклопластика.
Автомобиль сохранился до нашего времени, хотя и в сильно переделанном виде, и каждый год используется в церемонии повящения первокурсников в студенты.
Содержание |
Эксперименты со стеклопластиковыми кузовами велись в пятидесятые-шестидесятые годы во многих странах. Первым серийным автомобилем с кузовом из стеклопластика (фибергласа) стал Chevrolet Corvette (1953). Впоследствии появились и другие примеры использования этого материала в автомобилестроении. В ГДР примерно с того же времени широко использовался близкий по свойствам материал — дуропласт, армированная хлопковыми очёсами фенолформальдегидная смола.
ХАДИ-2 был построен в 1961 году студенческим КБ на Факультете Автомобилей и двигателей ХАДИ под руководством мастера спорта В. К. Никитина в виде эксперимента по освоению новых материалов и технологий.
Примерно в то же время (1958 год) подобная конструкция из стеклопластика, но на шасси мотоколяски С-ЗЛ была построена и в МВТУ в лаборатории при кафедре «Колесные машины» под руководством В. С. Цыбина[1].
На этот счёт нет точной информации, однако было бы логично предположить, что именно создатели ХАДИ-2 впоследствии приняли участие в проектировании и подготовке производства уже серийного стеклопластикового микроавтобуса «Старт» и автомобиля «Заря», разработанных силами ХАДИ и Северодонецкой авторемонтной базы (САРБ).
Также, по некоторой информации, позднее самодеятельными автостроителями было создано несколько копий ХАДИ-2 и автомобилей по его мотивам с использованием оригинальных чертежей.
ХАДИ-2 представлял собой двухдверный, двухместный родстер длиной чуть больше 4 метров.
Кузов не имел дверей и был изготовлен путём выклейки из стеклоткани в 10 слоёв на покрытом разделительным слоем парафина полноразмерном гипсовом макете. Роль несущей конструкции играла рама, сваренная из круглых труб. В итоге автомобиль получился сравнительно лёгким.
Двигатель со сцеплением были взяты от мотоцикла М-72. Мотор двухцилиндровый оппозитный, нижнеклапанный.
Основные узлы и агрегаты шасси — передняя подвеска и рулевое управление, трансмиссия, задний мост — были позаимствованы у серийного «Москвича-407», как и бо́льшая часть внешнего декора — бамперы, решётка радиатора, задние фонари, ободки фар, плафон освещения номерного знака.
Никаких признаков тента или иного варианта крыши на автомобиле нет.
Автомобиль был официально зарегистрирован и получил государственные номерные знаки.
Впоследствии автомобиль был переделан, и судя по современному состоянию не один раз (или, что также вероятно, нынешний вариант является копией с оригинала). В настоящее время он имеет несколько иную форму передней части кузова и другой разъём капота, иное лобовое стекло — высокое гнутое вместо низкого из двух плоских половин, одноцветную окраску вместо двухцветной, как минимум колёса от автомобиля «Москвич-412» и другие отличия. На фотографиях салона явно просматривается рулевая колонка от «Жигулей».
ХАДИ-2.